Анастасия Кузина
Коммуникативные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные игры
Игры на развитее партнерства и сотрудничества
«Паровозик».
Цель: развитие дружеских отношений, преодоление тактильных барьеров.
Ход игры: Выбирают одного из детей на роль паровозика. Дети – вагоны становятся в круг.
Публикация «Коммуникативные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «Здравствуй (имя, ты мне очень нужен, чтобы везти (гостей, груз, ребят и т. д.). Так паровозик подходит к каждому. Объявляет:«Загружаемся,поехали…».
Можно организовать по очереди два состава. Они будут двигаться на встречу друг другу. Во время движения можно петь песенку: «Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес, две трубы, сто колес, машинистом рыжий пес». Объявляется конечная остановка, дается гудок.
Паровозик, обращаясь к каждому по имени, говорит:
«Спасибо тебе за то, что помог отвезти …».
«Доброе животное»
Цель: развитие коммуникативных навыков, дружеских отношений, умение чувствовать друг друга
Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игры на снижения конфликта.
«Почему подрались мальчики?»
Цель: развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ход игры: Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики (рис. 6 — см. Приложение). Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому.
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
«Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации
Ход игры: Кто-то из ребят будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принеси в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать.
Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры.
Разыгрывание сцены по другому: нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое – машинку, набор карандашей и т. п. А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствуете при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого –нибудь?
- Как вы думаете, прощание – это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?
Игры на закрепления этических форм общения
«Исправь»
Цель: закрепление представлений о вежливых поступках.
Ход игры: читается стихотворение Г. Остера из сборника «Вредные советы». После этого дети должны исправить неправильные действия на правильные.
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
«Ситуация»
Цель: научить детей подбирать вежливые слова в различных ситуациях
Ход игры: воспитатель придумывает какую-то ситуацию, например, покупка хлеба в магазине, а дети должны назвать все вежливые слова, которые они при этом бы использовали.
Игры на обучение эффективным способам общения
«Хороший друг»
Цель: развивать навык налаживать дружеские отношения
Ход игры: Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
Дальнейшее обсуждение:
— Как человек находит друга?
— Почему так важны в жизни хорошие друзья?
— Есть ли у тебя друг в группе?
«Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков, хороших взаимоотношений между детьми.
Ход игры: Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша! Ты мне нравишься, потому что. (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Дальнейшее обсуждение:
— Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Дружные ли дети в группе?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Игры на притязание и социальное признание
«Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Король»
Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.
Ход игры: ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.
Дальнейшее обсуждение:
— Как ты чувствовал себя, когда был королем?
— Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
— Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?
— Что ты чувствовал, когда был слугой?
— Легко ли тебе было выполнять желания короля?
— Когда королем был Вова (Егор, он был для тебя добрым или злым королем?
— Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?