Алена Кондратенко
Конкурс «ЭкоКолобок» (фотоотчет)
Проект «Памятники природы Свердловской области»
Кондратенко Алена Сергеевна
Кашина Людмила Леонидовна
Проект «Памятники природы Свердловской области»
На сегодняшний день есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности — одно из стратегических направлений в образовании. Изменения в развивающемся дошкольном образовании происходят не хаотично, а прогнозируются участниками образовательного процесса, что требует от педагогов проектировочных умений. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошлого века, построенные на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к таким методам относится проектное обучение, которое помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления. Соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что этот метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка, исходит из детских потребностей и интересов, а также хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами. Такое взаимодействие предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Реализация проекта это совместная деятельность, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса. Взаимодействие всех участников проекта предполагает уважительное отношение друг к другу, и чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. В связи с этим при реализации проекта особое внимание уделяется созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использованию различных методических средств. Переход к проектной деятельности для нас был интересным и сложным, мы столкнулись с некоторыми проблемами, но нашли пути их решения. Результаты нашей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Меняются отношения между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Поэтому, мы представляем свой наработанный материал по экологическому проекту «Памятники природы Свердловской области», с детьми старшего дошкольного возраста. Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан исследовательский проект «Памятники природы Свердловской области». Логическим завершением, которого стало участие нашей группы в муниципальном этапе интеллектуально - творческой игры для детей дошкольного возраста «ЭкоКолобок» - «GrееnТеаm» в 2016 - 2017 учебном году.
Публикация «Конкурс „ЭкоКолобок“ (фотоотчет)» размещена в разделах
Проект, на наш взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно - образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Актуальность проекта: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. 2017год в России объявлен Годом экологии. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека необычайно сложно. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Современные дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.
Цель проекта: создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развития личностно-значимого отношения к природе родного края.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
- формировать у детей представления о родном крае: история, символика, достопримечательности;
- расширять знания детей о флоре и фауне родного края;
-познакомить с памятниками природы родного края.
2. Воспитательные:
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы.
- пробудить в детях чувство любви к своему краю.
3. Оздоровительные:
- охранять и укреплять здоровье детей;
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- формировать умение рационально использовать природные ресурсы
для гармоничного развития личности.
Вид проекта: среднесрочный (февраль - март 2017 года).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Планируемые результаты:
- сформировать первоначальные навыки экологического грамотного и безопасного поведения в природе;
- сформировать представление о родном крае, его истории и легендах;
- сформировать ответственное отношение детей к окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный (февраль 2017 год)
Цель: создание условий для реализации.
1. Рассматривание иллюстраций, презентаций, альбомов, книг:
- местность нашего края,
- природа нашего края,
- фауна нашего края,
- флора нашего края,
- камни нашего края,
- памятники природы нашего края.
2. Беседы:
-«Моя родина – Урал!».
-«Возникновение Урала. Его история».
- Легенды Урала. Знакомство с историей Урала через сказы Бажова.
- Беседа «Берегите природу!»
3. Дидактические игры: (дидактические игры по краеведению)
-«Узнай, где я нахожусь?»
-«Собери картинку»
-«Бабушкин сундучок»
-«Вот моя улица, вот мой дом родной»
4. Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем.
- Светлана Лаврова «Удивительный Урал» (рассказ об Урале)
- Почему Урал Уралом зовут
- Р. Алдонина «На Урале»
- Л. Татьяничева «Мой синий Урал», «Любить Урал»
- Н. Куштум «Мой Урал»
- Л. Сорокин «Я сын России»
2 этап – основной (01.03-15.03 марта 2017 года)
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта.
1. Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали с родителями)
2. Знакомство с природными памятниками Урала.
3. Знакомство с местными легендами, которые существуют с давних времен и повествуют об истории и уникальности, некоторых природных объектов Урала)
3. Беседы с детьми и виртуальные экскурсии (по средствам мультимедиа презентации) по заповедникам Урала, на территории которых так же содержится огромное количество уникальных природных объектов, интересных растений и редких животных.
4. Экскурсия к памятнику природы нашего города (Скала «Богатырек»).
5. Разучивание стихов, песен об Урале, знакомство с фольклором Урала, проведение занятий – игр «Знакомство с играми бабушек и дедушек Урала» (при содействии музыкального руководителя)
6. Рисование «Памятники природы нашего края», рисование «Сказы Бажова»
7. Выставка «Камни нашего края».
8. Выставка посвященная Павлу Бажову.
9. Просмотр мультфильмов Сказы Бажова: Огневушка-поскакушка, Серебряное копытце, Голубая змейка.
3. этап – итоговый (16.03-31.03 марта 2017 года)
Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов
1. Игра «Умники и умницы» (Что мы знаем о родном крае).
3. Занятие «Моя малая Родина».
Отчет-альбом о проведении проекта.
Название команды: «Умники».
Девиз команды:
Мы умники, а это значит –
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе – наш девиз.
А кто слабее – берегись!
Эмблема:
Атрибуты:спортивная форма (черные шорты и желтые футболки).
А также вот такие:
Выставка «Камни», беседа «Камни»
Рассматривание иллюстраций:
Игра «Бабушкин сундучок».
Беседа «Берегите природу!»
Рисование «Памятники природы»
Рисование «Сказы Бажова»