Галина Ананьина
Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего»
▼ Скачать +Заказ
«Общество должно быть посредником и проводником
настоящих, высоких, передовых
научных знаний от специалистов к народу».
С. И. Вавилов
Преамбула
Просветительская деятельность призвана :
оказывать содействие формированию научного мировоззрения граждан всех возрастов (и прежде всего молодежи, адекватного современным реалиям жизни в России и в мире;
содействовать утверждению в мировоззрении цивилизационной самобытности нашей страны;
всемерно использовать национальный и международный опыт просветительской и образовательной деятельности для оказания влияния на вектор развития цивилизации в целом.
Публикация «Концепция просветительской деятельности „Просвещение для будущего“» размещена в разделах
Правовую основу просветительской деятельности составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и ее субъектов, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.
В настоящее время возникла исторически обусловленная необходимость консолидации российского общества и объединения институтов государства и гражданского общества (независимо от их политических, этнических и конфессиональных особенностей) в усилиях, направленных на сохранение и развитие России как уникальной полиэтнической и многоконфессиональной социальной общности народов, исторически формировавших современное государство – Российскую Федерацию.
Участие институтов гражданского общества в укреплении национального единства всех народов многонациональной России, в формировании гражданского национального самосознания и патриотизма среди всех категорий населения (и прежде всего молодежи) может и должно активно проявляться в широкомасштабной и современной по формам просветительской деятельности.
Россия сегодня как никогда нуждается в просветительстве во имя сохранения человеческого и культурного генофонда нации, сохранения ее территориальной и этнической целостности. При этом в современных условиях просветительство имеет два направления, два вектора своего развития. Первое – это распространение добытых наукой знаний с целью ускорения темпов прогрессивного, социально-экономического развития и укрепления единства и целостности страны. Второе – это развитие гражданского общества в контексте культурно-исторических ценностей, повышение политической культуры участия рядовых граждан в делах государства, овладение навыками защиты своих прав и свобод. Здесь просветительство решает более «приземленные» задачи обустройства повседневной жизни и придания ей смысла, обучения тому, как справляться с конкретными жизненными проблемами.
Предметом просвещения выступают фундаментальные идеи: социальная справедливость, гражданственность, патриотизм и лидирующее развитие страны в социально-экономической, культурной, технологической и других сферах. Содержанием просвещения является распространение новейших научных знаний в области истории и культуры страны и мира, наук о человеке, природе и обществе, разрешение глобальных проблем человечества.
Важнейшим вопросом в просветительской деятельности также является целеполагание в развитии страны и формирование образа ее будущего.
Принципы организации просветительской деятельности учитывают принятые базовые положения из «Основ государственной культурной политики» :
«в силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира – Восток и Запад»;
«накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур – на этом естественным образом веками строилась российская государственность»;
«современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса»;
«утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.
Представленная Концепция является выражением преемственного развития исторических традиций российского просветительства, заложенных выдающимися гражданами Отечества (А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский и др.) и развитых в массовое патриотическое просветительское движение в стране усилиями крупнейших советских ученых (С. И. Вавилов, И. И. Артоболевский, Н. Г. Басов, В. А. Амбарцумян и др.) и других видных деятелей науки, культуры и общественной жизни страны.
1. Миссия, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения
1.1. Социальные функции просвещения
В структуре образовательного комплекса России системе просвещения отведены следующие специфические по своему содержанию функции:
общеобразовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
информационная: расширяет осведомленность граждан в социальных, правовых и других вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению общественной и правовой информации о возможности защиты _радициированных государством прав и свобод;
разъяснительная: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность и единство применения общих стандартов в области прав человека;
идеологическая: популяризирует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
социализирующая: способствует получению знаний и навыков для развития общественной активности и компетентностей, участия в обустройстве собственной жизни и защите своих прав;
агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;
консультативная: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Реализация данных социально значимых функций просвещения традиции_яяется через институты гражданского общества, в частности при прямом координирующем участии Российского общества «Знание», а также иных общественных организаций, разрабатывающих и реализующих просветительские проекты.
