Ольга Иванова
Содержание работы кружка «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Публикация «Содержание работы кружка „Юный эколог“» размещена в разделах
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.
При построении системы работы экологического кружка особое внимание отводилось следующим направлениям:
Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Программа реализует следующие задачи:
Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Методы, используемые для реализации работы кружка :
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров (игра-викторина по теме «Осень», конкурсы поделок, рисунков).
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей (совместно с родителями) :
* Плакаты: «Как я провел лето», «Наши четвероногие друзья».
* Рисунки: «Экологические знаки», «На память леснику», «Морозные узоры», «Птицы прилетели», «Первые цветы в природе».
* Написать Стихи: «Про витамины», «Весна пришла».
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений (сказки «Репка», «Зимовье зверей» и др.);
- изготовление с детьми наглядных пособий (дидактическая игра «Времена года», «Мама и детеныши»).
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, используя различные формы работы. Одним из направления является занятие.
Я провела открытый показ ООД по экологическому воспитанию «Планета Земля в опасности», на котором учила детей различать объекты живой и неживой природы, дала представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности и воспитывала стремление беречь нашу Землю. На занятии дети проводили опыты и играли в дидактические игры.
Уже в раннем возрасте, дети получают первые элементарные представления о мире природы. В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно - обоснованную систему представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Стараюсь чаще организовывать наблюдения за живыми объектами, элементарные опыты, а также праздники, читаем экологические сказки, играем в дидактические игры.
Развлечение Наблюдение за рассадой Дидактическая игра
Наблюдение на улице
Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды.
Детям даю задание отразить свое впечатление в рисунке на различные темы: «Морозные узоры», «На память леснику», «Экологические знаки», «Птицы прилетели», «Первые цветы в природе». Сочиняют стихи «Про витамины», «Весна пришла». Совместно с родителями оформляем плакаты: «Как я провел лето!», «Огород на окошке», «Наши четвероногие друзья».
«Экологические знаки» «Птицы прилетели» «Как я провел лето!»
Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе кормушек. На нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.
Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород» : совместно с детьми выращивали из семян укроп, ячмень, овес, кукурузу и даже фасоль, выращиваем цветы от семечка до семечка, выращивали всю зиму на подоконнике зеленый лук и лук для опытов в четырех условиях.
Лук в четырех условиях Зерновые культуры
Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того формируются практические навыки ухода за растениями.
Сажаем лук Убираем старую листву
Ухаживаем за цветами
Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все - таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребенком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических, экологических и других знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Список используемой литературы:
1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение, 1993. - 128с.
3. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 7. - С. 10-14.
4. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
5. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.
6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.
7. Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1998. - N 5. - С. 33-39.
8. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание : практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
9. Черных И. Воспитание бережного отношения к воде // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 7. - С. 37-41.