Алейникова Анастасия Владимировна
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [А], [У], [О], [И]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуки [а], [у], [о], [и]»
Учитель-логопед: Алейникова Анастасия Владимировна
Цель: закрепление правильного произношения гласных звуков [а], [у], [о], [и].
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте „Звуки [А], [У], [О], [И]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Коррекционно-образовательные задачи: упражнять в умении четко произносить и дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки [а], [у], [о], [и]; учить определять ударный звук в слове; учить звукослоговому анализу; упражнять в составлении предложений по предметным картинкам.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную и общую моторику; развивать речевое дыхание; слуховое внимание, память; фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать выдержку и умение слушать товарищей.
Оборудование: магнитная доска; демонстрационные звуковые символы; перышки на ниточках; мяч; предметные картинки: сумка, утка, дом, сад, сапоги, пальто, ива, диван, малина, домино.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, я предлагаю вам отправится в гости к звукам и поиграть с ними. Но возьму с собой только тех, у кого хорошее настроение. И сейчас мы поднимем настроение веселой гимнастикой.
Психогимнастика «веселая обезьянка»
Любит покривляться обезьяна,
Всех дразнить готова постоянно:
Словно заинька насторожилась,
Как личика хитрой притворилась,
Будто глупый ослик удивилась,
Как колючий ежик рассердилась,
Словно мышка в норке испугалась,
И как вы, ребята, рассмеялась.
- Настроение подняли, и теперь приготовим наши губки и язычок к занятию.
2. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, скажите, с помощью чего мы произносим звуки? (язык, губы, зубы, голосок, ветерок). А сейчас мы поиграем с язычком.
Язычок знаком вам, дети,
Мы его улыбкой встретим («заборчик»)
Вот и язычок пришел (приоткрыть рот, высунуть острый язык «иголочка»)
Вправо он сейчас пошел (язык вправо)
Все, что нужно увидал и налево зашагал (язык влево).
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко (широко открыть рот «окошко»).
Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает, (рот широко открыт, кончик языка поднимается вверх)
Он окно не закрывает, книзу кончик опускает. (рот широко открыт, кончик языка опускается вниз)
Язычок не устает, из ковша водичку пьет. («чашечка»)
В прятки поиграть он рад,
Отступает шаг назад. (затянуть язык вглубь рта)
Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке. («лошадка»)
Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье. («качели»)
3. Развитие речевого дыхания
- Сейчас мы полетим на волшебных перышках (детям раздаются перышки на ниточках). Но помните, вдох делаем бесшумный носиком в животик, выдох плавный, долгий, щеки не надуваем, чтобы перышко держалось наверху.
4. Объявление темы занятия
- Сегодня мы с вами расскажем, какие гласные звуки и буквы мы уже знаем.
- Давайте вспомним, что мы слышим и произносим? (звуки)
- Что мы читаем и пишем? (буквы)
- Какие звуки мы называем гласными?
- Каким цветом они обозначаются?
5. Закрепление знания артикуляционного уклада звуков [а], [у], [о], [и]. Игра «отгадай звук по описанию»
На доске вывешиваются демонстрационные символы звуков, но они перевернуты чистой стороной к детям.
- А теперь угадайте наш первый звук: губы в улыбке, зубы сближены, язык лежит, голос поет (звук [и]. переворачиваем звук).
- А сейчас (имя ребенка) тихонько подсмотрит и загадает нам второй звук: рот широко открыт, губы округлены, язык лежит, голосок поет (звук [о]. переворачиваем звук).
Аналогично дети загадывают и отгадывают звуки [а], [у].
- Назовите четко эти звуки. Чем они отличаются? Чем похожи?
6. «Звуковая зарядка» (развитие внимания и фонематического слуха)
- Приглашаю вас на «звуковую зарядку». Посмотрим, какие вы внимательные. Нужно выполнять разные движения на разные звуки:
[а] – руки вверх.
[у] – руки вперед.
[о] – руки на поясе.
[и] – руки в стороны.
(сначала логопед называет звуки и выполняет движения правильно, затем называет звуки и не выполняет движения, затем называет звуки и выполняет движения неправильно)
7. Звуковой анализ звукосочетаний
- А сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки» (дети выполняют звуковой анализ звукосочетаний: ауи, уа, ау, иа, оиу.
8. Физкультминутка «Ветерок»
Ветерок листвой шуршит: шу-шу-шу, шу-шу-шу (дети потирают ладонь о ладонь).
В трубах громко он гудит: у-у-у, у-у-у (хлопают над головой руками)
Поднимает пыль столбом: бом-бом-бом, бом-бом-бом (топают ногами).
Дует он везде, кругом: гом-гом-гом, гом-гом-гом (переступают, повернувшись вокруг себя).
Может вызвать бурю он: страх-страх, страх-страх (руки в стороны, делают круговые движения).
Не удержится и слон: ах-ах, ах-ах (покачивают головой).
9. Игра «Звуколов» (дифференциация звуков в произношении)
- Приглашаю вас половить звуки. На столе лежат перемешанные картинки. По очереди достаем картинку, называем ее и называем звук – командир (ударный звук). Картинки: сумка, утка, дом, сад, сапоги, пальто, ива, диван, малина, домино.
10. Деление слов на слоги
- Ребята, слова состоят из слогов. Давайте разделим наши слова на части (сумка, утка, дом, сад, сапоги, пальто, ива, диван, малина, домино). А делить мы их будем хлопком. Один хлопок – это один слог.
11. Составление предложений
- А сейчас я попрошу вас придумать предложения по картинкам, которые мы с вами называли.
Например: Мама пошла в сад собирать яблоки (сумка, утка, дом, сад, сапоги, пальто, ива, диван, малина, домино).
12. Итог занятия
- Мы поиграем с мячом. Вам нужно придумать слова на заданный звук ([а], [у], [о], [и]).