Федорова Наталья
Коммуникативное развитие дошкольника
▼ Скачать
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника сегодня является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка, значением дошкольного детства в развитии личности человека.
Общение имеет решающее значение для психического развития человека.
Публикация «Коммуникативное развитие дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр. ; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы.
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это совсем не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я», что коренным образом меняет отношение к нему.
Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
Необходимо отметить, что немаловажную роль в умении контактировать со сверстниками играет семья. Правильное взаимодействие родителя и ребенка закладывает уверенный и твердый фундамент для будущего умения строить отношения с окружающими людьми. Именно семья – источник благополучия и уверенности ребенка в будущем.
Речевая деятельность детей дошкольного возраста охватывает различные виды говорения (рассказ, беседа, диалог, рассуждения, сообщения и т. п.) и слушания, которые реализуются на специально организованных занятиях по развитию речи.
Ребенок учится высказывать свое мнение, следить за сюжетом сказки или поучительной истории, пробует уже в дошкольном возрасте давать оценку действиям и эмоциям героев: хорошо или плохо поступил тот или иной персонаж, почему он так поступил и т. д.
Оценивая развитие ребенка, необходимо анализировать комплексное умение, которое характеризует успешность речевого взаимодействия, развитость коммуникативной компетентности.
При этом выделяются следующие коммуникативно-речевые действия :
умение анализировать эмоциональное и информационное содержание;
умение устанавливать контакт с партнером общения с использованием невербальных и языковых средств;
умение воспринимать, понимать и применять средства общения (синтез когнитивных и контактных умений);
коммуникативно-речевые умения, характеризуется адекватностью речевых высказываний разной ситуации (оформление мысли в речь);
языковые (лингвистические) умения (владение словарем, звуковой и грамматической правильностью, интонацией, темпом, тоном, дикцией);
умение контролировать, оценивать, анализировать, варьировать речевое высказывание;
гибкость, вариативность, творчество в использовании средств общения.
Низкий уровень речевого развития ребенка имеет негативное влияние в каждом возрастном периоде детства, но негативность этого влияния на психическое развитие ребенка растет с возрастом.
Высокий уровень речевого развития ребенка дошкольного возраста характеризуется тем, что ребенок хорошо понимает слово, действия, признаки, категории, правильно использует метафору.
Ребенок часто вступает в контакт со сверстниками, общение носит интенсивный характер.
Таким образом, коммуникативно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста предлагаем рассматривать в совокупности взаимосвязанных составляющих: речевое развитие и коммуникативное развитие ребенка (в общении с родителями и сверстниками, особенности семейного общения с ребенком.