марина лунева
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему: «Звуки и буквы [Ы] –[ И]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить дифференцировать звуки [ы] – [и] и буквы ы-и в слогах и словах; обучать звукобуквенному анализу.
Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковая дорожка, предметные картинки, альбом для работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Упражнение «Один – много». Выделить голосом последний звук в слове.
Муха – мухИ
Жук -…
Утка -…
Медведь -…
Олень -…
Волк -…
Лиса – лисЫ
Пчела -…
Дятел -…
Заяц -…
Оса -…
Ворона -…
2. Введение в тему.
Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему: „Звуки и буквы [Ы] –[ И]“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
- Какой последний звук в словах вы произносили? ([ы], [и]). Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и обозначать их буквами ы, и.
3. Артикуляционная гимнастика.
Чередование «окошечко» - «трубочка» - «улыбка».
Чередование «окошечко» - «заборчик».
«Прятки».
Произношение гласных по звуковой дорожке:
(и ы и и ы ы)
4. Сравнение звуков по артикуляции.
- Чем отличается произношение звуков?
Дети произносят звуки, наблюдая за артикуляцией в зеркале и делают вывод: при произношении звука [ы] губы менее напряжены, язык отодвинут в глубь рта, а при произношении звука [и] губы растянуты в улыбку, кончик языка упирается в нижние зубы.
5. Дифференциация ы –и.
А) Загадки.
Кто позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
(мишка)
С подстриженною гривой
Скачет ретиво.
И у дома своего
Ржет негромко: «И-го-го!»
(лошадка)
Дети рассматривают картинки (приложение 1).
- Как ржет лошадка? Как ревет медведь?
Б) Пальчиковые упражнения.
Лошадка
Чуть тряхнула лошадь гривой,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву.
Мишка
Ладони на себя, все пальцы, кроме больших, переплетены, большие («уши медведя») – выставлены вверх.
В) – Лошадка Искорка и медведь предлагают вам зарядку. Если услышите в слове звук [ы]– присядьте, если [и] – потянитесь верх.
Дым ива
Кит сито
Дыня коты
Мышка такси
Г) «Эхо». Запомнить и повторить слоговые ряды:
Ви-ви-вы ды-ды-ди
Пы-пи-пы ты-ти-ты
Д) «Перекличка».
- Медведь и лошадка перекликаются. Медведь ревет: ы-ы. ы, а лошда отвечает: и-и-и…
Пы-пи выть-…
Ты-… ныть-…
Мы-… быть-…
Е) Лошдка и медведь ждут гостей» (приложение 2)
- Назовите гостей. Определите, какой звук в слове – [ы] или [и]?
Кто пойдет в гости к лошадке? А кто пойдет к медведю? Какие животные были в гостях у лошадки? (домашние) А у медведя какие животные гостили? (дикие)
Ж) Посмотрите на человечка. Какие буквы у него в руках? Поставьте эти буквы в схемы слов-названий животных (кит, рыба, лиса, бык, приложение 3)
З) – Рассмотрите схемы. В схемах стоят буквы ы и и. Сколько звуков в каждом слове? Подберите слова к каждой схеме.
6. Итог занятия.
- Раздайте угощения Искорке и медведю.
У детей картинки: пирог, конфеты, дыня, апельсин, сыр, арбузы, киви, вафли, бобы, малина, пирожное, ягоды.