Юля Цветкова
Конспект беседы-дискуссии «Семья и брак»
▼ Скачать + Заказать документы
(беседа-дискуссия)
Подготовила
воспитатель
Цветкова Ю. В.
2019 год.
Цель: формирование у детей осознанного похода к своему будущему, построение жизненной траектории.
Задачи:
Публикация «Конспект беседы-дискуссии „Семья и брак“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
1. Поработать над понятиями «семья» и «брак», увидеть особенности понимания учащимися этих понятий, углубить понимание собственных ожиданий от брака;
2. Продемонстрировать причинно – следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями;
3. Развивать память, логическое мышление, диалоговую речь;
4. Показать возможность и необходимость планирования своего будущего;
Оборудование: презентация, листы с заданиями, ватман, ручки, кирпичики, тучки.
Ход:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проведем дискуссию на тему «Семья и брак». Поговорим об этих понятиях, их сходствах и различиях. Слайд 1. Во время ее давайте будем придерживаться следующих правил:
• Хочешь сказать - подними руку.
• Относись с уважением к мнению другого.
• Научись слушать, не перебивай.
- В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить свою половинку и жить с ней счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
Как же появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я. Я. — тихо молвила Ева, — Я. Я.
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
- Как вы думаете, какие личностные качества необходимы человеку для создания хорошего психологического климата в семье? (ответы детей)
Упражнение “Кирпичики и тучки”.
Каждый участник получает “кирпичик” из бумаги. Педагог просит взять ручку и на кирпичиках написать те качества, которые необходимы для создания хорошего психологического климата в семье. А на тучках - те качества, которые затрудняют семейные отношения. Кирпичики приклеивается на дом, нарисованный на листе ватмана, а тучки над домом.
Обсуждение результатов работы.
- Все вы молодцы. Знаете, что ценно для семьи, а что мешает семейному счастью. Слайд 2. А вот что мы можем прочитать в словаре С. И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Слайд 2. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
-Как вы считаете, что главное в семье? (ответы детей)
• штамп в паспорте
• совместное проживание
• любовь, доверие, понимание
ВЫВОД: Главное, что вы назвали: это любовь, доверие и понимание.
- Чтобы разобраться в некоторых вопросах, я предлагаю вам разделиться на 2 команды: команда юношей и команда девушек. Слад 3. Упражнение называется «Ассоциация». У каждого свое представление о семье. А какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это настроение, то какое…
Совместное обсуждение предложенных ассоциаций.
ВЫВОД: Итак, исходя из нашего разговора, я могу сделать вывод, что семьи бывают разные : приметные и неприметные, активные и сдержанные, спокойные и шумные, хозяйственные и не очень, любящие путешествовать и тяжелы е на подъем и т. д.
- Ребята скажите пожалуйста, что привлекало женщин в мужчинах в разные исторические эпохи? Слайд 4. (ответы детей)
- Древний мир – сила, мужчина должен был убить мамонта, принести мясо в пещеру.
- Средние века – отваге, женщина отдавала свое сердце победителю рыцарского турнира.
- Новое время – галантность, этикет и внешний вид больше всего привлекали внимание женщины.
- Что требуют современные девушки в доказательство любви от мужчины? (деньги).
- Да, безусловно, деньги сегодня играют не малую роль в жизни человека, но не стоит гнаться за богатством, забывая о немаловажных положительных качествах человека, взаимной любви, взаимопонимании, без которых невозможно создать крепкую семью. Иначе это будет брак по расчету, а они не зачастую плохо заканчиваются.
- Скажите, пожалуйста, можно ли поставить знак равенства между понятиями семья и брак? (ответы детей) Слайд 5. В случае, когда люди “сошлись” и родился ребенок, семья состоялась. Она реально существует и основана на кровном родстве. Но брак заключен не был. То есть не состоялось юридическое оформление семейного союза. Значит, не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия. Как вы думаете какие? (ответы детей)
- Слайд 5. Основной причиной вступления в брак является любовь. Брак – это добровольный равноправный союз, направленный на создание семьи, заключенный в органах Загса в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Однако каждодневная будничная жизнь в семье проверяет любовь на прочность. Любовь – чувство хрупкое, чтобы оно сохранялось и развивалось, о нем надо заботиться. Одним из самых актуальных вопросов для молодежи сегодня является вопрос о том: регистрировать или не регистрировать брак. Что выбрать: незарегистрированное сожительство, чаще его называют «гражданским браком» или официально зарегистрированный брак. Чем отличаются эти два образа совместной жизни? (ответы детей)
- Давайте попытаемся разобраться, по-современному взглянуть на данные понятия.
