Инна Гладышева
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Перелётные птицы»
▼ Скачать +Заказ
Цель. Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах.
Задачи
Коррекционно-обучающие.
Активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
Упражнять в образовании существительных – названий птенцов перелётных птиц, а также в употреблении формы Род. п. мн. ч. сущ-ных (названий птиц).
Продолжать формировать навык полного развёрнутого ответа на вопрос.
Упражнять в звуко-слоговом анализе слов, состоящих из разного количества слогов.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Коррекционно-развивающие.
Развивать логическое мышление, слуховое внимание, мимическую моторику, общую моторику, фонематическое восприятие, связную речь.
Воспитательные.
Прививать интерес к миру животных и птиц.
Воспитывать любовь к птицам, желание их оберегать.
Оборудование
Картинки с изображением перелётных птиц. Кукла-пупс. Цветные модели для звукового анализа. Схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах.
Предварительная работа
Наблюдения на прогулке. Беседа о птицах : какие улетели, какие остались; почему улетают перелётные птицы.
Рассматривание картинок с изображением перелётных птиц.
Чтение художественных произведений:
А. Барто «Журавли»
С. Баранов «Журавли»
В. Бианки
«Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Упражнение в делении слов на слоги.
Звуковой анализ одно - и двухсложных слов.
Условные обозначения:
в – задания для детей с высоким уровнем
с – задания для детей со средним уровнем
н - задания для детей с низким уровнем
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие мимической моторики. Упражнение «Осень» (всн).
-Дети! Какое сейчас время года? (осень).
-Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.
- А сейчас выполним все движения поочерё дно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.
2. Сообщение темы занятия.
-Дети, предлагаю вам отгадать загадки (по мере отгадывания логопед выставляет картинки). Тогда вы узнаете, о чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии (вс).
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец. /Скворец/
Нос у него белый.
Сам он чёрный, очень проворный,
Друг садов и полей,
Поедает червей. /Грач/
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/
-Скворец, грач, кукушка – это какие птицы? (перелётные)
- Сегодня мы поговорим о перелётных птицах.
3. Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах. Активизация предметного и глагольного словаря по теме.
-Я уверена, ребята, что вы много знаете о перелётных птицах. А вот малыш (выставляется кукла-пупс, который пришёл к нам из младшей группы, не знает. - Расскажите ему о них. А чтобы вам было легче, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями.
• Почему перелётные птицы улетают на юг? (сн) (становится холодно и им нечего есть)
• Какие птицы улетают первыми? (в) (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы,соловьи, ласточки)
• Какие птицы улетают последними? (в) (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
• Как улетают журавли? (в) (клином)
• Как улетают гуси, утки? (в) (вереницей)
• Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (в) (стаей)
• А какие птицы улетают поодиночке? (в) (кукушки)
• Что перелётные птицы делали весной? (сн) (вили гнёзда, выводили птенцов)
• Что перелётные птицы делали летом? (сн) (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
• С кем улетают журавли? (всн) (с журавлятами). Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? Кукушки?
-Молодцы! Теперь наш малыш многое узнал о перелётных птицах.
4. Словоизменение. Употребление сущ-ных в Род. п. мн. ч. Игра «Каких птиц не стало?» (всн)
-Ребята! Я предлагаю научить малыша правильно изменять слова. Для этого закончите мою фразу, правильно изменив название птицы.
Улетели грачи, не стало… (грачей). То же со словами журавли, лебеди, гуси, утки, скворцы, кукушки, ласточки, соловьи, жаворонки.
5. Физминутка.
-Наш малыш немного устал. Покажем ему, как мы умеем двигаться.
Осень-непогодушка (подняли руки вверх,
Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо).
Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)
Песенку запел (повороты туловища влево-вправо).
Ветка чуть качается (руки вперёд,
Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад).
С нами старый скворушка
До весны прощается (приседания).
6. Развитие звуко-слоговой аналитической деятельности. Игра «Кто самый сообразительный?» (вс)
• Название какой перелётной птицы состоит из одного слога? (грач). Сколько звуков в этом слове? (4)
• Названия каких перелётных птиц состоят из двух слогов? (цапля, лебедь, журавль)
• Название какой перелётной птицы состоит из четырёх слогов? (жаворонок)
• Посмотрите на звуковую схему (звуковая схема слова «лебедь»). Название какой перелётной птицы подходит к этой схеме? Сколько здесь гласных звуков? (2). Назовите их ([э], [э]). Сколько согласных? (3). Все согласные какие? (мягкие). Назовите их ([ль], [бь], [ть]).
7. Развитие связной речи. *Упражнение «Расскажи о любимой перелётной птице» (всн).
-Ребята, а у вас есть любимая перелётная птица? А вы хотите о ней рассказать? Малыш хочет послушать. Чтобы вам было легче рассказывать, вам поможет вот эта схема. Логопед выставляет мнемотаблицу, на которой схематически изображены:
1) цвет птицы, оперение;
2) части тела птицы;
3) что делает птица весной, летом, как называются её птенцы;
4) что птица делает осенью;
5) чем питается птица;
6) за что мне нравится эта птица или как я отношусь к птицам.
Рассказы детей. Оценка рассказов другими детьми.
* Данное упражнение можно использовать как часть занятия или как целое занятие, в зависимости от речевых возможностей детей.
8. Итог занятия.
- О чём сегодня с вами говорили? Чем занимались?
-Наш малыш сегодня многому научился, например, он много узнал о перелётных птицах, а также знает, как составлять о них рассказ. Ему у нас очень понравилось. Он хочет к нам ещё раз прийти. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его к нам снова. (Дети прощаются с малышом и приглашают его в гости).
Оценка деятельности детей.