Татьяна Старкова
Конспект для детей старшей группы «Солдатская сказка» (по произведению К. Паустовского)
Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о празднике День Победы.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания дошкольников о героизме советских воинов во время Великой Отечественной войны;
• Поддерживать интерес к художественной литературе;
• Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме: «Защитники Отечества»;
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов с приставками, употребление предлогов).
Развивающие:
• Развивать интерес и любознательность к историческим фактам и событиям;
Публикация «Конспект для детей старшей группы „Солдатская сказка“ (по произведению К, Паустовского)» размещена в разделах
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Паустовский К. Писатель для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания;
• Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов;
• Развитие координации речи с движением;
• Развивать способность анализировать поступки героя сказки;
• Развивать чувство ритма и высшие психические функции.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами;
• Воспитывать уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны;
• Воспитывать чувство патриотизма, нравственные ценности и любовь к Родине.
Предварительная работа: беседы о Родине, чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне, разучивание песен, стихов, рассматривание карт военных действий; оформление альбомов боевой славы.
Словарная работа: Дон, Висла.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, видеозапись с интервью детей, аудиозапись песни «Вальс Победы», муз. Александра Варламова, сл. Раиса Панина, простые карандаши по количеству детей, три самолета-магнитика разного цвета, магнитная доска, изображения взлетной полосы, двух облаков, радуги, леса, вырезанные из бейджиков звезды, витражные краски по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ярок день с утра, чудесен,
Весь цветами он расцвел!
Слышим мы звучанье песен,
Праздник в гости к нам пришел!
Знают этот праздник всюду,
Отмечают по стране,
Днем Победы называют
Люди все по всей земле!
Этот день – не просто замечательный праздник, в этот день закончилась страшная и жестокая война, которая длилась целых 4 года. А началась она неожиданно. В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Взрослые были на работе, школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в «дочки матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово - Война. Вторая мировая война была страшнейшей в истории человечества. В памяти тех, кому пришлось через неё пройти, навсегда осталось военное тяжёлое время. Война стала судьбоносным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой семьи. Давайте посмотрим, ребята, что вы рассказывали о своих дедушках, защищавших Отечество.
Видеоинтервью детей.
Воспитатель:
Ребята, я расскажу вам одну историю, которая случилась во время Второй мировой войны. Один мальчик подарил своему папе Петру Терентьеву, уходившему на войну, жука-носорога в коробочке. В минуты отдыха, в перерывах после боя, солдат любовался подарком, разговаривал с ним, вспоминал сынишку. На сердце становилось легче и радостней от прикосновения к этому маленькому существу. Бойцу казалось, будто бы он прикасается к частичке родной земли, родного сада, в котором обитал жук. Казалось, будто он чувствует на спинке жука прикосновение маленьких, теплых пальчиков его сынишки, а нелепое жужжание насекомого мгновенно заставляло вспоминать детскую песенку его сыночка.
Ребята, давайте, мы с вами её тоже исполним.
Двигательно-речевая миниатюра «Жук».
Жук, жук, пожужжи, (машут руками)
Где ты прячешься, скажи! (поочередно прикладывают руки под козырек и смотрят в разные стороны)
Жу, жу, жу, жу, (машут руками)
Я на дереве сижу. (присаживаются на присядки)
Жук, жук, покажись (руки согнуты в локтях, одна поверх другой и грозят пальцем правой руки)
Надо мною покружись! (кружатся и машут руками)
Жу, жу, жу, жу, (машут руками)
Я летаю и круж. (бегают, кружатся и машут руками)
Воспитатель:
Но вот, однажды, жук, немного отодвинув коробочку, решил, что пора освежиться и размяться. Он вылез из коробочки и о, ужас, такой грозы он ещё не видел. Молний было много, а звезды не висели в небе, как им полагалось, а взлетали с земли и гасли. Разве мог знать жук, что шёл страшный бой, самолеты противника бомбили все вокруг. Бедный жук очень испугался. Его подбрасывало со стороны в сторону, трусило и кружило со страшной силой. Он спрятался за листочек, но это не помогло. Через несколько секунд снаряд разорвался где-то поблизости. Изрешеченный осколками листок отпал, а жука оглушило, и он без чувств остался лежать на земле. После боя солдат обнаружил, что жука в коробочке нет, и сильно огорчился. Друзья поддерживали Петра, говоря, что нет никакой пользы от жука. Солдат отвечал : «Да разве польза нужна, ведь самое главное это память». Вскоре жук очнулся и возвратился к своему хозяину. Боевые товарищи даже пошутили, дескать, верный жук, как собака, по запаху нашёл своего хозяина. С тех пор Петр перестал сажать жука в коробочку, а носил его в сумке из-под противогаза. Часто самолеты фашистов бомбили наши территории, но и русские солдаты давали достойный отпор противнику. Наши бойцы отлично управляли танками и самолётами. И мы с вами сейчас поучимся это делать. Поиграем в игру, которая называется «Разноцветная эскадрилья».
