Зульфия Загидуллина
Конспект деловой игры на тему «Музыкально-ритмические упражнения»
Конспект деловой игры.
Тема:
«Музыкально - ритмические упражнения».
Большое значение для сохранения физического и психического здоровья
Детей с ограниченными возможностями здоровья имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.
Музыка, движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка.
Публикация «Конспект деловой игры на тему „Музыкально-ритмические упражнения“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Музыкально - ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.
Проблемы двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья часто связаны с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, высших психических функций тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
Для эффективного развития высших психических функций и двигательной сферы ребенка необходимо сначала сформировать психологическую базу, которая включает в себя:
- обеспечение полноценного психического развития ребенка;
- улучшение его работоспособности;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и ручной моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
Многие исследователи (Е. М. Мастюкова, С. М. Миловский, И. В. Евтушенко,
Е. А. Медведева, Г. А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально - ритмические упражнения имеют большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, то характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными музыкально - ритмическим упражнениям.
Целью музыкально - ритмических упражнений является преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды.
Активное использование в работе с воспитанниками музыкально - ритмических упражнений приводит к реализации следующих задач:
- формирование музыкально - двигательных навыков;
- формирование музыкальности, пластичности;
- исправление нарушений в двигательной деятельности детей;
- развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально -ритмических движений, развитие координации рук, ног, корпуса, мышечной силы, гибкости и выносливости;
- развитие чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, умения согласовывать движения с музыкой;
- развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств;
- воспитание нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности.
Музыкально - ритмические движения - это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Во многих упражнениях я использую подговорки, как подсказки, где в стихотворной форме описывается техника исполнения танцевального движения.
1. «Шаг с полуприседанием».
Шаг – присяду, шаг – присяду.
Этот танец я учу,
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу!
2. «Ковырялочка».
Ковырялочку, ребята,
Я хочу вам показать.
Вы попробуйте за мною
Все движенья повторять
Носок – пятка, перетоп,
Носок – пятка, перетоп,
Вот какие молодцы –
Мы танцоры удальцы!
3. «Топотушки».
Топотушки, топотушки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дружно, весело, задорно
Повторим мы все опять!
Шуточная игра «Баба сеяла горох».
В этой игре используются танцевальные движения «Ковырялочка», «Топотушки».
Баба сеяла горох… (4 простых шага по кругу)
Прыг-скок! Прыг-скок! (4 прыжка)
Обвалился потолок! (4 топающих шага)
Прыг-скок! Прыг-скок! (4 прыжка)
Баба шла, шла, шла (4 шага)
Пирожок нашла. (Остановка)
Села, поела, (Все приседают)
Опять пошла. (4 шага)
Баба встала на носок, (Выставить ногу на носок)
А потом на пятку, (Перевести ногу на пятку)
Стала «русскую» плясать, (3 притопа)
А потом вприсядку! (2 «пружинки»)
Хороводный танец «Светит месяц».
Также используются упражнения «Ковырялочка», «Топающий шаг».
1 ч. – идти по кругу хороводным шагом.
2 ч. – продолжать движение по кругу топающими шагами; с окончанием музыки остановиться, повернуться лицом в круг.
1 ч. – выставить правую ногу на пятку вперед с полуприседанием, приставить эту же ногу; повторить движение с левой ноги.
2 ч. – покружиться топающими шагами, сложив руки «полочкой» перед грудью; с окончанием музыки остановиться, повернуться лицом в круг; взяться за руки.
1 ч. – хороводными шагами идти в центр круга, поднимая руки вверх (7 шагов, на 8-й шаг притопнуть ногой); отойти назад, опуская руки.
2 ч. – повторить движения 1-й ч., но топающими шагами.
1 ч. – идти хороводным шагом по кругу.
2 ч. – топающими шагами вести «змейкой» на места.