Приложение МААМ

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя Волга»

Наталья Андрюшина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя Волга»
▼ Скачать + Заказать документы

Конкурс методических разработок «Лучшая методическая разработка воспитательно-образовательной работы»

«Моя Волга»

Цель: развитие связной речи; обогащение словаря по истории родного края, развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи :

• расширение запаса общих сведений о реке Волге.

Коррекционные задачи:

• совершенствовать все компоненты устной речи (произносительную, просодическую и т. д.);

• способствовать развитию монологической речи;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Моя Волга“» размещена в разделах

• развитие лексико-грамматических категорий и предложно-падежных конструкций;

• формировать практические умения и навыки в употреблении слов с поставленными звуками в разных позициях в слове, использование их в спонтанной речи.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;

• вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;

• развитие пространственных представлений и ориентации по схеме.

Воспитательные задачи:

• воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к великой реке.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности :познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Оборудование: Книга С. Я Маршака «Волга и Вазуза»; иллюстрации с видами реки Волги; изображения ручья, болота, озера, реки, мультимедийная презентация, карта с изображением реки Волги с городами,флажки, карточки для дидактических игр, звукозапись песни.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о родном городе, заучивание стихотворений о городе Самаре, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Самара».

Работа с родителями: принести открытки и фотографии города, книги о Самаре, рассказать детям о великой русской реке Волге.

Предполагаемые результаты: пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие связной речи, развитие логического и образного мышления, систематизация знаний по теме «Моя Волга», воспитание интереса к истории родного края, чувство патриотизма.

Логика проведения непосредственно

образовательной деятельности

Звучит мелодия песни «Из далека долго…»

Подведение к теме занятия

Логопед - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки:

В неё льётся, из неё льётся

Сама по земле плетётся.

Дети: РЕКА

Логопед:Не вода и не суша-

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.

Дети: БОЛОТО

Логопед: Не море и не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

Дети: БОЛОТО

Логопед: Бегу как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Дети: РУЧЕЁК

Обсуждение: Чем ручей отличается от речки, болото от реки?

Иллюстрации на доске.

Сообщение темы

Логопед : Сегодня мы познакомимся с одним замечательным произведением Самуила Яковлевича Маршака «Волга и Вазуза».

Какое знакомое название вы услышали?

Дети:

Волга.

Логопед:Правильно. Это река Волга, на берегу которой находится наш город Самара.

Знакомство со сказкой «Волга и Вазуза»

Чтение логопедом :

Меж болот из малого колодца

Ручеёк не умолкая льётся.

Неприметен чистый ручеёк,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдёшь его через дощечку,

А глядишь- ручей разлился в речку, …

Беседа по вопросам: что такое исток?

У истока Волги установлен большой камень, на котором написаны такие слова: "Путник! Обрати взор свой на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей, заложен 27 июня 1989 года. Живущим и будущим детям России. Оглянись уходя". Как тайна рождения до конца не осознается человеком, как она всё равно остается непонятной, так и тут, рождение великой реки остается волнующей загадкой. Как, почему не высыхает и не иссякает этот ручей? Откуда всё-таки он берется?

Все дети были удивлены, как же это такое может быть? На Валдайской возвышенности в Тверской области у деревни Волговерховье из небольшого болотца, окруженного лесом, вытекает маленький ручеек. Это и есть исток нашей великой реки Волги. Каждый очень хотел бы попасть на исток Волги! Осташков - самый ближайший город до этого необыкновеннейшего места.

Показ слайдов

Логопед: Хоть местами речку эту вброд

И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки,

И снега, и ливни летних гроз,

И течёт она рекой широкой,

Разливается в спокойный плёс, ….

Начиная свой путь, маленький ручеек постепенно превращается в небольшую речушку («…. А глядишь- ручей разлился в речку», протекающую через несколько озёр и принимающую в себя небольшие речки, становясь при этом полнее и шире («И течёт она рекой широкой» ….)

Действительно, после соединения нашей красавицы с Камой, Волга становится не просто полноводной и сильной, а настоящей могучей рекой.

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края да в степной.

И зовут её рекою Волгой

Матушкой, кормилицей родной.

