наташа шадрина
Конспект занятия «Маленькие искатели» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Ласточка»
«Маленькие искатели»
воспитатель
Шадрина Наталья Евгеньевна
Усть-Абакан
2013 г
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект занятия „Маленькие искатели“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения.
Ребенок 4-5 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника.
Роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей.
Ребенок накапливает определенный запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
У ребенка формируется обобщающие функции слов. В его речи появляются множественное слово, винительный и родительный падеж имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения.
Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.
Эти и другие особенности речевого развития детей определяют содержание работы по всем основным задачам.
Цель: создание условий для достижения целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи: пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;
развивать фонематический слух;
совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для
слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
развивать грамматический строй речи и связную речь;
воспитывать бережное отношение к игрушкам;
создать эмоциональный настрой на занятии;
Оборудование: ширма, костюм Петрушки (роль играет родитель, игрушки: мишка, петух, собачка, кукла, корова, заяц, машина, мяч, кошка, Ванька-встанька, материал для аппликации, оформление группы.
Индивидуальная работа: разучивание загадок про игрушки, составление описательных рассказов, использование пальчикового театра при дидактической игре «Чудесное превращение», аппликации.
Предварительная работа: дидактическая игра «Расскажу, что знаю», артикуляционные упражнения, заготовки из бумаги для аппликации Ваньки-встаньки, подбор игрушек;
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Занятие проводится с участием родителей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
( Воспитатель создает проблемную ситуацию: с полок убирается часть игрушек. Дети обнаруживают пропажу, когда воспитатель предлагает им взять определенные игрушки.)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему пропали игрушки, куда они исчезли.
(Дети удивлены и затрудняются ответить).
Воспитатель: Хорошо ли вы обращались с игрушками? Не было ли у нас случаев, когда ваши игрушки оставались брошенными на полу, под шкафом? Может они обиделись на вас? А что же нам теперь делать. А вы знаете, что игрушки, которых обижают дети возвращаются в сказочную страну игрушек, где их никто не обижает. Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Игрушек». Ведь нам надо вернуть потерянные игрушки обратно. А какие вы знаете игрушки?
Дети: Машинки, куклы, мягкие игрушки, посудка, конструктор…
Воспитатель: Для чего нужны игрушки?
Дети: В игрушки играют дети и взрослые.
2. Загадки про игрушки.
(Появляется Петрушка, здоровается с детьми.)
Воспитатель: Ребята, к нам гость.
Петрушка: Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуй, Петрушка.
Воспитатель: Петрушка, у нас беда. Ребята, куда мы с вами отправляемся, расскажите Петрушке.
Дети: В страну «Игрушек». У нас пропали любимые игрушки.
Петрушка: Как жаль, что у вас пропали игрушки, но не огорчайтесь, я знаю волшебные слова, чтобы попасть туда быстрее, я вам помогу:
Раз, два три покружись
В стране «Игрушек» очутись.
Дети с воспитателем повторяют:
Раз, два три покружись
В стране «Игрушек» очутись.
(Попали в страну «Игрушек».
Дети переходят в другую часть, где оформлена группа сказочно).
Петрушка : Мы попали в сказочную страну, я предлагаю вам поиграть в мою любимую игру «Петрушка, угадай мою игрушку».
(Петрушка подходит к ширме, дети по очереди загадывают загадки про исчезнувшие любимые игрушки. Как только загадка отгадана, из-за ширмы появляется данная игрушка, ребенок берет ее).
1. Бурый, косолапый
По лесу бредет
Любит одолжить он
У лесных пчел мед.
2. Бежит, гудит.
В два глаза глядит,
Только красный глазок глянет-
Как вкопанный встанет.
3. У моей сестренки - дочка
Кудри, розовые щечки.
Если доченька болеет,
То сестренка ее жалеет.
Это – дочка понарошку,
Ведь сестра пока что крошка.
4. Резиновый арбузик
Скачет на пузе.
5. Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибегали с молочком.
6. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
7. Машет радостно хвостом,
Когда идет хозяин в дом.
У нее удел таков –
Дом хранить от чужаков.
8. Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встает, голосисто поет.
Воспитатель: Спасибо Петрушка. Вот и нашлись наши пропавшие игрушки.
Петрушка: А чтобы игрушки больше не пропали, как к ним нужно относиться?
Дети: Бережно. Не ломать, не рвать. Убирать на место.
3. Игра парами «Расскажу, что знаю».
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю поиграть с вашими родителями, Петрушки мы загадывали загадки, теперь предлагаю рассказать о своей игрушке все, что вы о ней знаете. Например, вы рассказываете о кошке: кошка любит пить молоко, ловит мышей, умеет мурлыкать и мяукает мяу-мяу (воспитатель показывает мягкую игрушку кошку).
(Дети подходят к родителям и рассказывают о своей игрушке.)
4. Физ. минутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз туда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху мы подняли,
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
(Воспитатель показывает игрушку Ваньку- встаньку.)
Воспитатель: Почему игрушку так назвали?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: А Ванька, потому что в старину это было самое распространенное имя, даже в сказках мы часто его встречаем.
5. Дидактическая игра «Поющие слова».
Петрушка: Ребята, я умею петь слова: Ко-о-ошечка. Давайте попробуем вместе:
-ку-у-укла
-коро-о-ова
-маши-и-ина
Петрушка: А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя так же протяжно.
Дети: Петру-у-ушка.
6. Игра «Короткое – длинное слово».
Дети: А мы умеем играть в другую интересную игру
(Ребятишки вытягивают руки.)
Воспитатель: Давайте скажем слово кот, при этом правая рука отодвинется один раз вправо, слово «кош-ка», правая рука отодвинется вправо два раза, слово «ко-тя-та», правая рука отодвинется вправо три раза.
(Дети произносят слова и выполняют задание вместе с воспитателем и Петрушкой. Определяют какое слово самое длинное, а какое – короткое.)
7. Игра «Ожившие игрушки».
(Воспитатель на ушко говорит каждому ребенку, какую мягкую игрушку он будет изображать.
например, изображая котенка, ребенок должен показать как он моет лапой мордочку, царапается, пьет молоко, спит.)
Петрушка: Ребята, а как вы покажите игрушку Ванька – встанька.
(Дети показывают, воспитатель отмечает их умение, хвалит).
8. Аппликация «Ванька-встанька».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сделать аппликацию «Ванька-встанька». Как вы думаете, какие детали нам понадобятся для выполнения аппликации? Сколько кружков, какого размера? Для чего пригодится самый большой круг? А для чего маленькие? Как вы сделаете лицо вашему Ваньке – встаньке. Ваше право выбора, каким цветом будет ваша поделка. (Предполагаемые ответы детей).
(Дети совместно с воспитателем, Петрушкой, родителями выполняют задание. После выполнения – выставка).
9. Итог путешествия.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, давайте произнесем волшебные слова, чтобы вернуться в группу :
Раз, два, три покружись
В группе снова очутись.
Петрушка большое спасибо тебе за интересные игры, за то, что помог вернуть исчезнувшие игрушки.
Дети: Спасибо.
Петрушка дарит ребятишкам по воздушному шарику и прощается с детьми.