Екатерина Пучкина
Эссе «Я мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Мои воспитанники – это любознательные «почемучки». Ежедневно передо мной стоят задачи - создать условия для комфортного их пребывания в детском саду, наполнить каждый день интересными событиями, способствующими развитию их саомостоятельности, индивидуальности, инициативности и других качеств необходимых для их полноценного личностного развития, а также успешного освоения образовательной программы.
Публикация «Эссе „Я мастер своего дела“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Мои любознайки всегда готовы к подвигам, в какие путешествия мы только не отправляемся, преодолеваем различные трудности, пытаясь помочь бельчонку или медвежонку, строим домики для зайчат, создаем свой зоопарк, автопарк, железную дорогу и многое другое. И в этом мне помогает технология ЛЕГО – конструирование.
ЛЕГО - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО довольно широк.
ЛЕГО - конструктор является развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра - ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, точности цветовосприятия, восприятия формы, размера объекта. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса, логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в команде.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технологии служат важнейшим средством развивающего обучения.
В своей работе использую ЛЕГО как универсальное наглядное пособие и развивающую игрушку.
Когда кубики ЛЕГO оказываются в детских руках, начинается волшебство. Они раскрывают воображение и пробуждают фантазию ребенка, позволяют каждому ребенку самовыражаться. Игрушка в детских руках превращается в образовательный инструмент.
В своей работе я опираюсь на методические разработки Комаровой Л. Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)», Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO», Парамоновой Л. А. «Детское творческое конструирование», Фешиной Е. В. «Лего конструирование в детском саду».
Еще один плюс коструктора ЛЕГО в том, что его можно использования во всех возрастных группах детского сада, решая сразу комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях.
Решая задачи образовательной области социально-коммуникативное развитие, использую игры: «Давайте познакомимся», «Я - строитель», «Найди кирпичик как у меня», «Цветное настроение», а также сюжетно - ролевые игры: «Мебель для куклы Кати», «Мой дом», «Железная дорога», «Стоянка для машин», «Аэропорт», «Космический корабль», «Детская площадка». Именно в сюжетной игре ребенок не только внешне подражает действиям взрослых, но и, действуя в воображаемой ситуации, получает возможность для самореализации, установления контакта со сверстником.
Для формирования элементарных математических представлений использую такие игры как: «Где матрешка», «Цветные детали», «Сосчитай и назови», «Четвертый лишний», «Собери модель по памяти», «Угадай сколько» и многие другие игры, способствующие формированию сенсорных эталонов, пространственных отношений, развитию навыков счета, внимания, памяти, логического мышления.
Закрепление и расширение знаний об окружающем мире, формирование экологической культуры дошкольников, овладения приемами обобщения и классификации осуществляю через специальный подбор игр «Зоопарк», «Веселая ферма», «Мир насекомых», «Лесные жители», «Цветы на лугу», «Птичий двор».
Игры с ЛЕГО – конструктором развивают у дошкольников координацию движений, крупную и мелкую моторику рук, что положительно сказывается на их физическом развитии.
Создание построек по замыслу, выкладывание узора на пластине, использование деталей конструктора в качестве печати, а также оформление и преобразование уже готовых моделей при помощи бумаги, карандаша, бросового материала, эти и другие приемы я использую для художественно – эстетического развития своих воспитанников.
Работа по лексическим темам с применением ЛЕГО - конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. Дети с большим удовольствием описывают свои постройки, называют детали ЛЕГО, способы их соединения, стремятся поддержать диалог. Так посредством конструктора я решаю задачи образовательной области речевое развитие.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
поэтапности «от простого к сложному»;
учет возрастных особенностей детей;
учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах детской деятельности;
результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Освоение ЛЕГО - конструктора ведётся последовательно.
Первый этап освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления. Его цель – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами этого этапа являются:
Совершенствование навыков классификации
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Второй этап - конструирование. Цель - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи второго этапа:
Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
Ознакомление с окружающей действительностью.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третий этап — обыгрывание построек.
Использую следующие формы организации обучения дошкольников ЛЕГО – конструированию:
1. Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по условиям
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
5. Конструирование по замыслу
6. Конструирование по теме
Также создаю психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувство собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки их творческих начинаний. Использую игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, наборы конструктора и возможность в любую минуту действовать с ними. Работа с детьми не ограничена рамками образовательной деятельности, она продолжается в уголке творчества «ЛЕГО - МИР», в котором созданы условия для конструирования из различных наборов ЛЕГО. Организую развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Всё это помогает поддерживать интерес ребёнка, настроить его на творческо – конструктивную деятельность.
Отметив позитивную динамику освоения детьми образовательной программы ДОУ, в 2016 - 2017 учебном году я разработала и успешно реализовала программу по дополнительному образованию для детей 3 – 4 лет направленную на формирование творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством ЛЕГО – конструирования.
В 2017 – 2018 учебном году продолжила свою работу в данном направлении. Разработала программу по дополнительному образованию, рассчитанную на детей 4 – 5 лет.
Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы, когда в группе создаётся обстановка конструкторской. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной набор, обмениваются деталями, общаются между собой, создают коллективные постройки, делятся информацией, поддерживают и помогают друг другу в процессе возведения моделей, таким образом, преодолев страх перед неудачей, дети в дальнейшем получают удовольствие от работы. Результаты педагогических наблюдений показали, что группа детей, занимающихся по программе дополнительного образования, более успешно осваивает образовательную программу ДОУ, у детей развит устойчивый интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству, развито умение анализировать, дети выполняют задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, могут спланировать будущую работу, доводить начатое дело до конца. У детей развита познавательная активность, воображение, творческая инициатива, самостоятельность, в процессе совместной деятельности дети умеют договариваться, учитывать мнение партнера.
Успех в работе достигнут при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, подкреплялись в условиях семьи. Разработанная система взаимодействия способствовала созданию благоприятных условий для повышения педагогической грамотности родителей, вовлечения их в жизнь группы и детского сада на основе совместного планирования и участия в творческих мероприятиях (выставки, экскурсии, мастер-классы, своим примером воспитывая у детей чувство уверенности в собственных силах, принося ощущение радости от совместного дела, что, в свою очередь, сплачивает семьи, укрепляет наше сотрудничество.
Подводя итог, хотелось бы отметить, использование технологии ЛЕГО – конструирование в создании образовательной среды современного детского сада с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной, поэтому считаю целесообразным продолжать работу в данном направлении.