ольга максимовских
Коммуникативные игры для детей младшего дошкольного возраста
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной
из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном
возрасте очень важно развивать у ребёнка коммуникативные
способности. Это необходимо для того,чтобы он был адаптирован
к жизни в социуме, мог найти общий язык с окружающими и завести
друзей.
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям
Публикация «Коммуникативные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
легко войти в современный мир. Для социального развития детей,
необходимо использовать игру. Игра – ведущая деятельность
дошкольника, она является коллективной деятельностью,
предполагающей необходимость общаться со сверстниками или
взрослыми, что благотворно также для развития речевой активности
ребенка. В коммуникативной игре формируются навыки коммуникации с
окружающими людьми- взрослыми и детьми.
Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия
людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение
слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных
ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы
друг друга.
Игра «Ау!».
Цель: развитие интереса к сверстникам, к членам семьи, друзьям
семьи, развитие слухового восприятия.
Один ребёнок стоит спиной ко всем остальным – он потерялся в лесу.
Кто – то из детей кричит ему : «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать,
кто его звал.
Игра косвенно стимулирует интерес ребёнка к окружающим детям и
взрослым через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в
процессе знакомства детей друг с другом. Ребёнку, стоящему спиной ко
всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу
при знакомстве.
Игра "Пальцы – добрые, пальцы злые".
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Дети, представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки,
добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на
правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. им надо
поговорить друг с другом, познакомиться. Если у детей хорошо
получается, можно предположить им познакомиться с ручками других
детей. Кроме развивающего эффекта, игра дает возможность выявить
особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, детям,
испытывающим трудности с вербальным общением. Она помогает им
ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания
контакта, преодолеть боязнь физических контактов.
Игра «Здравствуй!».
Цель: развитие эмоциональной сферы, мимики лица, коммуникативных
навыков.
Дети стоят в кругу и передают мяч, пропевая имя каждого ребенка,
например «Здравствуй, Рима!» во время празднования дня
рождения, можно включиться взрослому с ребенком при встрече
близких, родных, друзей дома «Здравствуй, дядя Тима!».
Игра «Кто пришел к нам в гости?»
Цель: развитие эмоциональной сферы,самоуважения
детей, доброжелательного отношение детей кдруг другу,
Взрослый отводит в сторону одного ребенка и договаривается с ними о
том, кого он изображать (животного, человека - клоуна, певца и т. п.).
Остальные дети встают в круг, ребенок имитирует действия персонажа и его
настроение (грусный, веселый) Детям необходимо догадаться, кто пришёл к
ним в гости и какое у них настроение.
Игра «Покажу, как я люблю».
Цель: способствовать формированию у детей умения любить
окружающих. Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты
его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят
превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они
любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом
«бабушка» и «внук» и т. п.
Игра «Кто лучше разбудит».
Цель: способствовать формированию у детей умения любить
окружающих. Один ребенок превращается в клюбое животное и "засыпает".
Взрослый просит по очереди будить «спящего». Желательно делать это по-
разному (звукоподражаниями, словами, жестами, прикосновениями, но
всякий раз делать это ласково. В конце упражнения дети все вместе решают,
кто «будил" лучше всех.
Игра «Ласковое имя".
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть другого
ребенка по имени, способствовать сплочению детского коллектива.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все
остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового
имени ребенка (не стоит придумывать имя, так как у каждого ребенка есть
своё ласковое, привычное для него имя в семье, ребенку этот вариант будет
наиболее приятен) в стоящего в центре круга.
Для проведения игр очень важен положительный настрой, участие всех
детей группы, помощь и сотрудничество во время игры.