Екатерина Свистунова
Конспект беседы «Совесть — добрый помощник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Совесть добрый помощник
Цель: знакомство с понятием «совесть», понимание необходимости поступать вопреки своим желаниям, ставить на первое место желания и необходимости других
Ход
Воспитатель: ребята, а хотите узнать о том, как человек научился отличать добро от зла?
Ответы детей
Публикация «Конспект беседы „Совесть — добрый помощник“» размещена в разделах
Воспитатель: каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Иногда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Как же узнать хорошо мы поступили или плохо?
-Для того, чтобы человек не ошибся в том, что хорошо, что плохо, внутри него есть добрый помощник – совесть.
Воспитатель: как вы думаете ребята, что такое совесть?
Ответы детей
Воспитатель читает стихотворение
Что такое совесть
Мама, что такое совесть? Совесть – клад души твоей. – Совесть, дочка, это повесть Яркий лучик света в ней
Про хорошие дела – Это путеводный свет.
Жизнь их нам с тобой дала. Он спасет тебя от бед.
Кто по совести живет, Он в тебе всегда горит.
Никого не подведет. Он твой самый прочный щит.
Совесть приносит человеку сообщение-весточку: хорошо он поступает или плохо.
Например, ты получил новогодний подарок с конфетами. Совесть подсказывает : не жадничай, поделись с тем, у кого нет конфет. Поделился – хорошо. Ну, а если ты чувствуешь: жалко – съем сам, да и делаешь так – поступаешь плохо. Или: мама попросила помочь по дому, а ты ленишься: ладно, попозже сделаю? А еще, может быть, бывает так, что ты не слушаешься родителей и старших, обзываешься плохими словами, дерешься с кем-то из ребят? Кто из вас, ребята, сможет назвать еще какую-нибудь ситуацию, при которой совесть – наш добрый помощник – подсказывает нам хорошо или плохо мы поступаем
Ответы детей: (если играю игрушкой, то вместе с другом. Покормлю птиц, когда им нечего кушать. Если я качаюсь на качелях, и кому-то тоже захочется покататься – я ему уступлю место. Если человек попал в беду, то ему нужно помочь. Защищать любого, если его обижают.
Воспитатель: а сейчас я хочу прочитать вам рассказ В. Осеевой «Печенье». Послушайте, пожалуйста.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе. – Дели по одному – строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки. – Ровно? – спросил Вова. Миша смерил глазами кучки: – Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались. – Рассыпчатые! Сладкие! Вкусные! – говорил Миша. – Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба.
Воспитатель: как вы думаете ребята, для чего мама высыпала в тарелку печенье?
Ответы детей
Воспитатель: кто принимал участие в чаепитии?
Ответы детей
Воспитатель: кто и как начал делить печенье?
Ответы детей
Воспитатель: почему мама и бабушка пили пустой чай?
Ответы детей
Воспитатель: как, по вашему мнению, поступили мальчики?
Ответы детей
Воспитатель: очень плохо поступили мальчики, а как поступили бы вы?
Ответы детей (поделились бы с родителями. Разделили между всеми поровну).
Воспитатель: можно было не делить, а кушать всем из одной тарелки, кто сколько хочет. Как можно назвать Вову и Мишу? Какие они?
Ответы детей
Воспитатель: какие еще поступки можно назвать плохими?
Ответы детей (плохо драться, обзываться, отбирать игрушки, жадничать, ссориться).
Воспитатель: как следует поступить хорошо?
Ответы детей (защищать других, делиться, дружить со всеми, любить всех, заботиться.)
Воспитатель: следует прислушиваться к тому, что велит совесть. Совесть, как яркий огонек, светит в душе человека. (Воспитатель зажигает фонарик).
Если ты спрашиваешь у своей совести : «Хорошо ли я делаю?», – совесть обязательно дает ответ. Ты можешь постараться не делать плохого, а делать хорошее. И никакое доброе дело не пропадет зря. А если человек забывает спрашивать совесть, он начинает совершать плохие поступки : обманывать, обзываться злыми словами, обижать товарищей, лениться.
Дети должны помогать своей совести бороться против трех самых главных врагов. Как их узнать?
Один из них всегда говорит: «Не хочу!», второй – «Сделаю попозже!», третий – «А почему это должен делать я?». Этим врагам мы дадим такие имена: «Нехочулькин», «Попозжечек», «Почемуяшкин». Знакомы вам такие враги, ребята? Вы с ними встречались?
Ответы детей
Воспитатель: кто поможет нам справиться с этими врагами – «Нехочулькиным», «Попозжечком» и «Почемуяшкиным»?
Ответы детей (наши друзья помогут справиться с ними. Мы сами справимся.
Наша совесть поможет).
Воспитатель: да, это наша совесть. Совесть подсказывает детям стыдиться злых поступков, исправлять злое добрым. Она говорит: «Пойди, помирись, поправь, что сделал плохо, не ленись». Как вы думаете, ребята, что происходит с совестью, если не обращать на нее внимания?
Ответы детей
Воспитатель: если не обращать на совесть внимания – ее огонечек гаснет. (погасить фонарик). И тогда в душе наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам поиграть. У каждого из вас на столе лежат карточки, на одной из которых изображено солнышко, а на другой тучка. Так мы будем обозначать добрые и плохие поступки. Правила игры такие: я буду показывать вам картинки, на которых дети совершают разные поступки, а вы с помощью карточек ответите – хороший это поступок (карточка с солнышком) или плохой (карточка с тучкой). Прежде, чем ответить, прислушайтесь к голосу своей совести, она поможет вам найти правильное решение.
Воспитатель: ребята давайте будем учиться прислушиваться к голосу своей совести и перед началом любого дела советоваться с совестью : хорошо ли я поступаю?