Литвинова Татьяна
Конспект НОД в младшей группе «Игра-путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в младшей группе
Тема: Игра – путешествие по русской народной сказке «Гуси – лебеди».
Цель: развитие речи детей с помощью средств игровой деятельности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества;
- расширять и закреплять представления детей о русской народной сказке.
Публикация «Конспект НОД в младшей группе „Игра-путешествие по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- пополнять словарный запас за счёт устойчивых речевых оборотов, традиционных для сказок;
- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
- развивать умение давать характеристику сказочным персонажам, побуждать к сопереживанию;
- воспитывать умение согласовывать свои действия с партнёрами по игровому взаимодействию.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций, непосредственно организованная образовательная деятельность по разным образовательным областям в течение года. настольные игры по сюжетам русских народных сказок; разучивание физминуток, обобщающих моментов, утренних приветствий
Материалы: Аудиозаписи: "Звуки леса",голос печки, голос яблоньки, голос речки и голос Машеньки; муляж печки; дерево, ткань голубого цвета «речка» муляжи яблок; 2 корзинки; игрушечные пирожков; небольшой коврик зелёного цвета - "полянка", свиток; куклы - девочка и мальчик; наборы кубиков с сюжетами русских сказок.
Методические приемы:
Словесный — беседы;
Наглядно-демонстрационный — рассматривание;
Игровой — дидактические игры;
Практический — выполнение заданий.
Прогнозируемые результаты: развивать речь детей с помощью игровых моментов и ситуаций.
Ход занятия:
Утреннее приветствие «Дружные ребята»
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Воспитатель Ребята, а вы любите сказки? Хотите отправиться в страну сказок? (ответы детей)
Воспитатель: Прежде чем отправиться в сказку, давайте встанем в круг, крепко возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова.
(Дети и воспитатель встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и произносят «волшебные» слова.)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сказку будем начинать!
(на экране появляется Машенька)
Голос: Здравствуйте, я Машенька. Гуси - лебеди похитили моего братца Иванушку и отнесли к Бабе Яге, а она заперла его в своей избушке. Дорожки сказочные все запутала, а помощников моих – печку, яблоньку и речку – спрятала так, что одной мне их не найти. Помогите мне братца спасти да злую Бабу Ягу победить.
Воспитатель: Ребята, вы не знаете, что это за гуси-лебеди такие, уносят детей к Бабе-Яге! И из какой сказки наша гостья? (сказка «Гуси – лебеди»)
Воспитатель: Правильно. Ну что, ребята, поможем Машеньке в её беде? (ответы детей) Машенька, не волнуйся, спасем мы твоего братца. Ты оставайся дома, а мы отыщем Ванечку.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто первый встретился девочке, когда она побежала искать братца.
Дети: Печка!
Воспитатель: Правильно, печка. Давайте отправимся к печке и спросим, может она нам поможет найти Ванечку.
По ровненькой дорожке-2 раза
Шагали наши ножки – 2 раза
Мы шагаем мы шагаем
Выше ножки поднимаем
Мы идем, идем, идем
От друзей не отстаем!
Воспитатель: Вот и печка! Давайте ласково попросим её помочь нам найти Ванечку. А как можно попросить печку, не забывая волшебные слова. (воспитатель спрашивает у нескольких детей)
(ответы детей) Печка, печенька, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди унесли Ванечку!
Голос: Достаньте мои ржаные пирожки и постудите их, тогда скажу (воспитатель спрашивает у детей – какие как правильно достать пирожки из горячей печи (ответы) воспитатель берет прихватки и достает поднос с пирожками)
Воспитатель: Ребятки, посмотрите какие пирожки золотистые, чтобы их остудить надо на них правильно подуть! (Вдыхаем – выдыхаем (дуют на них)
Дыхательная гимнастика: «Остуди пирожки»
Печка: Спасибо вам, ребята, гуси-лебеди полетели в сторону яблони.
Воспитатель: Дети, а что нужно печке сказать?
(Ответы детей Спасибо, печка).
Воспитатель: Молодцы, правильно! Давайте вперёд по дорожке пойдём и яблоньку с вами найдём!
Игровой переход
По ровненькой дорожке-2 раза
Шагали наши ножки – 2 раза
Мы шагаем мы шагаем
Выше ножки поднимаем
Мы идем, идем, идем
От друзей не отстаем!
(Воспитатель и дети идут по дорожке, которая их приводит к яблоне, корзинка и яблоки (по количеству детей). Плоды распределены по всей яблоне, а одно самое крупное яблоко, находится на верхушке дерева.)
Воспитатель: Вот мы к яблоне пришли. Ребята, давайте вспомним, как Маша помогала яблоньке? (ответы детей - она собрала яблоки).
Яблоньке было тяжело, и Маша собрала яблоки.
Воспитатель: Ну что, дети, будем яблоки в корзину собирать? (ответы детей)
Воспитатель: Для начала давайте посмотрим на яблоньку внимательно. Все ли яблоки одинаковы?
(ответы детей)
Воспитатель: (Имя ребенка) посчитай маленькие яблоки. А теперь давайте вместе посчитаем. А … соберет маленькие яблоки в корзину.
