людмила клеева
Компьютерная зависимость дошкольников: проблема профилактики
▼ Скачать + Заказать документы
Клеева Людмила Александровна,
воспитатель, МАДОУ № 389,
Г. Екатеринбург
Компьютерная зависимость дошкольников : проблема профилактики
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Особое значение эта задача получила в связи с тем, что информационная загруженность среды, широкое внедрение гаджетов в жизнь родителей и детей обостряют социальную ситуацию развития дошкольников.
Публикация «Компьютерная зависимость дошкольников: проблема профилактики» размещена в разделах
С одной стороны, общение ребенка с гаджетом стало нормой, без гаджета - никуда, с другой стороны, - постоянный контакт с гаджетом приводит к зависимости. Впервые понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 году. Компьютерная зависимость в настоящее время рассматривается как «эмоциональная наркомания» и признана на государственном уровне.
Результаты общероссийского мониторинга показали, что компьютерная зависимость стала настоящей проблемой у детей 9-10 лет, а предотвращение ее развития важно в дошкольном возрасте.
Поиску причин, признаков компьютерной зависимости, грамотного использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении посвящены работы отечественных исследователей Кашиной Ю., Новосельцева В. И. Соболевой Б., Фесяновой Н. В. ,. Шушкуновой О. В., и др. В этой связи особое значение в решении поставленных задач приобретают :
• теория определяющей роли образа жизни человека для его здоровья (Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, A.B. Басов, Ю. В. Громыко, А. К. Зиньковский, Ю. П. Лисицын, A.M. Малыгин, В. В. Новиков, Л. Ф. Тихомирова и др.);
• теория формирования здорового образа жизни (И. А. Аршавский, Н. М. Амосов, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин, Ю. П. Лисицин, В. П. Петленко и др.);
• исследования по проблеме формирования здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения (Л. В. Абдульманова, Ю. Ф. Змановский, Л. Г. Татарникова и др.).
Результаты исследования, проведенного Бучиловой И. А. и Убиной О. Г. ], показали, что высокая степень риска возникновения компьютерной зависимости отмечается уже у дошкольников трехлетнего возраста. Установлены основные признаки компьютерной зависимости дошкольников : утрата интереса к общению и играм с другими детьми, беспричинное возбуждение, перепады настроения, неадекватная реакция на замечания детей или взрослых, отказ от ранее любимых занятий и т. п. Родители же в глазах ребенка - это хранители компьютерного средства, которые становятся причиной дискомфорта, если не позволяют заниматься гаджетом.
Вот почему так важна организация совместной деятельности воспитателя и родителей. В первую очередь речь идет о планировании работы воспитателя по формированию основ здорового образа жизни, профилактике компьютерной зависимости, системе работы с семьей по данной проблеме, методическом обеспечении разнообразных форм работы с ребенком и семьей.
Приведем пример, разработанного плана работы с родителями в рамках рассматриваемой проблемы.
План работы
с родителями по предупреждению компьютерной зависимости у дошкольников 3-х лет
№ Цель деятельности / Мероприятия
1 Выявление риска компьютерной зависимости у детей / Анкетный опрос, диагностика актуального состояния проблемы в группе
2 Повышение информационной осведомленности родителей о причинах и рисках возникновения компьютерной зависимости / Оформление папки-передвижки, тематический лекторий
3 Профилактика воздействий родителей по преодолению компьютерной зависимости у детей / Групповые и индивидуальные консультации (воспитатель методист)
4 Разработка форм и методов работы для родителей по преодолению компьютерной зависимости у детей / Методическая копилка для родителей в форме презентации
Полагаем, что работа по профилактике компьютерной зависимости должна стать одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя по формирования здорового образа жизни дошкольников.
Список используемой литературы
1. Буслова Е. Основные признаки компьютерной зависимости у ребенка https://ipsyholog.ru/on-line-seminars
2. Бучилова И. А., Убина О. Г. организация работы с родителями в дошкольном учреждении по профилактике компьютерной зависимости дошкольников https://e-koncept.ru/2015/85266.htm
3. Гришина А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой зависимости в младшем подростковом возрасте // Дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н., Н. Новгород, 2011. – 196 с.
4. Кашина Ю. Компьютерная зависимость Э лектронный ресурс] https://www.portal - slovo. R upedagog
5. Мельникова М. В чём причина компьютерной зависимости детей и подростков? / [ Электронный ресурс] http :// assalam. ru / content / story /
6. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. – 2001. – No 12 26 - 29 с.
7. Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от омпьютера и что с ним потом делать. – М. : София. – 2007. – 256
8. Новосельцев В. И. Компьютерные игры : детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9 - 13-18с.
9. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8- 34-35с.
10. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23 - 3-9 с.
11. Фесянова Н. В. Методы коррекции компьютерной зависимости у детей дошкольного озраста / [ Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskii - sad/raznoe/ahttps://nsportal.ru
12. Шушкунова О. В. Компьютерная зависимость у дошкольников / [ Электронный ресурс] https://pochepgazeta.ru/
13. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября. - 22-24 с.