ольга кириллова
Конспект занятия для старшеклассников «Семья и супружество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшеклассников «Семья и супружество»
Подготовила воспитатель
детского дома:
Кириллова Ольга Вячеславовна.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: представить воспитанникам общую модель семьи, кратко раскрывая каждый подраздел темы: ответственность в семье, права и обязанности, возрастные кризисы, что способствует взаимопониманию в семье и сохранению отношений.
Ход занятия
Разминка. Воспитатель кратко напоминает участникам о том, что говорилось на предыдущем занятии «Влюблённость и любовь» и предлагает поведенческие реакции мужчины и женщины в одних и тех же ситуациях. Проводится тест «Хороший ли я психолог?» и небольшое обсуждение.
Тест. Хороший ли вы психолог.
Проведём тест на знание различий в мужской и женской психологии. Надеюсь, что он послужит хорошим поводом для разговора на эту тему в кругу ваших приятелей.
1. Два человека разворачивают конфетную обёртку. Один из них сразу кладёт конфету в рот, а второй надкусывает, чтобы узнать, какая в ней начинка. Кто надкусывает: мужчина или женщина?
2. В компании кто – то говорит, что люди больше не полетят на Луну. Один из присутствующих соглашается с ним и в подтверждении приводит результаты опроса общественного мнения на тему о целесообразности таких полётов. Другой не соглашается с такой позицией и заявляет: «Я вот всё не считаю, что это правильно. Мне, например, хотелось бы полетать!» Кто рассуждает подобным образом.
3. Муж и жена после ужина сидят и читают, а в соседней комнате спит их больной ребёнок. Один из супругов поднимает голову от книги и говорит: «По – моему, ты волнуешься, не так ли? Но ведь врач сказал, что он скоро поправится».
Кто заметил озабоченность другого супруга?
4. Мужчина и женщина обедают в ресторане. Один из них заказал много экзотических блюд, другой предпочёл блюда стандартные, привычные. Кто из них любитель разгадывать гастрономические загадки в меню?
5. Мужчина и женщина входят в магазин промтоваров. В особой витрине выставлены товары – новинки, а на прилавке лежат товары традиционного ассортимента. Кто из них рванётся первым делом к витрине с новинками?
6. Супруги входят в магазин одежды, чтобы обновить свой гардероб. Один из них просит у продавщицы чётко определённый вид одежды, указывая даже фасон и цвет. Другой же говорит, что хотел бы купить что – то, но ещё не совсем точно представляет, что. Кто сомневающийся?
7. Стрелка на панели легкового автомобиля, в котором едут мужчина и женщина показывает, что бензин уже на исходе. Впереди на шоссе – бензоколонка, и один предлагает заправиться. Второй же предлагает ехать на другую бензоколонку, где обычно очередь поменьше и персонал симпатичнее. Кто готов рисковать?
8. Супружеская пара приехала в незнакомый город и заблудилась. Один из супругов предлагает спросить дорогу у прохожего, а другой уверяет, что они сами вскоре выйдут на нужную улицу. Кто из супругов не хочет спрашивать совета у прохожих?
9. На красный сигнал светофора у линии «СТОП» остановились три легковых автомобиля, занявшие все три полосы движения. Когда на светофоре загорелся зелёный свет, один из шоферов стартует первым, чтобы обогнать других. Кто он?
10. Дополнительный вопрос. В кино показывают очень трогательный фильм. Кто из двоих: мужчина или женщина будет смахивать слезинки с глаз?
Теоретическая часть.
Вступительное слово воспитателя:
«С чего начинается семья? В основном – это вступление в брачные отношения.
Брак – это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, когда общество санкционирует эти отношения (выдаётся документ – свидетельство о браке).
Семья – это система взаимоотношений:
- между супругами;
- между родителями и детьми.
Теоретический материал к занятию «СЕМЬЯ и супружество».
Вводная часть. С чего начинается семья? В основном – это вступление в брачные отношения. Брак – это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, когда общество санкционирует эти отношения (выдаётся документ – свидетельство о браке).
Семья – это система взаимоотношений:
- между супругами;
- между родителями и детьми.
Какие отношения существуют внутри семьи :
• Социально – биологические (сфера рождаемости, интимных отношений, наследственность).
• Хозяйственно – экономические (ведение домашнего хозяйства, распределение семейного бюджета, распределение обязанностей по дому.
• Юридические отношения (брак или развод; личные и имущественные отношения супругов; наследование).
• Нравственные отношения (уважение, отношение к дому).
• Психологические отношения (взаимодействие между членами семьи симпатия и признание); развитие и самосовершенствование каждого члена семьи.
• Педагогические отношения (воспитание детей, друг с другом).
• Эстетические или культурные отношения (одежда, искусство).
Модель семьи. Молодые люди, вступающие в семейные отношения, неосознанно переносят в свою молодую семью модель родительских отношений. Мужчины, порой ищут женщин, похожих на своих матерей и наоборот. Но не надо забывать, что каждый человек индивидуален и поэтому ему приходится сталкиваться со следующими проблемами.
1. Мужчина и женщина имеют за плечами разные модели семьи, убеждения, ценности (расхождение приводит к конфликту).
2. В одной семье бюджет распределяется, в этом участвуют все члены семьи, а в другой расходами занимаются мать или отец.
3. В одной семье успехи других членов семьи замечались и поощрялись, в другой это было обычным делом (то есть пирог приготовленный хозяйкой, воспринимался, как обычное дело).
4. В одной семье о чувствах говорили, подтверждая это словами любви, эмоциями, а в другой бедность эмоциональных чувств, или боязнь их проявлять.
Что может ещё вызвать проблемы в семье?
• Разный темперамент людей (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник). Очень важно научиться принимать человека таким, каков он есть.
• Негативная установка на брак:
- муж оставил семью, мать в процессе воспитания дочери сформировала по этому поводу негативное отношение к мужчинам;
- жена в семье (муж постоянно ревнует) – у сына складывается впечатление, что все женщины «стервы».
• Ожидания от супружества :
-мужчины (женщина должна быть хозяйкой, стирка, уборка);
-женщины (мужчина должен цветы дарить, зарабатывать деньги).
Поэтому надо для себя чётко решить, что есть для тебя твой партнёр, принять его каков он есть.
Функции духовного или культурного общения. Совместное проведение досуга.
Духовное обогащение. Время для личного развития.
1. Личное время, на которое каждый из супругов имеет право посягать (спорт, кружки, посещение подруг, друзей).
2. Время, когда партнёры (супруги) вместе или недалеко друг от друга, занимаются своим делом.
3. Свободное время, когда проводят вместе (музеи, отдых, беседы).
4. Время, которое партнёры (супруги) проводят в кругу друзей, родственников.
5. Время, отведённое для решения семейных проблем (от 10 -30 минут один или два раза в неделю).
Роль в семье. Каждый в семье имеет свою роль. В роль включаются:
- поведение;
- желание, цели;
- социальные установки.
Ответственность за семью. Моральная (межличностные отношения); воспитательная (дети); материальная (финансовая обеспеченность).
Стадии супружества.
Супружество до рождения ребёнка (1 год супружества);
- адаптации друг к другу (психологическая, интимная);
- жилищно-бытовые;
- адаптация к родственникам (мужа и жены).
Появление ребёнка (3 -7 лет супружества)
- у женщины появляется много забот с ребёнком. Эмоционально она меньше уделяет внимание мужу.
Супружество с повзрослевшими детьми (кризис 17- 25 лет супружества) :
- родители могут переключиться друг на друга и здесь могут наступить разочарования – измены;
- у мужчин снижаются физиологическая половая активность. Если от женщины идёт понимание в этом вопросе, то всё благополучно утрясается. Если же упрёки и недовольства, то мужчина пытается как – то поднять свой поппофизиологический потенциал, может изме
Физический потенциал, может изменять жене. Иногда в таких случаях дело может дойти до развода.
Стадия супружества, когда дети выросли и «свалили» в свои гнёзда.
У супругов ухудшается здоровье. Здесь важна значимость всей семьи (отношение друг к другу; отношение детей и внуков).
Заключительная часть. Воспитатель отвечает на вопросы участников занятия и зачитывает им стих о семье.
Но пусть близость ваша не будет чрезмерной.
Любите друг друга, но не превращайте любовь в оковы.
Пускай она лучше будет волнующимся морем между берегами ваших душ.
Наполняйте чаши друг другу, но не пейте из одной чаши.
Давайте друг другу свой хлеб, но не ешьте от одного каравая.
Пойте, танцуйте вместе и радуйтесь.
Но пусть каждый из вас будет одинок, как одиноки струны лютни,
Хотя они трепещут единой музыкой.
Отдайте ваше сердце, но не во владение друг другу.
Ибо лишь рука жизни может вместить ваше сердце.
Стойте вместе, но не слишком близко друг к другу.
Ибо колонны храма стоят порознь.
И дуб, и кипарис растут не в тени друг друга.
Вопросы к участникам, с просьбой объяснить смысл отдельных строк стихотворения:
1. «Любите друг друга, но не превращайте любовь в оковы».
2. «Давайте друг другу свой хлеб, но не ешьте от одного каравая».
3. «И дуб, и кипарис растут не в тени друг друга».
Завершение занятия. Все участники встают в круг, можно взяться за руки, просто посмотреть друг на друга и сказать: «Спасибо».