Наталья Седоплатова
Конспект беседы с детьми подготовительной группы в детском саду «Наш родной язык»
Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.
Задачи:
- разъяснить понятие родного языка;
- сформировать понятие родного языка;
- развивать любознательность и интерес к процессу познания;
Публикация «Конспект беседы с детьми подготовительной группы в детском саду „Наш родной язык“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;
Форма организации: беседа.
Оборудование: глобус, географическая карта мира со странами, карта родного города, карточки с картинками (ПВФ Грамматика в картинках. Многозначные слова. Для игр и занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС).
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
В: И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
В: В других странах тоже говорят на русском языке?
Д: Нет.
В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском, в Германии (немецком, в Англии (английском).
Молодцы!
В: Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
В: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
1. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
2. Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю. (алфавит)
3. Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю. (точку)
Дети называют ответы.
В: Молодцы, вы справились!
Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру.
«Игра слов»
Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением.
- Холодный – горячий.
- Мокрый – сухой.
- Тихий – громкий.
- Тонкий – толстый….
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.
Игры «Многозначные слова».
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
1. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
2. Кран: водяной, строительный.
3. Иголка: для шитья, у ежа.
4. Лист: для рисования, на дереве.
5. Лук: со стрелами, овощ.
Физкультминутка.
1. Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).
2. Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).
3. Полотенцем вытираться. (Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).
4. Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).
5. Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).
В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.
В: Хорошо. Вот еще:
- Язык острее битвы.
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
- Жало остро, а язык — острей того.
- За словом в карман не полезет.
- У языка зубы да губы два замка.
- Когда голова думает, язык отдыхает.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Мудра голова — короткий язык.
- Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
- Никто за язык не тянет.
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
- о нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный?
- русский.
А когда празднуют день родного языка?
- международный день родного языка празднуют 21 февраля.
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
Звучит Гимн Российской Федерации.
В: Когда звучит гимн Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.