Наталья Плахтеева
Конспект беседы «День Трифона и Пелагеи: приметы, традиции» и мастер-класс поделки из пряжи «Шапочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение
Материал может быть полезным воспитателям для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста. Также он, или его фрагменты, могут быть использованы воспитателями в рамках обмена или распространения педагогического опыта на семинарах, мастер-классах среди воспитателей по теме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и для работы с родителями воспитанников на родительских собраниях.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Костюмы и маски своими руками
- Нитки. Поделки, рисование
- Шапка и шарф
- Шапка. Конструирование
- Шапки. Конструирование из ниток и пряжи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, приуроченным к определённым дням народного календаря.
Задачи:
- уточнить знания детей о календаре и на доступном для детей уровне знакомить их с народным календарём;
- обратить внимание на старинные женские и мужские имена;
- сравнить погоду этого дня с некоторыми старинными народными приметами;
- продолжать знакомить детей с народными пословицами, приметами;
- формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям;
- воспитывать в детях чувство причастности к русской культуре через знакомство с народным календарём;
- закреплять полученные знания в художественно-творческой деятельности.
Рекомендации к использованию материала
Материал лучше излагать в лёгкой и понятной для детей форме. Чтобы не перегружать детей информацией, можно распределить материал на несколько частей, грамотно вставляя его в образовательную, игровую, художественно-творческую, музыкальную деятельность, а также на прогулках.
Воспитатель может изменять или дополнять материал, находя ещё что-то интересное, опираясь на возраст детей группы.
Предварительная работа:
- чтение сказки 12 месяцев;
- наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Ход беседы
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое календарь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, календарь – это все дни в году. В году их очень много. Дни собраны в месяцы. Посмотрите на календарь и скажите, сколько дней бывает в месяце?
Ответы детей: в некоторых месяцах 31 день, а в других - 30 дней. А есть и самый короткий месяц – в нём 28 дней.
Воспитатель. Ребята, помните, мы с вами читали сказку о братьях месяцах? Как называется сказка? Названия каких месяцев вы запомнили?
Ответы детей.
Воспитатель. Какой сейчас месяц? Какое время года сейчас?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Воспитатель. В старину на Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням месяц, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и традиции, природные приметы. Народный календарь – собрание праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого строилась повседневная жизнь людей в течение года. Например, сегодня 21 октября, по народному календарю день Трифона и Пелагеи. Это старинные русские имена, которые почти не встречаются в нашей жизни. А какие редкие старинные имена вы знаете? Как зовут ваших бабушек и дедушек?
Ответы детей.
Воспитатель. На Руси в это время было уже холодно и приближение зимы становилось все более ощутимым, поэтому 21 октября ещё называли «Ознобицы», «Починки», «Зябушка». В народе говорили:
С Трифона-Пелагеи всё холоднее.
С «Ознобицы» Пелагеи холод крылом машет.
Постепенно деревья становятся всё более и более голыми и стоят уже без листвы. Чаще идут затяжные холодные дожди, земля остывает, бывает и первый мокрый снег.
Октябрь на Руси ещё называли «Позимник», «Зазимье» (предвестник зимы), грязник (слякоть).
Конечно, ещё бывают и солнечные деньки, но небо может быстро нахмуриться, и пойдёт мелкий осенний дождик. Начинаются первые ночные заморозки. Про такую погоду говорили:
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
Словесная игра «Составь предложение из «осенних» слов»
Желтеют - … (Осенью на деревьях желтеют листья).
Опадают - …
Улетают - …
Засыхают - …
Воспитатель. Русские народные присказки, посвященные месяцу октябрю, подчеркивают именно то, что это бездорожное время - телегам уже не проехать, а сани выкатывать ещё рано.
Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Народные приметы этого дня
Облака низко плывут — жди сильных морозов в ближайшее время.
Лес сереет — к морозу.
Голубь начал прятать ножку в перья, жди похолодание.
Тёплый октябрь — к морозной зиме.
Если берёза не все листья сбросила, то снег придёт поздно.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на берёзу у нас на площадке. Давайте подойдём. Посмотрите, как упали с неё листья.
Помните народную примету:
Если берёза не все листья сбросила, то снег придёт поздно.
Ребята, давайте вспомним эту примету и заметим день, когда у нас выпадет первый снег.
Пословицы
Осень идёт, и дождь за собой ведёт.
Не от добра дерево лист роняет.
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
Традиции дня
Мужчины 21 октября спускали на дно реки бочки с соленьями. Вода подо льдом зимой не замерзала, поэтому продукты не портились.
С какой бытовой техникой, которая есть в каждом доме сейчас, мы можем сравнить такой старинный способ хранения продуктов питания?
Ответы детей.
Воспитатель. На Трифона и Пелагею было принято закладывать новые поля для сельскохозяйственных посевов на следующий год.
Чтобы морозы не застали врасплох, нужно было заранее приготовить тёплую одежду. Хозяйки в этот день доставали тулупы, шубы, шапки, рукавицы и смотрели, не требуют ли они починки.
«Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьёт», - приговаривали хозяйки при этом.
Итог беседы. Вопросы детям.
О погоде какого месяца мы говорили?
Как в старину называли октябрь? Почему?
Как вы поняли, что такое народный календарь?
Во время свободной деятельности можно предложить детям заняться творческой деятельностью и изготовить поделку «Шапочка» из картонной втулки и ниток.
Цель: изготовить поделку «Шапочка».
Задачи:
- закрепить полученные во время беседы знания;
- развивать мелкую моторику рук;
- отразить полученные в беседе знания в художественно-творческой деятельности.
Для изготовления понадобились:
- картонная втулка;
- нитки для вязания;
- ножницы.
Способ изготовления
Отрежьте от втулки кольцо шириной примерно 1см
Нарежьте нитки длинной примерно 30см. Возьмите нитку и сложите её вдвое. С одной стороны образуется петелька
Поместите петельку в колечко из втулки и протяните через петельку кончики нитки, затяните. Старайтесь, чтобы узелок был на краю втулки
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Назначение Материал может быть полезным воспитателям для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14992-1666193808.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Проведение бесед Головные уборы Головные уборы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14992-1666193818.jpg)
Точно также сделайте и с другими отрезками ниток, располагая их плотно на картонке, и, по возможности, без просветов
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конспекты занятий Костюмы и маски своими руками Нитки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14992-1666193828.jpg)
Всё колечко из втулки надо закрыть нитками. Теперь длинный хвост протолкните внутрь колечка. Нитки натяните. Выберите подходящую высоту и перевяжите получившийся «хвостик» кусочком нитки такого же цвета. А потом обрежьте нитки так, чтобы получился красивый помпон
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Поделки рисование Шапка и шарф Шапка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14992-1666193838.jpg)
Если из помпончика не обрезать две нитки, а завязать их на узелок, то получится петелька, с помощью которой можно эту шапочку использовать как элемент осеннего оформления или как новогоднюю игрушку
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Конструирование Шапки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14992-1666193849.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Рекомендации к использованию материала Материал лучше излагать в лёгкой и понятной для детей форме](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-14992-1666193856.jpg)