ОЛЬГА РОМАНОВА
Ознакомление детей с пейзажной лирикой. Конспект занятия в подготовительной группе «А. А. Фет «Ласточки пропали»
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Фет Ласточки пропали
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
на тему:
«А. А. Фет. «Ласточки пропали.»
(Ознакомление детей с пейзажной лирикой)
(подготовительная группа)
Программное содержание.
1. Продолжать знакомить детей с пейзажной лирикой.
2. Учить слушать литературные произведения, стимулировать чувства восхищения родной природой.
Публикация «Ознакомление детей с пейзажной лирикой, Конспект занятия в подготовительной группе „А, А, Фет „Ласточки пропали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Учить детей создавать художественные образы, используя разные выразительные средства.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость на осенние проявления природы.
5. Формировать способность сопереживать настроению лирического произведения.
6. Дать детям представление о музыкально-выразительных средствах при создании образа, показать взаимосвязь художественного слова и музыки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности Звучит музыка Вивальди «Времена года», концерт «Осень».
Воспитатель. Человек живёт среди природы. Утром, когда мы ещё спим, солнечный луч заглядывает к нам в окно. Проснувшись, мы бежим умываться, и в наши ладошки льётся тонкая струя холодной свежей воды. Зимою наши окна красиво расписаны морозом, а летом к ним наклоняются веточки деревьев, приветливо машут нам, зовут на улицу, в лес, в поле, к реке, зовут нас ближе к природе, понимать её и чувствовать так, как чувствуют её и описывают поэты. Совсем недавно мы знакомились с творчеством великого русского поэта А. А. Фета, с его стихотворением «Я пришёл к тебе с приветом…». Вспомните и скажите мне, какую картину нарисовал поэт.
(Утреннее пробуждение природы. Встаёт солнце и своими яркими лучами будит всё вокруг. Просыпается лес, каждая его веточка, каждый его листик, проснулись и защебетали птицы.)
Воспитатель. Правильно, ребята. Это стихотворение радостное и светлое. Оно говорит нам о том, что новый день несёт нам новые надежды, новое настроение. Сегодня я познакомлю вас с ещё одним стихотворением А. А. Фета, называется оно «Ласточки пропали…».
Воспитатель читает стихотворение.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени).
- Похоже то стихотворение на предыдущее? (нет, первое - радостное и светлое, а это грустное, печальное).
- Какими фразами автор передаёт нам приметы осени? («ласточки пропали», грачи «как сеть мелькали», «на дворе темно», «лист сухой валится», «ветер злится», «к югу журавли летят»).
- Правильно, когда слушаешь это стихотворение, появляется лёгкая грусть. Не хочется расставаться ни с птицами, ни с зелёной листвой, ни с яркими солнечными днями. Появляется ощущение холода, неуютности, печали, даже тоски. Осень несёт с собой не только яркую красоту листвы, прозрачность воздуха, урожай полей, но и холодный дождь, серое пасмурное небо, грязь и слякоть.
Скорее всего, поэт не любил такую погоду. Он хотел бы «снег да вьюгу».
Сейчас я ещё раз прочту вам стихотворение, а вы послушайте, всегда ли оно звучит одинаково.
Воспитатель повторно читает стихотворение.
Дети отмечают, что сначала стихотворение звучит спокойно, с грустью. Поэт рассказывает о поздней осени, делится с нами своим настроением. Потом темп усиливается, автор пытается донести до нас, что ему не нравится такое состояние природы. «Снег да вьюга» лучше, чем темнота и слякоть. В конце слышится отчаяние: «хоть плачь».
Воспитатель. Вы всё правильно отметили. Но ведь в природе всё идёт своим чередом, поэтому не стоит отчаиваться. Послушайте музыку С. Прокофьева «Фея Осени» из балета «Золушка». Послушайте и скажите, подходит ли она к стихотворению Фета.
Дети слушают музыку, потом делятся своими впечатлениями.
Воспитатель. Сейчас мы с вами окунёмся в мир осенней природы, почувствуем себя её частицей.
Под песенку «Осенние дорожки» (муз. О. Поляковой) дети танцуют с листочками. По окончании садятся на места.
Воспитатель. Сегодня мы познакомились со стихотворением А. А. Фета, слушали музыку С. Прокофьева, теперь мы станем художниками и попробуем нарисовать картины осени, отразить в них своё настроение, своё впечатление от осенней природы.
Под спокойную музыку дети рисуют. По окончании рассматривают рисунки друг друга, выделяют понравившиеся, делятся впечатлениями.
Работы детей были отправлены на выставку в наш краеведческий музей.
Дети рассмотрели выставку картин домодедовских художников.
С чувством гордости рассмотрели выставку своих рисунков.
Это мои девчонки-кружковцы. К сожалению, я не смогла побывать там вместе с ними.