Екатерина Сурнина
Конспект НОД по ФЦКМ «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
«НОД по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста "Загадочный космос"»
Конспект занятия "Загадочный космос"
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.
Задачи:
Закрепить знания о планетах солнечной системы.
Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.
Оборудование:
Иллюстрации по теме, аудиозаписи, портреты, глобус, мнемотаблицы, мягкие модули, ватман, карандаши.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Космос».
Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос».
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе.
Изготовление поделок,аппликаций о космосе.
Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету».
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Звучит космическая музыка.
Воспитатель: - Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму. Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы. Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство. Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин).Показ портрета.
- С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.
- Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)
- Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина – космонавт). Показ портрета.
- А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна). Показ портрета Белки и Стрелки.
- А как вы думаете, какими должны быть космонавты?
Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?»
Космонавт должен быть : смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.
- Ребята, давайте подумаем и скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?
Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…
Дети: Знать.
Воспитатель: Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит …
Дети: Труд.
Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на.
Дети: Планеты.
Воспитатель: Самый дружный будет наш
Наш веселый…
Дети: Экипаж.
Воспитатель: Если в космос мы хотим
Значит скоро …
Дети: Полетим.
Воспитатель: - Вы хотите полететь в открытый космос?
Дети: Да!
Воспитатель: - А, что нам для полета нужно?
Дети: Космическая ракета!
Воспитатель: - Построим с вами космическую ракету?
Дети: Да!
Воспитатель: - Но, чтобы его построить, нам необходимо быть в физической форме!
Физминутка.
Воспитатель: А, теперь, приступаем к работе!
Строим космическую ракету из мягких модулей.
Воспитатель: - как мы с вами быстро и дружно построили нашу космическую ракету. Я предлагаю назвать ее «Дружба». А, какое у нас есть правило дружбы?
Дети: «Один за всех и все за одного»!
Воспитатель: Внимание! Приготовились к полету! 10, 9, 8….Пуск! Полетели!
- Ой, что-то ударилось об нашу ракету? Что это может быть?
Дети: Это метеорит.
Воспитатель: Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю?
Дети: Метеоритный дождь.
Воспитатель: - Как называется окно в космической ракете?
Дети: Иллюминатор.
Воспитатель: - Давайте посмотрим в иллюминатор. А, про то, что там можно увидеть, я вам загадаю загадки.
Загадки о космосе
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной (Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический (Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам (Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется (Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Воспитатель: - Ну, вот, мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Давайте, перечислим их!
Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять – это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!
Воспитатель: - А, мы с вами на какой планете живем?
Дети: Планета Земля!
Воспитатель: - Правильно, Планета Земля - наш общий дом.
Расскажем мы сейчас о нем!
Составление рассказа с помощью мнемотаблицы.
«Земля – планета. Онакруглая. Земля – разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая – это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая – это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет – это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!
Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные».
Воспитатель: - Скажите мне, пожалуйста, без чего не будет жизни на земле?
Дети: Без солнца, воздуха и воды.
Воспитатель: - Правильно, а почему, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Все верно, а я вам предлагаю рассказать о Солнце. И, вновь нам пригодится, помощница – таблица! Благодаря Солнцу появилась жизнь на нашей планете, солнечный свет обеспечивает жизнедеятельность всего живого. Польза Солнца однозначна и неоспорима.
Рассказ о Солнце с помощью символов.
Солнце:
- звезда или планета (звезда)
- по размеру большое или маленькое? (большое)
- по форме круглое или квадратное? (круглое)
- по освещенности яркое или тусклое? (яркое)
- по температуре горячее или холодное? (горячее)
- по расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)
Воспитатель: - Ребята, Солнце очень яркая звезда. Как вы думаете, можно долго смотреть на Солнце? Что мы одеваем, чтобы защитить наши глазки? Мы тоже сейчас с вами смотрели на солнышко, надо, чтобы наши глазки отдохнули.
Массаж для снятия напряжения глаз
Мы ладошки разотрём,
Разотрём, разотрём
И к глазам своим прижмём,
Аккуратно так прижмём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки будем согревать.
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки будут отдыхать!
Воспитатель: - А, нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Приготовились! 10, 9, 8….Пуск! наш корабль летит к Земле!
Звучит музыка.
Воспитатель: - Вот мы с вами и снова в детском саду. Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное космическое путешествие и узнали много интересного о космосе. Вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, я хочу вам предложить нарисовать все то, что мы с вами увидели и о чем говорили. Представьте себе, что этот большой лист бумаги – необъятный и загадочный космос. И, каждый из вас, нарисует то, что больше всего запомнилось и понравилось!
Коллективная работа по рисованию «Необъятный и загадочный космос».
Физминутка «Космодром»
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на
корточки.)