1.2. Миссия, цели и задачи просветительской деятельности
Миссия просветительской деятельности – распространение актуальных знаний в целях наиболее полной самореализации личности, совершенствования общества, устойчивого развития страны и всего цивилизационного процесса.
Основная цель просветительской деятельности – реализация функции просвещения в рамках деятельности всех компонентов системы просвещения, направленной на воспроизводство и развитие гражданского общества и государственности Российской Федерации.
Просветительская организация руководствуется основными принципами осуществления просветительской деятельности, обеспечивающими ее гуманистическое содержание, основанное на достижениях науки и результатах духовного творчества человечества. По своей форме она является современной, высокотехнологичной и многообразной (вариативной).
К приоритетным задачам просветительской деятельности на современном этапе относятся:
содействие росту культуры и образования сограждан, адаптация их к условиям жизни в процессе реформ и изменений, формирование их активной гражданской позиции и социального оптимизма;
своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;
содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;
2. Направления и формы реализации просветительской деятельности
Просветительские организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами, конкретизирующими цели и задачи настоящей Концепции. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; историческое, патриотическое, духовно-нравственное, правовое, научное просвещение;
специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам.
В соответствии с этим выделяются следующие главные тематические направления просветительской деятельности просветительской организации :
Конституция Российской Федерации.
Государственная национальная политика Российской Федерации.
Вехи истории великой страны.
Культура народов России как общенациональное достояние.
Природное наследие народов России и проблемы его сохранения.
Семья как основной ресурс сохранения нации.
Здоровый образ жизни граждан как ресурс сохранения нации: экология мышления, лингвистики, коммуникации в различных аспектах, поддержание нормы здоровья и работоспособности.
Принципы и приёмы высокорезультативного освоения нужной для жизни информации.
Принципы безопасной для сознания человека работы с информацией (оккультной и другой подобного рода) для обеспечения личной, семейной и общественной безопасности.
Малая Родина – часть большой Родины.
Гражданин России: права и обязанности.
Вклад России в развитие мировой науки и технологий.
Государственное и политическое устройство России.
Внешняя политика России.
Новейшие достижения российской и мировой науки и перспективы развития человечества в различных сферах культурной, духовной, социально-экономической и других сферах современного развития.
Современное социальное и экономическое развитие России, а также других лидеров мирового развития.
Современное российское законодательство.
Безопасность России и защита Отечества.
Антитеррористическая политика и практика как важнейшая составляющая деятельности по обеспечению безопасности России.
2.2. Формы реализации просветительской деятельности
Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:
просветительские программы, проекты и мероприятия различных уровней сложности для аудиторий, сформированных либо по возрастному, либо по тематическому критерию, а также в связи с постановкой и решением тех или иных социальнозначимых задач в рамках реализации уставной деятельности просветительских организаций;
адаптированные уроки по главным тематическим направлениям для школьников разных классов;
работа со средствами массовой информации: создание специальных рубрик в печатных изданиях, циклы телепередач, актуальных программ на радио;
работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости от специфики деятельности организации;
работа в учебных заведениях: организация лекториев, циклов лекций, круглых столов, дискуссий и других просветительских мероприятий;
работа в любых иных местах, дающих возможность общения с населением – в книжных магазинах, на выставках, на «днях открытых дверей», в службах занятости, в лечебных учреждениях, в учреждениях пенитенциарной системы и т. д. ;
проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;
организация распространения печатной продукции : информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;
адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы истории и права; экономики и социальных программ;
работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;
формирование интернет-страниц и сайтов;
создание просветительских интернет-порталов;
разработка кейсов учебно-методических материалов лекторов;
иные формы, не противоречащие принципам просветительской деятельности настоящей Концепции.
