СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
Сегодня я поделюсь опытом работы по теме: «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
По выбранной теме я изучала ряд научно-исследовательских работ о влиянии развития мелкой моторики на формирование речи, определилась с темой самообразования, а также провела работу по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и возрастными особенностями воспитанников, опиралась на основную образовательную программу ДОО, обменивалась опытом с коллегами.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
Работа осуществлялась согласно ФГОС ДОО и Федеральному закону «Об образовании в РФ». В последние годы уровень развития речи детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Они реже делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития мелкой моторики. Вот почему развитие речи и мелкая моторика становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Как известно, на третьем году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему. Однако, имеющихся средств общения не хватает, поэтому малыш обращается за помощью к взрослому. И именно с помощью пальчиковых игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.
В работе по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр я опиралась на труды М. М. Кольцовой, которая считает, что «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи». Также я использую теоретические знания учёных и педагогов, которые также считали, что развитие речи и мелкой моторики взаимосвязаны.
Цель моей работы: это развитие у детей раннего возраста речевых навыков посредством использования пальчиковых игр
Задачи: - способствовать формированию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- развивать умение слушать речь, понимать её содержание и соотносить слова с действиями пальцев;
- развивать мелкую моторику пальцев рук и точную координацию движений у детей через использование пальчиковых игр;
-обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, выполненную совместно педагогом и родителями;
-повышать компетенцию семей воспитанников в вопросах развития речи детей посредством использования пальчиковых игр.
На первом, подготовительном, этапе своей работы я подбирала и изучала научно-методическую литературу по теме, проанализировала развивающую предметно-пространственную среду группы.
После я организовывала работу с детьми: выявляла особенности развития речи у них, организовывала работу с семьями воспитанников: анкетированием выявляла степень осведомлённости по данному вопросу, разрабатывала перспективный план партнёрства с семьями воспитанников, размещала информацию в родительском уголке.
На втором, основном, этапе работы я занималась пополнением развивающей предметно-пространственной среды группы, организовывала работу с детьми и их родителями.
Развивающая предметно - пространственная среда стала более насыщенной, разнообразной.
В работе с детьми применялись разнообразные дидактические игры и игрушки. Пополнились театральный уголок и центр «Вода-песок».
Мной были созданы дидактические игры, которые очень понравились детям и систематически использовались ими.
Также я разработала картотеки пальчиковых игр и игр с массажным мячом, пальчиковые театры, лэпбук, пользовались различными методическими пособиями.
Организуя работу с детьми, я включала пальчиковые игры в образовательную деятельность, в режимные моменты: во время гимнастики, на прогулке, перед приёмом пищи, на физкультминутках, в свободное время, а также в проводимые детским садом развлечения, праздники.
Пальчиковые игры с детьми разучивали поэтапно: от показа воспитателем до самостоятельного выполнения движений и проговаривания текста детьми.
При этом я использовала различные формы работы:
-игры-манипуляции (в каждом пальчике ребё нок видит тот или иной образ: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Моя семья»,
-самомассаж кистей и пальцев рук (разминание, растирание, пощипывание и т. д., игры с предметами (карандашами, прищепками, пуговицами и т. д., игры на развитие тактильного восприятия («Сухой бассейн», «Чудесный мешочек», игры со стихотворным сопровождением, игры на основе сказок (например, с пальчиковыми и перчаточными куклами-персонажами сказок, игры с музыкальным сопровождением.
Организуя работу с родителями, я подготавливала и проводила тематическое родительское собрание, консультации, мастер-класс, изготавливала и распространяла буклеты и памятки. Также в группе Viber выкладывала видеоролики с пальчиковыми играми, чтобы родители и дома занимались с детьми.
Родители принимали активное участие в мероприятиях ДОУ: в родительских собраниях, мастер-классах, консультациях, сделали своими руками дидактические игры для детей.
На третьем, заключительном, этапе работы по теме с детьми группы было проведено развлечение «В гости к Кошке». В ходе мероприятия в радостной атмосфере дети закрепили знание известных пальчиковых игр, развивали мелкую моторику, речь, внимание, память, воображение, чувство ритма, показали свою доброжелательность и уважение друг к другу.
Свои наработки в развитии речи посредством использования пальчиковых игр я транслирую в детском саду: выступления на пед. советах, консультации, семинары, участие в проведении круглого стола.