Алена Кондратенко
Конкурс «ЭкоКолобок» (фотоотчет)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Памятники природы Свердловской области»
Кондратенко Алена Сергеевна
Кашина Людмила Леонидовна
Проект «Памятники природы Свердловской области»
На сегодняшний день есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности — одно из стратегических направлений в образовании. Изменения в развивающемся дошкольном образовании происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов проектировочных умений. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошлого века, построенные на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к таким методам относится проектное обучение, которое помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления. Соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка, исходит из детских потребностей и интересов, а также хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Такое взаимодействие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Реализация проекта это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. В связи с этим при реализации проекта особое внимание уделяется созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использованию различных методических средств. Переход к проектной деятельности для нас был интересным и сложным, мы столкнулись с некоторыми проблемами, но нашли пути их решения. Результаты нашей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Меняются отношения между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Поэтому, мы представляем свой наработанный материал по экологическому проекту «Памятники природы Свердловской области», с детьми старшего дошкольного возраста. Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский проект «Памятники природы Свердловской области». Логическим завершением, которого стало участие нашей группы в муниципальном этапе интеллектуально - творческой игры для детей дошкольного возраста «ЭкоКолобок» - «GrееnТеаm» в 2016 - 2017 учебном году.
Публикация «Конкурс „ЭкоКолобок“ (фотоотчет)» размещена в разделах
Проект, на наш взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно - образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Актуальность проекта: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. 2017год в России объявлен Годом экологии. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Современные дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.
Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развития личностно-значимого отношения к природе родного края.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
- формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности;
- расширять знания детей о флоре и фауне родного края;
-познакомить с памятниками природы родного края.
2. Воспитательные:
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы.
- пробудить в детях чувство любви к своему краю.
3. Оздоровительные:
- охранять и укреплять здоровье детей;
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- формировать умение рационально использовать природные ресурсы
для гармоничного развития личности.
Вид проекта: среднесрочный (февраль - март 2017 года).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Планируемые результаты:
- сформировать первоначальные навыки экологического грамотного и безопасного поведения в природе;
- сформировать представление о родном крае, его истории и легендах;
- сформировать ответственное отношение детей к окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный (февраль 2017 год)
Цель: создание условий для реализации.
1. Рассматривание иллюстраций, презентаций, альбомов, книг:
- местность нашего края,
- природа нашего края,
- фауна нашего края,
- флора нашего края,
- камни нашего края,
- памятники природы нашего края.
2. Беседы:
-«Моя родина – Урал!».
-«Возникновение Урала. Его история».
- Легенды Урала. Знакомство с историей Урала через сказы Бажова.
- Беседа «Берегите природу!»
3. Дидактические игры: (дидактические игры по краеведению)
-«Узнай, где я нахожусь?»
-«Собери картинку»
-«Бабушкин сундучок»
-«Вот моя улица, вот мой дом родной»
4. Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем.
- Светлана Лаврова «Удивительный Урал» (рассказ об Урале)
- Почему Урал Уралом зовут
- Р. Алдонина «На Урале»
- Л. Татьяничева «Мой синий Урал», «Любить Урал»
- Н. Куштум «Мой Урал»
- Л. Сорокин «Я сын России»
2 этап – основной (01.03-15.03 марта 2017 года)
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта.
1. Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали с родителями)
2. Знакомство с природными памятниками Урала.
3. Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних времен и повествуют об истории и уникальности, некоторых природных объектов Урала)
3. Беседы с детьми и виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по заповедникам Урала, на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов, интересных растений и редких животных.
4. Экскурсия к памятнику природы нашего города (Скала «Богатырек»).
5. Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, проведение занятий – игр «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала» (при содействии музыкального руководителя)
6. Рисование «Памятники природы нашего края», рисование «Сказы Бажова»
7. Выставка «Камни нашего края».
8. Выставка посвященная Павлу Бажову.
9. Просмотр мультфильмов Сказы Бажова: Огневушка-поскакушка, Серебряное копытце, Голубая змейка.
3. этап – итоговый (16.03-31.03 марта 2017 года)
Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов
1. Игра «Умники и умницы» (Что мы знаем о родном крае).
3. Занятие «Моя малая Родина».
Отчет-альбом о проведении проекта.
Название команды: «Умники».
Девиз команды:
Мы умники, а это значит –
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе – наш девиз.
А кто слабее – берегись!
Эмблема:
Атрибуты:спортивная форма (черные шорты и желтые футболки).
А также вот такие:
Выставка «Камни», беседа «Камни»
Рассматривание иллюстраций:
Игра «Бабушкин сундучок».
Беседа «Берегите природу!»
Рисование «Памятники природы»
Рисование «Сказы Бажова»