Ольга Лапина
Конспект фронтального занятия по серии сюжетных картин «Семейный ужин» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучать связному последовательному рассказыванию по серии сюжетных картин.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную линию, придумывать к рассказу название; обогатить и активизировать словарь по теме «Семья»; применять знания в практике речевого общения.
Коррекционно – развивающие: продолжать развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию, упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий; развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, общую моторику.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.
Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин», мяч.
Словарная работа: семья, мамуленька, мамушка, батенька, папулечка, терпеливая, скромная, строгий, доброжелательный, мудрый, задорный.
Предварительная работа: беседы с детьми о семье, семейных традициях; чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», В. Сухомлинского «Самые ласковые руки», «Бабушка отдыхает», стихотворений Е. Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине», «Наш дедушка»; дидактические игры «Назови ласково», «Угадай и назови эмоцию».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
2. Основная часть
Игра «Подбери слово» (с мячом)
Логопед: Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная кто?
Дети: Мама.
Логопед: Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый.
Дети: Папа, дедушка.
Логопед: Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дети: Бабушка.
Логопед: Старый, умный, строгий, добрый, седой, мудрый.
Дети: Дедушка.
Логопед: Веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Дети: Сестра.
Логопед: Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, умный, подвижный.
Дети: Брат.
Логопед: Это вся, это вся, это вся моя…
Дети: Семья.
Логопед: скажите, а у вас есть семья? Какая она?
Логопед выставляет три сюжетные картинки.
Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье. Рассмотрите первую картинку и скажите, какая часть суток изображена на картинке?
Дети: На картинке изображен вечер.
Логопед: Почему вы думаете, что это вечер?
Дети: Дети пришли из школы или из детского сада. На часах 18.00 часов. Родители уже вернулись с работы.
Логопед: Давайте придумаем имена детям.
Дети: София и Артём.
Логопед: Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время?
Дети: Ужин.
Логопед: Что стала делать мама? Зачем?
Дети: Мама стала заваривать в чайник чай, чтобы к ужину он успел завариться.
Логопед: А что стали делать дети?
Дети: Помогать маме.
Логопед: Какую работу выполняет Артём?
Дети: Артём чистит картошку.
Логопед: Что можно приготовить из картофеля на ужин?
Дети: Суп картофельный, пожарить картофель, картофельное пюре, картошку фри.
Логопед: Расскажите, чем занята София?
Дети: София моет под краном огурцы и помидоры.
Логопед: Что она будет делать из овощей?
Дети: Она будет делать салат.
Логопед: Кого вы не увидели в кухне за работой?
Дети: Папу.
Логопед: Рассмотрите вторую картинку. Чем в это время занимается папа?
Дети: Папа в это время занимается уборкой, пылесосит пол.
Логопед: Когда всё было готово, что сделала семья? Рассмотрите третью картинку.
Дети: Семья сели ужинать.
Логопед: Какое настроение у членов семьи?
Дети: Настроение у всех веселое. Они смеются, улыбаются.
Логопед: Как мы можем озаглавить наш рассказ?
Дети: «Семейный ужин», «Вечер дома».
Логопед: Как можно закончить наш рассказ?
Дети: Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином. Они рассказывали, как прошёл день, что было интересного.
Логопед: Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?
Дети: Стали вместе убирать со стола и мыть посуду. А потом пошли смотреть телевизор, делали уроки и играли всей семьёй, отправились на вечернюю прогулку.
Физминутка
Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)
Если метелица злая метёт (взмахи руками перед собой из стороны в сторону)
В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)
Дождик и снег нам тогда не страшны (на месте топают ногами).
Игра «Назови ласково»
Логопед: Как мы ласково называем маму?
Дети: Мамочка, мамулечка, мамуленька, мамушка.
Логопед: как мы зовем ласково папу?
Дети: Папуленька, папочка, батенька, папулечка.
Логопед: А как вас называют ласково в семье, но не по имени?
Дети: Сыночек, сынуля. Доченька, дочурка.
Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. София и Артём пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин. Артём почистил картошку для картофельного пюре. София помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай.
Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
Пересказ текста полностью (двое – трое детей по желанию).
Игра «Ромашка добрых дел»
Логопед: Символ семьи – это ромашка. Вы будете передавать ромашку, и называть, как вы дома помогаете.
Дети: Я помогаю маме мыть посуду. Вместе с папой и старшим братом ходим за продуктами в магазин. Я помогаю готовить ужин. Я помогаю делать уборку. Я помогаю делать ремонт. Я накрываю на стол. Я поливаю цветы и протираю пыль.
3. Рефлексия.
Логопед: Как называется рассказ, который составляли по серии картинок?
Дети: «Семейный ужин».
Логопед: Как должны относиться члены семьи друг к другу?
Дети: С заботой, с любовью и уважением.
Логопед: Как можно назвать семью, о которой говорилось в рассказе?
Дети: Дружная семья. Крепкая семья.
Логопед: Вот вам на память о занятии ромашки. Нарисуйте им «лицо», соответствующее вашему настроению от нашего занятия.