Логопед: Ребята, как автор называет Волгу?

Дети: Матушкой,кормилицей родной.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что по реке перевозят разные грузы и продукты питания и многое другое…

Логопед: Правильно. Волга-река судоходная, по ней ходят разные суда, а какие именно?

Дети: баржи, корабли, лодки, катера, теплоходы.

Логопед: Молодцы. Ребята, вы любите летом купаться в Волге?

Давайте представим, что сейчас лето.

Динамическая пауза

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Я предлагаю приобрести билеты и отправиться по Волге на теплоходе, посмотреть, какие ещё города расположены на её берегах?

Мы нарисовали географическую карту, где флажками отмечали города, расположенные по берегам реки. Дидактические игры: «Найди город», «Какой город между?»

По разнообразию рыбы Волга - одна из богатейших рек. В бассейне реки Волги обитает 76 видов различных рыб. В Волгу из Каспийского моря заходят белуга, осетр, севрюга, шип, белорыбица, сельдь, сазан, лещ, судак, вобла и др. Постоянно в Волге обитают стерлядь, сазан, лещ, судак, язь, щука, налим, сом, окунь, ерш, жерех. Красная рыба - слава Астраханского края. Здесь обитает пять видов осетровой рыбы - русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь. Здесь мы так же использовали дидактические игры «Рыбаки на Волге», «Кто быстрее», «Варим уху», «О чём шепчет рыбка?», «В поход с ночёвкой». Цели игр: развивать умения группировать предметы по признакам соотнесённости, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия, учить активно использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом, расширять и активизировать использование в речи предлогов, способствовать использованию в речи слов разной слоговой структуры, построению предложений разной структуры, умение распространять предложения однородными членами.

Чтобы не скучать в пути, поиграем «Скажи наоборот» (игра проводится с мячом) :

Узкая река – широкая река

Длинная река – короткая река

Чистая река – грязная река

Глубокая река- мелкая река

Вот и причал, Речной порт «Самара»

Мы живём в городе Самаре, значит мы … (самарцы)

В Саратове (саратовцы)

В Казани (казанцы)

В Астрахани (астраханцы)

В Сызрани … (сызранцы)

В Нижнем Новгороде (нижегородцы)

В Волгограде (волгоградцы)

В Тольятти (тольяттинцы)

В Чебоксарах (чебоксарцы)

В Ярославле (ярославцы)

В Москве … (москвичи)

В Санкт- Петербурге (петербуржцы)

Итог: Молодцы, ребята. Вы уже многое знаете, умеете чётко проговаривать все звуки, образовывать родственные слова, отгадывать загадки. Скажите, с каким произведением мы сегодня начали знакомство?

Дети: «Волга и Вазуза».

Логопед: Что нового вы узнали?

Ответы детей.

На следующих занятиях мы продолжим изучать эту замечательную сказку.

Я предлагаю вам принести фото из ваших семейных альбомов, где запечатлены ваши самые любимые места на Волге, как вы отдыхаете, путешествуете по Волге. Придумать рассказ и на следующем занятии его рассказать.

Литература

1. Аверина Т. В., Николаева Л. А., Горина Н. В. Первоцвет. Познавательное развитие детей старшей группы детского сада. - Самара, 2008.

2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2012.

3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2004.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космические пришельцы» Конспект НОД «Космические пришельцы» Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Сабурова Н. Н. Цель: развитие творческих.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя семья». Пословицы и потешки о семье Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя семья» Цель: Воспитание бережного отношения к семье, семейным традициям. Задачи:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя семья» Цель: создать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности. Задачи: Образовательные: 1. Формировать представление.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Весенняя фантазия» Аннотация: дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе по теме «Моя семья» Цели: Обобщить представления детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Задачи: Обучающие:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Моя семья»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Моя семья» Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг.

Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему «Моя семья» в средней группе Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям представление о том, что такое семья – это все, кто живет с ребенком. Интересоваться.

«Моя мама». Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель: продолжать.

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Форма проведения: игра-фантазия. Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Моя семья» «Моя семья». Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Методы: • словесный; • игровой; • объяснительно-иллюстративный;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя Волга»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 15:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моя Волга»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андрюшина (УИ 166373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД