Папки-передвижки

Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего»

Галина Ананьина
Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего»
▼ Скачать + Заказать документы

«Общество должно быть посредником и проводником

настоящих, высоких, передовых

научных знаний от специалистов к народу».

С. И. Вавилов

Преамбула

Просветительская деятельность призвана :

оказывать содействие формированию научного мировоззрения граждан всех возрастов (и прежде всего молодежи, адекватного современным реалиям жизни в России и в мире;

содействовать утверждению в мировоззрении цивилизационной самобытности нашей страны;

всемерно использовать национальный и международный опыт просветительской и образовательной деятельности для оказания влияния на вектор развития цивилизации в целом.

Публикация «Концепция просветительской деятельности „Просвещение для будущего“» размещена в разделах

Правовую основу просветительской деятельности составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и ее субъектов, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.

В настоящее время возникла исторически обусловленная необходимость консолидации российского общества и объединения институтов государства и гражданского общества (независимо от их политических, этнических и конфессиональных особенностей) в усилиях, направленных на сохранение и развитие России как уникальной полиэтнической и многоконфессиональной социальной общности народов, исторически формировавших современное государство – Российскую Федерацию.

Участие институтов гражданского общества в укреплении национального единства всех народов многонациональной России, в формировании гражданского национального самосознания и патриотизма среди всех категорий населения (и прежде всего молодежи) может и должно активно проявляться в широкомасштабной и современной по формам просветительской деятельности.

Россия сегодня как никогда нуждается в просветительстве во имя сохранения человеческого и культурного генофонда нации, сохранения ее территориальной и этнической целостности. При этом в современных условиях просветительство имеет два направления, два вектора своего развития. Первое – это распространение добытых наукой знаний с целью ускорения темпов прогрессивного, социально-экономического развития и укрепления единства и целостности страны. Второе – это развитие гражданского общества в контексте культурно-исторических ценностей, повышение политической культуры участия рядовых граждан в делах государства, овладение навыками защиты своих прав и свобод. Здесь просветительство решает более «приземленные» задачи обустройства повседневной жизни и придания ей смысла, обучения тому, как справляться с конкретными жизненными проблемами.

Предметом просвещения выступают фундаментальные идеи: социальная справедливость, гражданственность, патриотизм и лидирующее развитие страны в социально-экономической, культурной, технологической и других сферах. Содержанием просвещения является распространение новейших научных знаний в области истории и культуры страны и мира, наук о человеке, природе и обществе, разрешение глобальных проблем человечества.

Важнейшим вопросом в просветительской деятельности также является целеполагание в развитии страны и формирование образа ее будущего.

Принципы организации просветительской деятельности учитывают принятые базовые положения из «Основ государственной культурной политики» :

«в силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира – Восток и Запад»;

«накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур – на этом естественным образом веками строилась российская государственность»;

«современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса»;

«утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития.

Представленная Концепция является выражением преемственного развития исторических традиций российского просветительства, заложенных выдающимися гражданами Отечества (А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, В. И. Вернадский и др.) и развитых в массовое патриотическое просветительское движение в стране усилиями крупнейших советских ученых (С. И. Вавилов, И. И. Артоболевский, Н. Г. Басов, В. А. Амбарцумян и др.) и других видных деятелей науки, культуры и общественной жизни страны.

1. Миссия, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения

1.1. Социальные функции просвещения

В структуре образовательного комплекса России системе просвещения отведены следующие специфические по своему содержанию функции:

общеобразовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;

информационная: расширяет осведомленность граждан в социальных, правовых и других вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению общественной и правовой информации о возможности защиты _радициированных государством прав и свобод;

разъяснительная: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность и единство применения общих стандартов в области прав человека;

идеологическая: популяризирует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

социализирующая: способствует получению знаний и навыков для развития общественной активности и компетентностей, участия в обустройстве собственной жизни и защите своих прав;

агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;

консультативная: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

Реализация данных социально значимых функций просвещения традиции_яяется через институты гражданского общества, в частности при прямом координирующем участии Российского общества «Знание», а также иных общественных организаций, разрабатывающих и реализующих просветительские проекты.

1.2. Миссия, цели и задачи просветительской деятельности

Миссия просветительской деятельности – распространение актуальных знаний в целях наиболее полной самореализации личности, совершенствования общества, устойчивого развития страны и всего цивилизационного процесса.

Основная цель просветительской деятельности – реализация функции просвещения в рамках деятельности всех компонентов системы просвещения, направленной на воспроизводство и развитие гражданского общества и государственности Российской Федерации.

Просветительская организация руководствуется основными принципами осуществления просветительской деятельности, обеспечивающими ее гуманистическое содержание, основанное на достижениях науки и результатах духовного творчества человечества. По своей форме она является современной, высокотехнологичной и многообразной (вариативной).

К приоритетным задачам просветительской деятельности на современном этапе относятся:

содействие росту культуры и образования сограждан, адаптация их к условиям жизни в процессе реформ и изменений, формирование их активной гражданской позиции и социального оптимизма;

своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;

содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;

2. Направления и формы реализации просветительской деятельности

Просветительские организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами, конкретизирующими цели и задачи настоящей Концепции. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; историческое, патриотическое, духовно-нравственное, правовое, научное просвещение;

специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам.

В соответствии с этим выделяются следующие главные тематические направления просветительской деятельности просветительской организации :

Конституция Российской Федерации.

Государственная национальная политика Российской Федерации.

Вехи истории великой страны.

Культура народов России как общенациональное достояние.

Природное наследие народов России и проблемы его сохранения.

Семья как основной ресурс сохранения нации.

Здоровый образ жизни граждан как ресурс сохранения нации: экология мышления, лингвистики, коммуникации в различных аспектах, поддержание нормы здоровья и работоспособности.

Принципы и приёмы высокорезультативного освоения нужной для жизни информации.

Принципы безопасной для сознания человека работы с информацией (оккультной и другой подобного рода) для обеспечения личной, семейной и общественной безопасности.

Малая Родина – часть большой Родины.

Гражданин России: права и обязанности.

Вклад России в развитие мировой науки и технологий.

Государственное и политическое устройство России.

Внешняя политика России.

Новейшие достижения российской и мировой науки и перспективы развития человечества в различных сферах культурной, духовной, социально-экономической и других сферах современного развития.

Современное социальное и экономическое развитие России, а также других лидеров мирового развития.

Современное российское законодательство.

Безопасность России и защита Отечества.

Антитеррористическая политика и практика как важнейшая составляющая деятельности по обеспечению безопасности России.

2.2. Формы реализации просветительской деятельности

Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:

просветительские программы, проекты и мероприятия различных уровней сложности для аудиторий, сформированных либо по возрастному, либо по тематическому критерию, а также в связи с постановкой и решением тех или иных социальнозначимых задач в рамках реализации уставной деятельности просветительских организаций;

адаптированные уроки по главным тематическим направлениям для школьников разных классов;

работа со средствами массовой информации: создание специальных рубрик в печатных изданиях, циклы телепередач, актуальных программ на радио;

работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости от специфики деятельности организации;

работа в учебных заведениях: организация лекториев, циклов лекций, круглых столов, дискуссий и других просветительских мероприятий;

работа в любых иных местах, дающих возможность общения с населением – в книжных магазинах, на выставках, на «днях открытых дверей», в службах занятости, в лечебных учреждениях, в учреждениях пенитенциарной системы и т. д. ;

проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;

организация распространения печатной продукции : информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;

адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы истории и права; экономики и социальных программ;

работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;

формирование интернет-страниц и сайтов;

создание просветительских интернет-порталов;

разработка кейсов учебно-методических материалов лекторов;

иные формы, не противоречащие принципам просветительской деятельности настоящей Концепции.

2.2.1. Просветительские программы

Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.

Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, ее приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.

В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:

гражданское просвещение : распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;

политическое просвещение : повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

юридическое просвещение : распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

научное просвещение : популяризация достижений современной науки;

историческое просвещение : распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации в международной практике в культурно-историческом контексте, обеспечивающем разноаспектный взгляд на идеи государственного устроения в цивилизационном опыте мирового сообщества;

просвещение в сфере здоровья человека: распространение знаний о здоровом образе жизни, долголетии, медицинских знаний и знаний в области экологии мышления и поведения человека, живущего в социуме;

психологическое просвещение : распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, адекватного поведения по отношению к другим людям;

экономическое просвещение : распространение знаний о значении экономики, путях и методах повышения ее эффективности;

просвещение в сфере развития инновационного мышления: распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т. п. ;

просвещение в сфере управления : распространение знаний об эффективном и неэффективном управлении, роли профессиональной подготовки в сфере менеджмента для поступательного развития общества;

просвещение в сфере культуры и искусства: распространение знаний о лучших образцах отечественной и мировой культуры, облагораживающих человека и нацеливающих его на экологичное поведение в социуме;

просвещение в сфере экологии : распространение знаний о значении бережного отношения к окружающей среде;

патриотическое просвещение и просвещение в сфере защиты Отечества: распространение знаний о необходимости укрепления оборонного потенциала страны;

другие виды программ, имеющие актуальность и соответствующие миссии, целям и задачам настоящей Концепции.

2.2.2. Просветительские проекты

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных и региональных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач они подразделяются на три вида:

тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;

территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

проекты, предназначаемые для привлечения к распространению тех или иных идей просвещения через лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

Содержание просветительского проекта, его направленность и формы _радицзации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.

Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.

2.2.3. Просветительские мероприятия

Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.

Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.

3. Потенциал просветительских организаций и ресурсы для его реализации

Основой всего ресурсного потенциала просветительской деятельности _радиется исторический опыт и авторитет Всесоюзного общества «Знание» и его правопреемника – Общества «Знание» России, преданность его членов идеям и _радицииям отечественного просветительства, новые возможности и новые ресурсы Российского общества «Знание» и других просветительских и партнерских организаций в сфере просветительской деятельности, разделяющих положения настоящей Концепции.

В состав ресурсного потенциала просветительской деятельности следует включить следующие.

Научно-методическийресурс. Использование интеллектуальной собственности просветительских организаций, развитые творческие контакты и сложившиеся связи с организациями науки, культуры, образования, включая международные контакты организаций и отдельных их членов.

Информационный ресурс. Широкое взаимодействие со средствами массовой информации, собственная издательская деятельность, эффективное использование информационно-коммуникативных технологий, коммуникация посредством семинаров, тренингов, познавательного туризма и т. д.

Человеческий (кадровый) ресурс. Привлечение к просветительской работе виднейших деятелей науки, культуры, образования, медицины и спорта, ветеранского корпуса и молодых воинов, а также специально подготовленной студенческой молодежи.

Социально-партнерский ресурс. Опорные пункты просветительской работы образовательных организаций всех уровней, видов и форм, молодежные клубы и объединения, учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, парки и др., социальные службы, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, войсковые подразделения.

Организации – субъекты просветительской деятельности при этом осуществляют следующие действия:

участвуют в разработке политики в сфере просвещения;

готовят предложения для правовых актов, обеспечивающих развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;

разрабатывают обоснованные предложения для получения финансовой поддержки зарегистрированным региональным отделениям Российского общества «Знание» и другим просветительским организациям;

способствуют осуществлению контроля за неукоснительным соблюдением права на широкое просвещение граждан, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;

способствуют осуществлению общего контроля за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности.

6. Международное сотрудничество Российского общества

«Знание» и других просветительских организаций

В Концепции внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.) заявлены следующие цели внешней политики России:

«В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности – обеспечением защищенности личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

а) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;

б) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;

в) активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;

г) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

д) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;

ж) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;

з) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;

и) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий»[2].

Заключение

Настоящая концепция основывается на историческом опыте просветительства в России и учитывает современные реалии.

Особенности цивилизационного пути России, исторически сложившаяся система ценностей, традиции и культура составляют цивилизационный потенциал, позволяющий адекватно отвечать на любые вызовы времени.

Просветительская деятельность в России традиционно имеет гуманистическую, патриотическую и инновационную направленность. Актуализируя общий исторический опыт, она является одним из основных и действенных каналов развития гражданского общества, консолидации различных социальных слоев и групп, представителей различных этнических, культурных, конфессиональных сообществ в единую российскую нацию. Кроме того, просвещение в региональном аспекте является одним из важных инструментов создания и сохранения общего культурного поля.

Публикации по теме:

Фотоотчет об информационно-просветительской встрече «Наш район в годы Великой Отечественной войны»Фотоотчет об информационно-просветительской встрече «Наш район в годы Великой Отечественной войны» 8 мая, в преддверии самого памятного праздника, отмечаемого в нашей стране - 74-й годовщины Дня Великой Победы Советских войск от немецко-фашистских.

Концепция экологического воспитания: Концепция экологического воспитания: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести.

Моя педагогическая концепция Моя педагогическая концепция: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Актуальность.

Обзорная публикация о строительстве храма из серии «Духовное просвещение»Обзорная публикация о строительстве храма из серии «Духовное просвещение» Вот уже прошло немногим более года с того времени, как было принято решение о строительстве православного храма в честь Святых равноапостольных.

Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Для эффективности формирования и развития личности ребенка необходимо.

Профессиональное просвещение. Фотоотчет о форуме «Ориентиры детства»Профессиональное просвещение. Фотоотчет о форуме «Ориентиры детства» Посещая форум «Ориентиры Детства» с коллегами очень было приятно встретить начальника Управления образования администрации городского.

Психологическое просвещение. Особенности психического развития детей раннего возраста. Консультация для родителей В детском саду № 28 «Сказка» в г. Ногинске Московской области педагогом-психологом организован родительский клуб «Мамина школа». Основными.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Эссе «Моя педагогическая концепция» На свете много разных Есть профессий, Но есть одна, которая, Быть может всех нужней, Профессия – воспитывать детей. Всю свою любовь,.

Эссе «Моя педагогическая концепция» Много лет назад, когда выпускные экзамены были позади передо мной не стоял вопрос «кем быть?» Быть только воспитателем в детском саду. И.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 06:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ананьина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД