Анна Турпитко
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представление детей о космосе.
Задачи:
• Формирование речевых навыков :
закрепить умение воспроизводить ритмический рисунок по заданному
образцу;
продолжать развивать умение детей отгадывать загадки.
• Совершенствование лексического строя речи :
Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей
по теме «Космос»;
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже;
Публикация «Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий „Космос“» размещена в разделах
образование относительных прилагательных,
образование сложных слов.
• Развитие связной речи:
составлять распространенные предложения;
стимулировать детей к речевым высказываниям.
• Развитие моторики:
развитие координации речи с движениями;
развитие мелкой моторики пальцев рук.
• Развивающие:
• развивать внимание, память, тактильные ощущения;
развитие зрительно-пространственного восприятия.
• Воспитательные :
создание ситуации успеха;
воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.
Оборудование: мешочки с крупами, предметные картинки по лексической теме, шарики су-джок, разрезные картинки с изображением космических кораблей,
Ход:
1. Логопед: Подняв голову к небу, мы часто задаем себе вопрос: «Где начало и где конец космоса?» Мир звезд богат и разнообразен. В безоблачный, ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные горячие, огненные шары, похожие на Солнце. Мы живем на планете, которая называется Земля. Вокруг нашего солнца еще 8 планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это Солнечная система.
- Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?
- Тогда нам нужно отгадать космические загадки :
а) Распустила алый хвост, полетела в кучу звезд.
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилуниться. (ракета).
б) Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
в)По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели и сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (звезды)
г) Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
д) Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт уснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
-Кем мы должны стать, чтобы отправиться в космическое путешествие? - Космонавтами.
- Какими должны быть космонавты? - Сильными, смелыми, внимательными и т. д.
- Сейчас я и проверю А вот ваше внимание. Упражнение «Чего не стало»
- Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Все в порядке, Готовимся к полету.
Игра «Запуск ракеты»
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться (повторяют его движения)
Л. : Включить контакты (Соединяет большие пальцы рук).
Д. : Есть, включить контакты!
Л. : Завести мотор!
Д. :Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1, ПУСК (сомкнутые руки вверх). 2. Развитие тактильных ощущений.
Если мы до обеда не вернемся на Землю, нужно будет подкрепиться. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая крупа. Нужно на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке.
- Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (рисовую) и т. д.
3. Развитие тактильных ощущений.
Если мы до обеда не вернемся на Землю, нужно будет подкрепиться. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая крупа. Нужно на ощупь определить, какая крупа лежит в мешочке.
- Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (рисовую) и т. д.
4. Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны взять их в руки и прочитать стихотворение о метеорите. Раздаются шарики су-джок.
5. Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла! Дети садятся на стульчики.
Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетами. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта.
Упражнение «Четвертый лишний»
Солнце, Луна, звезда, лампа
Марс, Земля, ракета, Сатурн
Ракета, спутник, луноход, самолет
В центр управления полетами необходимо передать информацию о космических объектах. Я буду называть 2 слова, а вы из 2 слов составьте одно. (луноход, звездолет, звездопад, длиннохвостая, многоступеньчатая.
6. Ну чтож нам уже пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть домой мы должны составить из частей космические корабли. (Дети работают с разрезными картинками).Что ты составил?
7. Релаксация. (под музыку)Закроем глаза, сядем удобно, дышим ровно, глубоко. Представляем нашу Землю, бело-голубой шар, который становится все меньше и меньше. Внимание! Мы встретились с инопланетянами!
8. Ну вот мы и дома. Где мы сегодня побывали? (Мы побывали в космосе)
- Что вам понравилось на занятии?