1. Незарегистрированное сожительство – это форма неформальных брачно-семейных отношений. В России получила распространение под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным.
2. Зарегистрированный брак – семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).
- Представим ситуацию: два человека, он и она, встретились. Полюбили друг друга, поняли, что не представляют своей жизни друг без друга и решили: а что они решили? И встали они перед выбором регистрировать им свои отношения или нет, чтобы начать совместную жизнь. Итак, следующее задание для наших команд: Юноши пишут 5 преимуществ зарегистрированного брака. Девушки пишут 5 преимуществ незарегистрированного сожительства.
ВЫВОД: У каждого вида брака есть и преимущества и недостатки. Но по-настоящему семьей может считаться пара, которая связана супружескими узами и долгом друг перед другом. Вдумайтесь в два понятия: в зарегистрированном браке муж и жена; в незарегистрированном браке – сожитель и сожительница. Но выбор все же остается за вами.
- Существуют и ограничения для вступления в брак. Какие? (ответы детей) Слайд 6:
1) Возраст заключения брака не должен быть менее 18 лет. Ведь именно с данного возраста каждый гражданин Российской Федерации может отвечать за свои права и обязанности в полном объеме. Однако при наличии особых условий допускается вступление в брак в более раннем возрасте. В возрасте от 16 до 18 лет желающие вступить в брак приносят свою просьбу самостоятельно. Уважительными причинами в данном случае могут быть: 1) Беременность невесты. 2) Рождение невестой ребенка. 3) Фактически сложившиеся брачные отношения и т. д.
2) Заключению брака препятствует и не прекращенный предыдущий брак.
3) Не допускается заключение брака между близкими родственниками. К примеру детьми и родителями, полнородными и неполнородными братьями и сестрами. Не запрещено заключение брака между двоюродными родственниками, сводными братьями и сестрами, не имеющими общего родства, а также более дальними родственниками.
4) Не допускается заключение брака между гражданами, один (или оба) из которых имеют психическое расстройство и в связи с чем признано судом недееспособным. Психическое расстройство и подобные болезни, не служащие основанием для признания лица недееспособным в судебном порядке, не считаются препятствием для заключения брака.
5) Не допустимо заключение брака между усыновителями и усыновленными, так как их отношения приравнены к отношениям родителей и детей по происхождению.
- А если 2 человека поженились, но хотят себя обезопасить в будущем, мало ли разведутся, что может им помочь? Что надо составить? (брачный договор) Что такое брачный договор? (ответы детей)
- Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. Он составляется как до, так и в любое время после свадьбы.
- А сейчас мы с вами расшифруем словарь семейных отношений. Здесь даны определения, а вы должны назвать их одним словом.
• (Сопереживание) Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.
• (Равенство) Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.
• (Поддержка) Вдвоем вы способны на многое.
• (Толерантность) Умение принимать человека таким, какой он есть.
• (Компромисс) Умение уступать друг другу.
• (Признание) Уважение и благодарность.
• (Приспособляемость) Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.
• (Любовь) Нежная забота друг о друге.
• (Верность) Преданность друг другу.
• (Умение слушать) Прислушиваться друг к другу.
• (Юмор) Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.
• (Желание) Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.
• (Доверие) Чувство безопасности и уверенности.
• (Нежность) Чуткое отношение друг к другу.
• (Совместное времяпрепровождение) Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
- А какие три самых главных понятия из них? (любовь, понимание и доверие) Слайд 7.
- Вы сами должны понимать и осознавать, что если вы хотите крепкую, любящую и понимающую семью, то должны приложить к этому не малые усилия. Как вы будете относиться к любимым, так и они будут относиться к вам.
- Подводя итог нашей сегодняшней дискуссии, хочется прочесть вам одну притчу.
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: – Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.
- Перед вами пример настоящей семьи с большой буквы. Ну и в завершение нашей дискуссии я зачитаю еще одно стихотворение о семье :
- Всем спасибо за внимание!