Елена Васильевна Пономарева
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Хорошо живем на Дону родном!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:1)формировать интерес к познанию истории родного края,
формировать представление о казачестве,
приобщать детей к национальным культурам, существующим на
территории нашего района;
2)развивать творческие способности, воображение, внимание, память детей;
3) воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
Оборудование: макет русской печи, казачьего куреня, казачья утварь: чугунки,
утюги, кочерга, коромысло, веник, иконы, платки, рушники,
Публикация «Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста „Хорошо живем на Дону родном!“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: беседа о казаках и казачестве, посещение Дома – музея писателя А. С. Серафимовича, Казачьего музея, заучивание казачьих пословиц, песен, частушек.
Ход праздника.
(Под фонограмму «Гимна Всевеликого Войска Донского» заходят в зал Хозяин с хозяюшкой)
Хозяин: - Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем!
Хозяюшка: - Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Вместе: - Каравай мы Вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Песня «Мы Вам рады»
(Угощают гостей караваем)
Ведущий: - Как на зорьке заиграет
Ветерок волной,
Солнце ярко озаряет
Город наш родной.
Кто у нас не бывал,
Реки Дон не видал,
Всех мы рады пригласить
В Серафимович погостить!
(На мультимедийном экране слайд с изображением г. Серафимович и его достопримечательностей).
Ведущий: - Гостям мы рады, что пришли.
Для нас времечко нашли.
Будут здесь у нас забавы,
Представление на славу,
Может быть, и рассмешим.
И вернемся, как во сне,
Мы к казачьей старине.
(На мультимедийном экране слайд с изображением казачьей Усть-Медведицкой станицы, куреней).
Ведущий: - Мы с вами живем в г. Серафимович. А раньше он назывался станица Усть-Медведицкая. Располагалась она на правом берегу реки Дон. Высоко над рекой стояли казачьи домики- курени. Это чтобы весной вода не затопила их, и чтобы было видно приближение врага.
( На мультимедийном экране слайд с изображением природы Донского края: река Дон, степь).
Чтец: - Края донские - края родные.
Здесь издавна казаки живут.
Они прославляют края дорогие,
Свои частушки казачьи поют.
(Исполнение детьми казачьих частушек)
Я не лебедь и не гусь,
Выступаю, не боюсь!
Если нет парней хороших,
За плохими - я не гонюсь!
Выхожу и начинаю,
Начинаю просто,
Я решила петь частушки
Лет до девяноста!
Девочки - девчоночки,
Примите на вечорочки!
Может быть последний раз,
На вечорочках у вас.
Ой вы парни, паренёчки,
Вы садитесь на пенёчки.
И забудьте вы про нас -
Обойдёмся мы без вас!
Что вы, девки, губы жмёте?
Аль хороших ребят ждёте?
К вам хорошие не придут,
И плохие все уйдут.
Ой, пыль, пыль в лицо,
На моё крыльцо.
Хороши наши ребята,
Только рыжи на лицо.
Ведущий: - А вы знаете, кто такие казаки?
- По–татарски «гозак» или «гузак»- значит воин, без доспехов, без кольчуги,
без шлема. «Казак» - значит степной воин.
- А вы знаете заповеди казачества?
(Казаком нужно родиться.
Казаком нужно стать.
Казаком нужно быть.)
Ведущий:- Служить Отечеству всегда, во все времена и у всех народов считалось и считается делом почетным. Казаки всегда считали честью служить своей Родине.
(Казак – полномерная воля!
Казак – безоглядная доля!
Казак – нерушимая крепь!
Казак – нетупящийся меч!
Казак – мужества грань!
Казак - благородства дань)
(Исполнение песни «Шел со службы казак молодой»).
Ведущий:- Но не только воевать умели казаки. Славились они и своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:
1. Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
2. Плуг блестит, пока пашет.
3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
4. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
5. Где хозяин ходит, там и хлеб родит.
(Слушание записи песни «Ах, ты степь широкая»)
Ведущий:- А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы по дому. Казаки придумали про них загадки. Отгадайте их:
1. Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)
2. Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга)
3. Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает. (Веник)
4. Где вещи хранили? (В сундуке)
5. Концами над водой висит,
Серединкой на плече лежит. (Коромысло)
6. Идет пароход – то взад, то вперед,
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг)
Ведущий:- Все, что вы увидели, ребята, это старинные вещи, их осталось совсем немного. А те, которые остались, хранятся в музее.
(На мультимедийном экране слайд с изображением Казачьего музея и Дома–музея писателя А. С. Серафимовича, с фотографиями детей во время посещения музея).
(Сценка «У самовара»)
Хозяйка:- Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою:
«Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай- чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день- денёчек!»
1мальчик: - Чай пить – не дрова рубить.
2 девочка: - У самовара не скучаем,
Разговор ведём за чаем!
Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном!
3 мальчик:- После бани свежий чай
Казакам всем подавай!
1 мальчик:- Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней!
2 девочка:- Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
3 мальчик:- Мы за чаем не скучаем,
Вместе песни распеваем!
(Исполнение песни «Пчелочка златая»)
Ведущий:- Хорошо чайку попить,
О том, о сём поговорить.
А теперь пора сыграть,
Свою удаль показать.
(Игра «Горелки»)
Ведущий:- «Работай до поту – поешь с охотой!»
У казаков всегда был в особом почете трудолюбивый человек, а над
ленивым посмеивались.
(Сценка «Тит, иди молотить!»)
1 ребенок - Не колода лодырь, не пень,
Лежит целый день.
2 ребенок - Не жнет и не косит,
А обедать просит.
Вместе - Тит, иди молотить!
Тит - Живот болит!
1 ребенок - Тит, иди кашу есть!
Тит – Где моя большая ложка?
2 ребенок-Люди работают – ты отдыхаешь,
Все пошли завтракать – ты обгоняешь.
1 ребенок - Да ты и не работал!
Тит – Я уже выспался, кушать охота!
2 ребенок – Хочешь есть калачи – не спи на печи!
Тит – Буду работать, буду трудиться!
Все вместе - Будем все вместе тогда веселиться!
Ведущий - Кто трудился от души,
Веселись теперь, пляши!
(Исполняется казачий танец)
Ведущий – Праздник подошел к концу,
Веселье не кончается.
Пускай всегда лицом к лицу
Одни друзья встречаются.
(Чаепитие в группе)