(Имя ребенка) посчитай большие яблоки. А теперь давайте вместе посчитаем. А … соберет большие яблоки в корзину. (Дети собирают яблоки в корзины.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Яблоки вы собрали. Теперь нам надо идти дальше. Давайте спросим у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли Ванечку? Только про волшебные слова не забываем. (Опрашивает по очереди несколько детей)
(ответы детей Яблонька- матушка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди унесли Ванечку!
Голос яблоньки Спасибо вам, ребята, за то, что собрали мои яблочки. Теперь и я вам помогу - гуси-лебеди полетели в сторону речки.
Воспитатель: Ребята, что нужно сказать яблоньке? (ответы детей – спасибо яблонька).Отправляемся дальше.
Физминутка
По ровненькой дорожке-2 раза
Шагали наши ножки – 2 раза
Мы шагаем мы шагаем
Выше ножки поднимаем
Мы идем, идем, идем
От друзей не отстаем!
(Воспитатель и дети идут по дорожке к речке.)
Воспитатель: Вот и речка! Давайте спросим у неё - куда же гуси-лебеди унесли Ванечку. Только просим речку ласково, не забывая волшебные слова. (воспитатель спрашивает у нескольких детей)
(ответы детей) Речка, реченька, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди унесли Ванечку!
Речка Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге. Но, чтобы туда попасть вам нужно через меня перебраться.
Воспитатель: Давайте скажем спасибо речке. (дети благодарят)
Друзья, как нам попасть на другой берег? (ответы детей – можно переплыть на лодке, корабле, бревне, катере)
Ребята, давайте построим мостик с вами. Мостик будет у нас необычный, волшебный. Будет состоять из дощечек. Только чтобы дощечку положить, нам нужно вспомнить, вежливые слова. Называем слово и кладем дощечку. Я вам раздаю дощечки, а вы пока вспоминайте вежливые слова. Первое вежливое слово буду говорить я. (Воспитатель кладет дощечку и называет слово. Дети продолжают выкладывать мостик).
Игра «Назови вежливое слово»
(можно посчитать количество дощечек)
Воспитатель: Какие вы молодцы. А теперь аккуратно переходим через мостик, чтобы не намочить ножки, не упасть в речку.
(Воспитатель и дети идут к небольшому коврику – «полянке», где сидит кукла-мальчик. Перед куклой разбросаны кубики, тут же лежит свиток, перевязанный лентой. Воспитатель берёт свиток в руки.)
Воспитатель: Посмотрите, дети, мы пришли к избушке Бабы Яги. А вот и Ванечка, посмотрите, что здесь лежит (берет свиток и читает). Давайте прочитаем, что здесь написано. (Развязывает свиток и читает.) «Вы – смелые дети, смогли выполнить все мои задания, но мальчика я вам просто так не отдам. Попробуйте собрать эти кубики и правильно назвать сказки, которые здесь заколдованы. Сделаете, тогда и заберёте Иванушку! Баба Яга».
Воспитатель: Ну что, попробуете выполнить это задание, или будем возвращаться без Иванушки? (Ответы детей.) (Хорошо Тогда Артем садится с Машей и т. д воспитатель рассаживает детей)
(Дети располагаются на ковре небольшими группами и собирают кубики по русским народным сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Лиса и заяц» и другие. При необходимости воспитатель оказывает помощь. Когда все кубики будут собраны и сказки названы, педагог берёт в руки куклу – мальчика и обращается к детям.)
Воспитатель: Молодцы, дети! Выполнили все задания, нашли Ванечку, а теперь отправляемся к Машеньке. (идут к Маше)
По ровненькой дорожке-2 раза
Шагали наши ножки – 2 раза
Мы шагаем мы шагаем
Выше ножки поднимаем
Мы идем, идем, идем
От друзей не отстаем!
Голос Маши: Ой, Ванечка!
Воспитатель: Машенька, мы спасли твоего братца.
-Ребята, давайте вспомним, как мы спасали Ванечку. Кто нам помог?
(ответы детей)
-А как эта русская народная сказка называется?
(Ответы детей.)
- Умницы! Скажите, чему нас учит эта сказка? Какую ошибку допустила Машенька?
(Ответы детей. Чтобы не оставлять младших без присмотра).
Воспитатель – Машенька, больше так не делай, не оставляй Ванечку, смотри за ним хорошенько,
Машенька: Спасибо
Воспитатель: Давайте попрощаемся! До свиданья, Машенька! До свиданья, Ванечка. А нам пора возвращаться в группу.
Возьмемся за руки, закроем глазки и окажемся вновь в группе!
Закрыв глаза, ребята произносят «волшебные» слова:)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.
Раз, два, три, четыре, пять,
Сказку будем завершать.
Далеко не уходи,
Снова в гости приходи!
Воспитатель: Вот мы и на месте, спасибо вам, за вашу помощь и доброту! Ребята, вам понравилось путешествие? Еще хотите? На следующем занятии мы обязательно попадем еще в какую-нибудь сказку. Всем спасибо.