Наталья Плахтеева
Конспект беседы «Народный календарь октября. День Трифона и Пелагеи: приметы, традиции» и мастер-класс поделки «Шапочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение
Материал может быть полезным воспитателям для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста. Также он, или его фрагменты, могут быть использованы воспитателями в рамках обмена или распространения педагогического опыта на семинарах, мастер-классах среди воспитателей по теме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и для работы с родителями воспитанников на родительских собраниях.
Публикация «Конспект беседы „Народный календарь октября, День Трифона и Пелагеи: приметы, традиции“ и мастер-класс поделки „Шапочка“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Костюмы и маски своими руками
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, приуроченным к определённым дням народного календаря.
Задачи:
- уточнить знания детей о календаре и на доступном для детей уровне знакомить их с народным календарём;
- обратить внимание на старинные женские и мужские имена;
- сравнить погоду этого дня с некоторыми старинными народными приметами;
- продолжать знакомить детей с народными пословицами, приметами;
- формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям;
- воспитывать в детях чувство причастности к русской культуре через знакомство с народным календарём;
- закреплять полученные знания в художественно-творческой деятельности.
Рекомендации к использованию материала
Материал лучше излагать в лёгкой и понятной для детей форме. Чтобы не перегружать детей информацией, можно распределить материал на несколько частей, грамотно вставляя его в образовательную, игровую, художественно-творческую, музыкальную деятельность, а также на прогулках.
Воспитатель может изменять или дополнять материал, находя ещё что-то интересное, опираясь на возраст детей группы.
Предварительная работа:
- чтение сказки 12 месяцев;
- наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Ход беседы
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое календарь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, календарь – это все дни в году. В году их очень много. Дни собраны в месяцы. Посмотрите на календарь и скажите, сколько дней бывает в месяце?
Ответы детей: в некоторых месяцах 31 день, а в других - 30 дней. А есть и самый короткий месяц – в нём 28 дней.
Воспитатель. Ребята, помните, мы с вами читали сказку о братьях месяцах? Как называется сказка? Названия каких месяцев вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель. Какой сейчас месяц? Какое время года сейчас?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Воспитатель. В старину на Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням месяц, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и традиции, природные приметы. Народный календарь – собрание праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого строилась повседневная жизнь людей в течение года. Например, сегодня 21 октября, по народному календарю день Трифона и Пелагеи. Это старинные русские имена, которые почти не встречаются в нашей жизни. А какие редкие старинные имена вы знаете? Как зовут ваших бабушек и дедушек?
Ответы детей.
Воспитатель. На Руси в это время было уже холодно и приближение зимы становилось все более ощутимым, поэтому 21 октября ещё называли «Ознобицы», «Починки», «Зябушка». В народе говорили:
С Трифона-Пелагеи всё холоднее.
С «Ознобицы» Пелагеи холод крылом машет.
Постепенно деревья становятся всё более и более голыми и стоят уже без листвы. Чаще идут затяжные холодные дожди, земля остывает, бывает и первый мокрый снег.
Октябрь на Руси ещё называли «Позимник», «Зазимье» (предвестник зимы), грязник (слякоть).
Конечно, ещё бывают и солнечные деньки, но небо может быстро нахмуриться, и пойдёт мелкий осенний дождик. Начинаются первые ночные заморозки. Про такую погоду говорили:
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
Словесная игра «Составь предложение из «осенних» слов»
Желтеют - … (Осенью на деревьях желтеют листья).
Опадают - …
Улетают - …
Засыхают - …
Воспитатель. Русские народные присказки, посвященные месяцу октябрю, подчеркивают именно то, что это бездорожное время - телегам уже не проехать, а сани выкатывать ещё рано.
Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Народные приметы этого дня
Облака низко плывут — жди сильных морозов в ближайшее время.
Лес сереет — к морозу.
Голубь начал прятать ножку в перья, жди похолодание.
Тёплый октябрь — к морозной зиме.
Если берёза не все листья сбросила, то снег придёт поздно.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на берёзу у нас на площадке. Давайте подойдём. Посмотрите, как упали с неё листья.
Помните народную примету:
Если берёза не все листья сбросила, то снег придёт поздно.
Ребята, давайте вспомним эту примету и заметим день, когда у нас выпадет первый снег.
Пословицы
Осень идёт, и дождь за собой ведёт.
Не от добра дерево лист роняет.
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
Традиции дня
Мужчины 21 октября спускали на дно реки бочки с соленьями. Вода подо льдом зимой не замерзала, поэтому продукты не портились.
С какой бытовой техникой, которая есть в каждом доме сейчас, мы можем сравнить такой старинный способ хранения продуктов питания?
Ответы детей.
Воспитатель. На Трифона и Пелагею было принято закладывать новые поля для сельскохозяйственных посевов на следующий год.
Чтобы морозы не застали врасплох, нужно было заранее приготовить тёплую одежду. Хозяйки в этот день доставали тулупы, шубы, шапки, рукавицы и смотрели, не требуют ли они починки.
«Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт», - приговаривали хозяйки при этом.
Итог беседы. Вопросы детям.
О погоде какого месяца мы говорили?
Как в старину называли октябрь? Почему?
Как вы поняли, что такое народный календарь?
Во время свободной деятельности можно предложить детям заняться творческой деятельностью и изготовить поделку «Шапочка» из картонной втулки и ниток.
Цель: изготовить поделку «Шапочка».
Задачи:
- закрепить полученные во время беседы знания;
- развивать мелкую моторику рук;
- отразить полученные в беседе знания в художественно-творческой деятельности.
Для изготовления понадобились:
- картонная втулка;
- нитки для вязания;
- ножницы.
Способ изготовления
Отрежьте от втулки кольцо шириной примерно 1см
Нарежьте нитки длинной примерно 30см. Возьмите нитку и сложите её вдвое. С одной стороны образуется петелька
Поместите петельку в колечко из втулки и протяните через петельку кончики нитки, затяните. Старайтесь, чтобы узелок был на краю втулки
Точно также сделайте и с другими отрезками ниток, располагая их плотно на картонке, и, по возможности, без просветов
Всё колечко из втулки надо закрыть нитками. Теперь длинный хвост протолкните внутрь колечка. Нитки натяните. Выберите подходящую высоту и перевяжите получившийся «хвостик» кусочком нитки такого же цвета. А потом обрежьте нитки так, чтобы получился красивый помпон
Если из помпончика не обрезать две нитки, а завязать их на узелок, то получится петелька, с помощью которой можно эту шапочку использовать как элемент осеннего оформления или как новогоднюю игрушку