Ирина Тюрина
Конспект НОД «Шубка для ежа»
Цель занятия: Изображение ежа с помощью нетрадиционной техники рисования.
Задачи образовательные:
• Познакомить детей с использованием сочетания художественных материалов.
• Формировать умение выполнять свою работу в определённой последовательности.
Задачи развивающие:
• Расширять представления о ежах, об их особенностях.
• Развивать умение создавать выразительный образ ежа, используя технику рисования «тычёк».
• Развивать умение изображать яблоко, используя технику «рисование цветной солью».
Публикация «Конспект НОД „Шубка для ежа“» размещена в разделах
• Развивать диалогическую речь: формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком.
Задачи воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность, стремление прийти на помощь герою.
• Воспитывать бережное отношение к своим рисункам.
Методы и приё мы:
• Словесные: художественное слово, беседа, вопрос воспитателя, рассказ воспитателя, поощрение;
• Наглядные: рассматривание иллюстрации;
• Игровые: мотивация, пальчиковая гимнастика;
• Практические: выполнение работы, рассматривание, индивидуальная помощь.
Материал для занятия: гуашевые краски, кисть с жёстким и мягким ворсом, альбомный лист с контуром «шубки» ежа, стаканчики с водой, салфетки, трафареты «яблоко», простой карандаш, цветная соль, клей, кисти для клея.
Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением ёжиков.
Предварительная работа: беседа о ежах (образ жизни, питание, место обитания, приготовление: цветной соли, трафарета яблок на каждого ребёнка, клея, альбомных листов с контуром шубки.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Педагог предлагает детям загадку:
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Дети: Ёжик.
Педагог: Да, верно. Посмотрите, дети, ёж и правда очень похож на подушечку с иголками (педагог показывает иллюстрацию с изображением ёжиков). Давайте вспомним, что мы с вами знаем о ёжиках. Где живёт ёжик?
Дети: В лесу в норе.
Педагог: Ёж- животное хищное? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Педагог: А чем ёж питается? (ответы детей)
Педагог: Скажите, для чего ёжику иголки?
Дети: Защищают его от лесных врагов, с помощью иголок ёжик переносит свою пищу.
Педагог: Да, всё верно. Ребята, а знаете ли вы, чем полезен ёж для человека? Чем вреден он для человека? (ответы детей).
Если дети не знают, то педагог сам объясняет, в чем польза от ежей (поедают вредных насекомых) и в чем вред (являются переносчиками различных болезней).
Педагог: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Педагог: Зимой многие животные впадают в спячку. Знаете ли вы таких животных? Назовите их.
Дети: Медведь, барсук, ёж…
Если дети не называют ежа, спросить о том, что зимой делает ёж.
Педагог: Молодцы, верно. Знаете ли вы какие-нибудь сказки, рассказы про ёжика? Назовите. (Ответы детей)
Педагог: Я тоже знаю интересную историю про ёжика. Хотите послушать? Итак, жил на свете один маленький ёжик. Летом он гулял по лесу, играл с другими ёжиками, охотился на жучков, собирал грибы, делал запасы из яблок и ягод, чтоб в дождливые осенние дни не покидать свою норку, утеплял свою норку, чтоб не замёрзнуть в холодную зиму. Вроде бы всё подготовил ёжик, ничего не забыл. Перед тем, как заснуть и проспать всю зиму, решил ёжик постирать свою шубку. Постирал, почистил, повесил на кустик возле норки. Но вот беда: так наш ёжик устал, так ему хотелось спать, что совсем забыл ёж про свою шубку, уснул. Спит он теперь в своей теплой норке, снятся ему бабочки и не знает он, что шубку его унёс ветер, пролетающий около норки. Проснётся ёж весной, а шубки нет. Как же ёжику спасаться от лесных врагов, как без иголок делать запасы? Пропадёт наш ёжик… Ребята, а вы хотите помочь ёжику? Как можно ему помочь? (Варианты ответов детей).
Педагог: Молодцы, много вы предложили способов, как помочь ёжику. Я предлагаю вам сегодня нарисовать и подарить ему шубку. Хотите? Пойдемте в нашу мастерскую. Но сначала разомнём наши пальчики.
«Колкий ёж»
Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок.)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево.)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий,
Спрячь свои иголки.
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами.)
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок.)
2. Практическая часть
Педагог: Посмотрите, дети, перед вами на столах лежат кисти: мягкая и жёсткая. Как вы думаете, какой кистью мы будем рисовать иголки для ёжика? (Жёсткой). Почему вы так думаете? (Иголки у ежа жёсткие, колючие, с помощью жёсткой кисти будет их легче нарисовать.)
Педагог (выслушав ответы детей) : Верно. Нам потребуется жёсткая кисть. Рисовать мы с вами будем не совсем обычным способом: вода нам не потребуется. Опустим кисть в краску, и короткими отрывистыми движениями будем прижимать к листу бумаги под прямым углом. Давайте попробуем сначала без краски.
Дети вместе с педагогом пробуют: сначала кисть прижимают к своей ладошке, потом к листу. Затем дети начинают рисовать.
Педагог: Посмотрите, какие колючие у нас получились шубки. Хотите их примерить на ёжика? Тогда давайте дорисуем необходимые детали. Подумайте, чего не хватает на нашем рисунке, чтобы получился ёжик в колючей шубке? ( Ответы детей: нарисовать мордочку, лапки, ушки, носик, глазки.)
Педагог: Всё правильно. Обратите внимание, что мордочка у ежа похожа на треугольник, носик и глаз кругленькие, ножки маленькие. Подумайте, какой кистью вы будете рисовать мордочку, носик, лапки. Почему вы так думаете? (Рисовать мягкой кистью, так как мордочка и лапки у ежа не колючие.)
Педагог: Да, верно. Нам потребуется мягкая кисть. Приступайте.
(Дети рисуют)
Педагог: Ребята, какие замечательные ёжики у вас получились. А ведь наш ёж проснётся весной голодный, запасов у него никаких нет. Как нам помочь ёжику? (Ответы детей).
Педагог: Я предлагаю вам нарисовать для ёжика яблочко и прикрепить его к иголкам. Для этого нам потребуются трафареты «яблоко» и цветная соль.
Педагог объясняет, как нарисовать такое яблоко: обвести трафарет, провести пальчиком по контуру, кистью с клеем покрасить яблоко как краской, затем взять соль щепоткой и посыпать яблоко по всей поверхности.
3. Итог занятия
Готовые работы расположить на отдельном столе или повесить на магнитную доску, рассматривая, подвести итог.
Педагог: Скажите, что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
Педагог: Что больше всего вам понравилось, запомнилось? (Ответы детей.)
Педагог: Что доброго мы сегодня сделали? (Ответы детей.)
Педагог: Давайте посмотрим на ваши рисунки, посмотрим, какие шубки для ёжика вы нарисовали.