Игровое упражнение «Разноцветная эскадрилья».
Воспитатель помещает на доску изображения взлетной полосы, двух облаков, радуги, леса. Берет в руки несколько разноцветных самолетиков-магнитов.
Воспитатель:
Сейчас вы самолетами разноцветной эскадрильи будете совершать разные действия и рассказывать об этом.
1-й ребё нок: Синий самолёт взлетает в небо.
2-й ребё нок: Красный самолёт залетает за облако.
3-й ребё нок: Зеленый самолёт подлетает к лесу. (И т. п.)
В конце игры воспитатель может предложить детям еще раз назвать слова, отвечающие на вопрос «Что делает?» (взлетает, подлетает и т. п.).
Воспитатель:
Ребята, а мы возвращаемся к нашей истории про солдата и жука-носорога. Много повидали верные друзья во время войны: голод и лишения, жестокие обстрелы, гибель товарищей. Сколько ужасных боев им довелось пережить! Однажды, во время одного из смертельных боев, жук проснулся от сильной тряски. Все кругом горело и полыхало. Солдат бежал в атаку, а верный жук летел рядом. Неподалеку разорвался снаряд, жук потерял сознание. Когда он очнулся, было тихо. Лапы были целы, крылья были на месте. Он долго кружил над пшеничным полем и когда крылья совсем устали, он увидел сумку Петра. Друзья тем временем уже искали своего боевого товарища, но его нигде не было. Солдаты увидели жука. Жук пролетел мимо них и опустился на сумку. Товарищи Петра, подняв сумку и ничего не обнаружив, хотели двинуться дальше, но жук не давал им пройти. Он кружил вокруг них, летел им прямо в глаза, сильно жужжал, как будто бы говорил, что уходить нельзя, а искать нужно здесь. Солдаты остановились, а жук опустился на небольшую кучку земли. Бойцы догадались и начали рыть то место, на которое указал жук. Уже совсем скоро они откапали своего боевого товарища, он был живой, только оглох немного, да и это скоро прошло. Верный жук обрадовался и опустился на плечо своего хозяина. Так жук спас жизнь солдату Петру Терентьеву.
Ребята, на войне случалось всякое, иногда животные подсказывали человеку, какую либо информацию, а иногда люди специально зашифровывали какие-нибудь тайные послания, чтобы враг не догадался и не мог её прочитать. Вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Азбука Морзе» станем радистами, будем передавать зашифрованную тайную информацию. Для этого необходимо внимательно слушать и простукивать разные сообщения.
Игра «Азбука Морзе»
Воспитатель прохлопывает ритмы, а дети отбивают их по столу карандашами.
Воспитатель:
Возвращаемся к нашей истории. Жук прошёл всю войну с Петром. Он видел Дон (река в европейской части России, Вислу (река в Польше) и даже Германию. Дым от тяжелых боев был такой, что казалось, горела сама земля. Жук оглох от грома и пушек и сидел в сумке, тихо, не шевелясь. Наступила долгожданная победа. Вскоре Петр вернулся домой. Сынишка, прильнув к отцу, поинтересовался, где же его подарок. Отец с гордостью открыл свою сумку и показал своего боевого товарища-жука. Сын и отец решили его выпустить в сад, на дерево, где жили такие же жуки, чтобы он создал семью, растил маленьких деток, радовался жизни и рассказывал всем жукам про свое геройское поведение.
Ребята, мы с вами тоже будем радоваться жизни и бесконечно благодарить тех людей, кто такой ужасной ценой добыл для нас победу.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей землёй
Поклонимся за тот великий бой.
(минута молчания)
Великий долгожданный день – День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней. Давайте поклонимся нашему цветенью, мы – юные защитники Победы, будем похожи на своих отцов, дедов и прадедов.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас я раздам вам звезды, но это звезды не простые. Это медали, которые вручались героям Советского союза. Они ещё не готовы, их необходимо раскрасить, просушить. А когда 9 Мая вы пойдете на парад с родителями, вы их будете вручать дедушкам и бабушкам, знакомым и незнакомым, ведь это они настоящие герои, подарившие мир, свободу, жизнь!
Под песню «Вальс Победы» дети наносят краску на заготовленные ранее звезды.