Юлия Воронцова
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в осенний лес»
Задачи занятия :
Образовательная: закреплять представления детей о признаках осени; закреплять названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закреплять знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
Развивающая: помочь детям через наглядные пособия и дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику и эстетическое восприятие.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя:
Иллюстрации картин осени, гербарий. Осенние листья, иллюстрации деревьев, плакат с изображением дерева для коллективной аппликации, дидактическая игра «С какой ветки эти детки», звукозапись П. И. Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», колокольчик. Репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», Ю. Пиминов «Ливень», Остроухов «Золотая осень», И. Грабарь «Рябина», И,Шишкин «Осень».
Для детей:
цветная бумага (все оттенки осенних листьев, ножницы, клей, салфетки.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.
Словарь: отлёт птиц, листопад, багряный, лиловый, кленовый, дубовый, берёзовый, осень золотая, пёстрая, листья кружатся, опадают, перелётные птицы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!
Ребята, кто из вас любит путешествовать? (ответы детей) А на чём можно путешествовать?
Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.
Воспитатель: А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на, отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
«Железный конь» по небу мчится,
Летит на крыльях, но не птица.
Он любит в воздухе полет,
Так кто же это? …
(самолет)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Машина)
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет,
Да не догонишь.
(Корабль)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки и попробуйте отгадать, в какое время года мы отправимся в путешествие.
(сентябрь)
(октябрь)
(ноябрь)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сейчас вместе расскажем об осени. Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
А сейчас я предлагаю вам игру встань по порядку. (встали в круг, одеть шапки с названиями месяцев и они должны встать по порядку, несколько раз.)
Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.
Осенью солнце светит (как) … (слабее, меньше, редко).
Осенью небо покрыто (чем) … (серыми тяжёлыми тучами).
Осенью часто идут … (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Осенью в домах топят (печки).
– Ребята, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: всё готово, можно отправляться в путешествие.
Дети, для того чтобы сесть на автобус, нам необходимо купить билет. А вот и касса. (дети приобретают билеты).
Либо : Ребята, я предлагаю вам построить свой транспорт из мягких модулей, и на нем отправится в путешествие.
А билеты у нас не простые, а в виде листьев разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.
Например: лист дуба (какой) – дубовый и т. д.
Лист клёна – кленовый
Лист осины – осиновый
Лист ивы – ивовый
Лист каштаны – каштановый
Ветка рябина – рябиновая
Ветка сосны – сосновая
Ветка ели – еловая
Лист тополя – тополиный
(ответы детей, дети рассаживаются на стульчики с изображением соответствующего листочка)
Воспитатель: Молодцы!
Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе)
-Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь? (вперёд). А потом поедет быстро- куда отклонитесь? (назад). Поедет по кочкам- будем подпрыгиваем на сиденьях.
(Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)
Воспитатель: Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг.
(запись звуки осеннего леса, слайд осенний лес)
Воспитатель: -
- Второй осенний месяц? (октябрь)
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
А чем богат осенний лес?
Д е т и: Грибами и ягодами.
Игра «Съедобный – несъедобный»
Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.
Несъедобный – дети поднимают красный кружок.
Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква,
волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята,
подосиновик, вороний глаз, лисичка.
Воспитатель: Что вы видите? (много деревьев в красивых золотых нарядах)
Дерево весной нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.
– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).
– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные) - на доску выводится изображение лиственных деревьев.
– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)
– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр) -на доску выводится изображение хвойных деревьев.
– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)- на доску выводится изображение лиственницы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на эти два дерева и назовите их.
Дети: дуб и береза. (на доску выводится изображение дуба и березы).
Я предлагаю вам собрать пазл:
Воспитатель: давайте с вами поиграем с листиками дуба и берёзы.
(Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»)
Молодцы хорошо справились с заданием,а скажите все что сделано из дерева оно какое (деревянное)
Воспитатель: А нам пора вернуться на лесную полянку.
Ребята, мы с вами вспомнили, чем богат осенний лес.
Пальчиковая игра “Осенний букет”.
Воспитатель: - Ребята, давайте соберём осенний букет.
Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять
– Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П. И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.
– Какие это листики? (Кленовые)
– Какое осеннее дерево у нас получится? (Клён)
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»
Коллективная аппликация – «Осенний клён»
Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки клёна, нарисованного на большом ватмане.
Воспитатель: – Какое дерево у нас получилось? (Кленовое – клён)
Посмотрите, какие красивые листики, какое нарядное осеннее дерево. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие, возвращаемся назад в детский сад.
( повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).
Воспитатель: вот мы и вернулись. Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.
Проводится игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы ребята!
- Вам понравилась наше путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Вы все были большие молодцы!
- Еще хотите в путешествие? Подумайте, куда мы отправимся в следующий раз.