2.2.1. Просветительские программы
Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, ее приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:
гражданское просвещение : распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
политическое просвещение : повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
юридическое просвещение : распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
научное просвещение : популяризация достижений современной науки;
историческое просвещение : распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации в международной практике в культурно-историческом контексте, обеспечивающем разноаспектный взгляд на идеи государственного устроения в цивилизационном опыте мирового сообщества;
просвещение в сфере здоровья человека: распространение знаний о здоровом образе жизни, долголетии, медицинских знаний и знаний в области экологии мышления и поведения человека, живущего в социуме;
психологическое просвещение : распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, адекватного поведения по отношению к другим людям;
экономическое просвещение : распространение знаний о значении экономики, путях и методах повышения ее эффективности;
просвещение в сфере развития инновационного мышления: распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т. п. ;
просвещение в сфере управления : распространение знаний об эффективном и неэффективном управлении, роли профессиональной подготовки в сфере менеджмента для поступательного развития общества;
просвещение в сфере культуры и искусства: распространение знаний о лучших образцах отечественной и мировой культуры, облагораживающих человека и нацеливающих его на экологичное поведение в социуме;
просвещение в сфере экологии : распространение знаний о значении бережного отношения к окружающей среде;
патриотическое просвещение и просвещение в сфере защиты Отечества: распространение знаний о необходимости укрепления оборонного потенциала страны;
другие виды программ, имеющие актуальность и соответствующие миссии, целям и задачам настоящей Концепции.
2.2.2. Просветительские проекты
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных и региональных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач они подразделяются на три вида:
тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
проекты, предназначаемые для привлечения к распространению тех или иных идей просвещения через лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы _радицзации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
2.2.3. Просветительские мероприятия
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.
Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.
3. Потенциал просветительских организаций и ресурсы для его реализации
Основой всего ресурсного потенциала просветительской деятельности _радиется исторический опыт и авторитет Всесоюзного общества «Знание» и его правопреемника – Общества «Знание» России, преданность его членов идеям и _радицииям отечественного просветительства, новые возможности и новые ресурсы Российского общества «Знание» и других просветительских и партнерских организаций в сфере просветительской деятельности, разделяющих положения настоящей Концепции.
В состав ресурсного потенциала просветительской деятельности следует включить следующие.
Научно-методическийресурс. Использование интеллектуальной собственности просветительских организаций, развитые творческие контакты и сложившиеся связи с организациями науки, культуры, образования, включая международные контакты организаций и отдельных их членов.
Информационный ресурс. Широкое взаимодействие со средствами массовой информации, собственная издательская деятельность, эффективное использование информационно-коммуникативных технологий, коммуникация посредством семинаров, тренингов, познавательного туризма и т. д.
Человеческий (кадровый) ресурс. Привлечение к просветительской работе виднейших деятелей науки, культуры, образования, медицины и спорта, ветеранского корпуса и молодых воинов, а также специально подготовленной студенческой молодежи.
Социально-партнерский ресурс. Опорные пункты просветительской работы образовательных организаций всех уровней, видов и форм, молодежные клубы и объединения, учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, парки и др., социальные службы, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, войсковые подразделения.
Организации – субъекты просветительской деятельности при этом осуществляют следующие действия:
участвуют в разработке политики в сфере просвещения;
готовят предложения для правовых актов, обеспечивающих развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
разрабатывают обоснованные предложения для получения финансовой поддержки зарегистрированным региональным отделениям Российского общества «Знание» и другим просветительским организациям;
способствуют осуществлению контроля за неукоснительным соблюдением права на широкое просвещение граждан, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;
способствуют осуществлению общего контроля за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности.
6. Международное сотрудничество Российского общества
«Знание» и других просветительских организаций
В Концепции внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.) заявлены следующие цели внешней политики России:
«В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности – обеспечением защищенности личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:
а) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
б) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
в) активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;
г) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
д) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;
ж) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;
з) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;
и) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий»[2].
Заключение
Настоящая концепция основывается на историческом опыте просветительства в России и учитывает современные реалии.
Особенности цивилизационного пути России, исторически сложившаяся система ценностей, традиции и культура составляют цивилизационный потенциал, позволяющий адекватно отвечать на любые вызовы времени.
Просветительская деятельность в России традиционно имеет гуманистическую, патриотическую и инновационную направленность. Актуализируя общий исторический опыт, она является одним из основных и действенных каналов развития гражданского общества, консолидации различных социальных слоев и групп, представителей различных этнических, культурных, конфессиональных сообществ в единую российскую нацию. Кроме того, просвещение в региональном аспекте является одним из важных инструментов создания и сохранения общего культурного поля.