Римма Каримова
«Шаг за шагом». Эссе — представление педагога-психолога на конкурс «Воспитатель года»
▼ Скачать +Заказ
Внедрение в свою профессию можно сравнить с приобретением приусадебного участка. Когда мы входим на свой приусадебный участок, то считаем своим долгом знать, когда надо пахать и сеять, как поливать и пропалывать, чем окучивать и удобрять, собирать ли урожай, что нужно добавить, чтобы следующий сбор был более урожайным.
Примерно то же самое происходит, когда человек входит во взрослую жизнь и начинает овладевать своей профессией. Кто-то вначале полностью изучает теорию, кто-то наоборот начинает с азов практики, затем получает образование.
Публикация «„Шаг за шагом“, Эссе — представление педагога-психолога на конкурс „Воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
«Поле своей профессиональной деятельности» мне довелось осваивать постепенно, будучи еще школьницей в годы «пионерии», когда старшеклассники ввели шефство над младшими учениками, именно тогда я поняла, что безумно люблю детей, люблю с ними общаться, люблю их занимать интересными играми. И просто люблю быть рядом с детьми, жить их жизнью. Это и был мой первый шаг, который подвел меня к профессии педагога.
В 1999году поступила в Ташкентский Государственный Педагогический Университет на факультет «педагогики и психологии».
Окончив 1 курс, весь летний период работала воспитателем в детском оздоровительном лагере. Имея уже небольшой опыт с детьми, у меня получилось их организовать, заинтересовать, увлечь. Иными словами, удалось овладеть коллективом детей. Это был мой второй шаг, уже более уверенный и осознанный.
На 3 курсе ВУЗа в 2001г меня пригласили в школу на должность преподавателя «Этики и психологии семейной жизни».
В стенах школы, будучи юной и смелой девушкой, легко находила общий язык со старшеклассниками. Иногда наш традиционный урок превращался в дружескую, непринужденную беседу.
Главной целью для меня было – дать подросткам хороший, полезный материал для размышления, подвести к заданной теме, побудить в них интерес или любопытство, так чтобы изложенный мною материал осел прочно и надолго.
Очень хотелось больше практической деятельности, более подробно изучать семейные отношения, взаимоотношения родителей и детей, детское непослушание. И это побудило меня пойти работать в дошкольное образовательное учреждение детским психологом.
Работа детского психолога заключается:
- В детском индивидуальном психологическом консультирование;
- В психологической коррекции детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т. д. ;
-В развивающих занятиях как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т. д. ;
- В индивидуальной психологической диагностики личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе;
- В консультировании родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Так постепенно я вникла, внедрилась и влюбилась в свою профессию. Профессия педагога, и тем более педагога-психолога, требует непрерывного самообразования, повышения своего профессионального уровня, педагогического мастерства.
Такая возможность появилась, когда в 2003 году по окончании ВУЗа меня пригласили в Педагогический колледж на должность педагога-психолога и руководителем практики.
Для 23 летней девушки это была очень большая, серьезная ответственность. Для того, чтобы быть преподавателем, нужно хорошо владеть теоретическими основами профессии.
К каждой лекции я основательно готовилась, перечитывала первоисточники, изучала методики. Я считала, что преподаватель педагогического колледжа должен уметь ответить на любой студенческий вопрос, это и было мотивацией к более подробному изучению теории.
2009 год. В моей жизни произошли большие перемены, связанные с изменениями места жительства. Я переехала в Россию, в город Казань.
Каждому человеку очень не легко менять привычную обстановку. Казань – новый для меня город, очень красивый, здесь в 2009 году в каждом уголке города чувствовался национальный колорит. Облегчило мою адаптацию гостеприимство татарского народа. В моей жизни стали появляться новые люди, постепенно налаживались контакты.
В этом же году я устроилась на работу воспитателем. Работа воспитателя – это не легкий труд, но вникнуть в эту профессию я смогла. Самое главное, что мне удалось – легко войти в детский коллектив. Когда дети нас, педагогов, принимают всей душой – это источник вдохновения всей педагогической деятельности.
Я использовала все известные методы для того, чтобы заинтересовать, изучить, закрепить знания моих, ставшими родными мне детьми.
Ведущий вид деятельности детей, это конечно – игра. Организовать игру, научить играть детей, это мне и ребятам было интересно и полезно.
Для себя в работе с родителями я считаю это открытость, доступность общения и наглядность работы воспитателя и деятельности детей в группе. Используя индивидуальный подход к каждому родителю можно подобрать разнообразные способы, чтобы вовлечь родителей в совместную работу на благо детей. Выгода будет всем- родителям, воспитателю и в первую очередь ребенку. Главное в работе с родителями - доверие и взаимопонимание.
Мы, женщины, работающие с детьми, наверно как никто другой способны прочувствовать, насладиться радостью материнства.
В2010 году у меня родился сын. Нам и так может быть от природы, или Богом дано любить детей, и тут эта любовь увеличивается в разы.
После небольшого отпуска по уходу за ребенком, я снова пришла в детский сад, и уже каждого родителя я понимала как «МАМА», и к каждому ребенку относилась как к своему. С этими мыслями и с этим чувством я вошла в детский сад «Бэлэкэч».
В начале я работала воспитателем. В этом коллективе я нашла коллег – единомышленников. Мы легко решаем общие проблемы, вместе с музыкальными руководителями, логопедами, инструктором по физкультуре и другими воспитателями готовимся к утренникам, развлечениям.
Никогда не считала свое личное и рабочее время, если всем нужно придти к одной цели, если нужно помочь музыкальному руководителю подготовить материал к утреннику, после своей смены остаюсь и мы творим, репетируем, обсуждаем, а главное все вместе радуемся результату, когда видим восхищенные глаза родителей и слезы радости на утренниках.
Очень хотелось использовать наработанный раннее опыт в области психологии. Было много планов, задумок. У меня сложились хорошие отношения с коллегами.
И с нового учебного года в этом же коллективе я работаю психологом. Как специалист - детский психолог, я помогаю взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.
Помимо этого в своей работе, я практикую сказкотерапию. Сказкотерапия — это способ корректирования детских проблем психологического характера. Смысл заключается в том, что для ребенка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя продуманы определенные трудности, с которыми он должен непременно справиться.
Сказкотерапия решает ряд проблем, встречающихся на пути ребенка. С помощью нее можно избавить малыша от страха перед темнотой, боязни идти на прием к доктору или нежелании посещать детский сад. Кроме того, сказкотерапия поможет маме покормить ребенка, в случае его отказа от пищи. Причем конфликты в этой ситуации исключены, а значит, вы избежите собственных переживаний и детских истерик.
Наш детский сад «Бэлэкэч» оснащен сенсорной комнатой. Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребенка. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом.
В марте 2013 года в детском саду проводилась неделя психологии, которая была организована с целью повышения психологической компетентности детей, педагогов и родителей. В течении этой недели с детьми разновозрастных групп были проведены психологические игры: «Радуга настроений», «Заколдованное сердце», «Я – Всезнайка!». Благодаря совместной работе воспитателя – родителей – ребенка были проведены следующие психологические акции: «Позитивчик», «Доброе слово растопит лед», «Мой портрет в лучах солнца», «Твори добро».
С сотрудниками детского сада был проведен час психологической разгрузки: тренинговое занятие «Я подарю себе любовь».
Не всегда мы, взрослые, можем построить партнерские отношения с коллегами, не всегда получается рассказать о себе что-то важное, не так часто мы говорим друг - другу пожелания.
Такие тренинги особенно нужны людям, работающим с «самым ценным сокровищем нашей планеты» - с детьми, с их родителями- воспитателям, специалистам.
То эмоциональное состояние, которое мы имеем, передается детям, а детей важно «зарядить» добротой, положительной энергетикой на долгое - долгое время.
Мы живем в век новых технологий и высоких скоростей, и может быть особенно важно в это время чаще уделять внимание и проявлять заботу о людях, тебя окружающих.