Ольга Головина
Конспект активизирующего общения для детей подготовительной к школе группы «Промыслы народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД: «Промыслы народных умельцев»
Цель: Совершенствовать знания детей о жанрах и видах русского народного творчества.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить с региональным декоративно-прикладным искусством – Кисловодским фарфором;
- продолжать формировать знания детей об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
Публикация «Конспект активизирующего общения для детей подготовительной к школе группы „Промыслы народных умельцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов;
-продолжать знакомить с произведениями народного искусства (загадки, сказки, хороводы);
Развивающие задачи:
- продолжать работу по обогащению словаря детей, развивать навыки речевого общения;
- развивать эмоционально-положительное отношение к народному декоративному искусству;
Воспитывающие задачи:
- воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного;
- воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Предварительная работа
Беседы по теме, рассматривание иллюстраций, произведений народно- прикладного искусства. Дидактические игры : «Магазин игрушек», «Опиши, я отгадаю», «Из чего сделан этот предмет?», «Откуда эта вещь?», «Назови одним словом», «Что лишнее?».
Материал и оборудование
Предметы хохломской, гжельской, городецкой, дымковской, росписей, презентация «Кисловодский фарфор», сенсорные пакеты – 10 штук, ложки – 20 штук.
Ход занятия:
На столах изделия народно-прикладного искусства. Девочки в русских сарафанах, мальчики в белых рубашках и черных брюках. Стук в дверь. Входит воспитатель в роли журналиста.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я журналист телеканала «Культура» Битихтиярова Диана Юрьевна. Я езжу по всей стране и собираю материал для передачи «Русские народные промыслы». Я узнала, что сегодня в детском саду «Семицветик дети подготовительной группы создали выставку «Промыслы России» и могут рассказать много интересного о них. Это так? Вы поможете мне написать статью о русских народных промыслах? Славились в народе всегда хорошие умельцы. Про таких говорят «Мастер на все руки». Чтобы наша беседа была увлекательной, я приготовила для вас загадки. Итак, микрофон включен, камера работает.
Журналист: слушайте загадку.
Вот игрушка хороша,
Просто русская душа –
Едет Ваня в новой шапке,
Да на пестренькой лошадке.
Опросник
Что это за игрушки? (дымковские) Как вы догадались?
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины) Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? (точки, кружочки, прямые и волнистые линии, сеточки). Какие используют цвета? (разные яркие).
Эти игрушки – свистульки в старину продавали на ярмарке.
Журналист: А эту загадку отгадайте:
Лишь два цвета здесь всегда,
А какая красота!
Смотришь, глаз не отвести,
Лучше просто не найти.
Дети: это гжель.
Журналист: Молодцы, ребята, как вы догадались?
Ребята, что же это за изделия такие интересные, всего два цвета? (гжельские)
Почему эти изделия называют гжельскими? (деревня Гжель) Чем она отличается от всех росписей (всего два цвета). Какой основной узор? Гжельская роза. Что расписывают этой росписью? (фарфоровые изделия, посуду, вазы, подсвечники, часы) Изделия из гжели прозвали бело-голубым чудом.
Журналист: Молодцы, сможете отгадать следующую загадку? Слушайте внимательно.
Что за чудо-мастера
Делали посуду, прялки
Расписали как подарки,
Чудо-кони и Жар-птица.
Все как будто небылица.
Что за изделия такие?
Дети: Городецкие.
Журналист: Как вы догадались? Почему называют городецкая роспись (г. Городец). Что расписывают этой росписью? (детские столы, стулья, шкатулки, разделочные доски) откуда взяты элементы в росписи? ( из природы: животные и растительность).
В настоящее время мастера расписывают мебель, посуду, шкатулки этим красивым узором.
Журналист: Еще одна загадка для вас:
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
О каких изделиях эта загадка?
Дети: О хохломских.
Опросник
Как вы догадались? Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду) Из чего сделаны эти изделия? (из дерева) Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.
Журналист: Посмотрите, ребята, какие красивые расписные ложки, раньше их использовали не только для приема пищи, но и в хороводных играх, танцах на праздниках и ярмарках.
Ах вы ложки расписные, ах, вы ложки золотые
Игрушка как бы оживает
Кто пляшет да играет,
Тому скучно не бывает.
Журналист: ребята, берите ложки, давайте заведем веселый хоровод. (Звучит музыка, дети водят хоровод).
Журналист: Молодцы, ребята, сразу стало весело и тепло от улыбок. Присаживайтесь. Да, Россия всегда славилась народными умельцами и промыслами. В нашем крае тоже много мастеров, которые создают своими руками красивую посуду и предметы быта. А вам известны промыслы Ставропольского края? (нет) Тогда я вам расскажу об одном из них. Недавно я посетила в городе Кисловодске выставку фарфора и о том, что я узнала, поделюсь с вами. (презентация)
Журналист: Слайд 2 Кисловодский фарфор начинает свою историю с прошлого века, когда мастера-одиночки приехали в курортный Кисловодск на заработки, Слайд 3 они объединились и стали производить фарфор и изделия из него. Слайд 4 Уже первые партии фарфора были настолько красивы, что оказались достойными отправки на международную парижскую выставку.
Слайд 5 В наше время многими фабриками в мире производится фарфор, но делают его с помощью машин. Слайд 6 А Кисловодский фарфор больше ценится, потому что при его изготовлении используется ручной труд. Слайд 7 Мастера каждое фарфоровое изделие украшают ручной лепкой, используют яркие краски, оттенки, все работы авторские, не похожие друг на друга. Слайд 8 Изготавливается не толь посуда, но и часы, светильники, скульптуры. Слайд 9 Благодаря этому, Кисловодский фарфор приобрел известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Блестящий как зеркало и тонкий как бумага он по праву оценен специалистами всего мира.
Журналист: Что показалось особенно интересным в моем рассказе? А у кого дома есть изделия Кисловодского фарфора?
Журналист: Ребята, когда я была на выставке, то узнала, что мастера находятся в постоянном поиске новых цветовых решений для своих работ. Не хотели бы вы предложить свои идеи подбора новых оттенков.
Дети: да, хотим.
Тогда проходите за столы. Давайте разомнем наши руки перед работой
Наши пальцы озорные (сжимаю в кулаки)
Наши пальцы удалые (хлопают)
Дружно в пляс они пойдут (растирают)
И оттенки создадут
Журналист: Ну что, наши руки готовы к работе. Перед вами на столах лежат палитры с красками. Ваша задача, как можно больше найти оттенков при смешивании красок.
Вопросы: Какие оттенки получились у тебя? Назови свои оттенки.
Журналист: Ребята, поднимите палитры и покажите, что у вас получилось. Какие красивые цветовые решения вы нашли. Я с удовольствием передам их мастерам для росписи новых фарфоровых изделий. (собирает палитры)
Журналист: Ребята, о чем мы беседовали? Что нового вы узнали? Чем запомнится вам наша встреча?
Я хочу вас поблагодарить за наше общение, теперь я смогу написать статью о русских народных промыслах. До свидания, ребята.