Надежда Новожилова
Компьютерная игра «Как вырастить какао-дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. В обстановке глобальных экологических перемен, кризиса, который переживает человечество, возникает необходимость непрерывного экологического образования, основной целью которого является формирование новых типов связи с природой на основании воспитания экологически культурной личности. Дошкольный возраст рассматривается как начальная ступень по экологическому образованию, так как в этом периоде жизни дошкольник может приобрести начала личностной культуры, ее базу, соответствующую общечеловеческим ценностям.
Публикация «Компьютерная игра „Как вырастить какао-дерево“» размещена в разделах
На основании приобретенных знаний у детей формируются такие качества как: любознательность, реалистическое постижение явлений природы, умение логически мыслить, наблюдать, бережно относиться к природе. Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе и посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
1. Содержание методической разработки «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Изучив актуальность темы, и имея возможность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ, была создана методическая разработка – компьютерная игра-презентация «Как вырастить какао-дерево?» (Приложение 1)
Целью игры-презентации стало рассказать о какао-дереве, его особенностях, способах выращивания и ухода за ним.
Задачами данной игры стали следующие:
- Закрепить знания о деревьях, их строении, выращивании, уходе за ними.
- Развивать мышление, речь в ходе деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки.
- Воспитывать самостоятельность; активность.
- Знакомить с информационно-компьютерными технологиями.
Перед проведением игры-презентации была проведена многоплановая предварительная работа. Был организован просмотр презентации о какао-дереве, рисование по теме «Какао-дерево», проводилось чтение произведений художественной литературы по теме, отгадывание загадок.
Таким образом, уже перед проведением игры дети имели определенный запас знаний по теме.
Игра была проведена с детьми подготовительной группы «Смешарики».
В ходе игры дети получили много новых знаний по экологии, научились выращивать вертуальное какао-дерево, с интересом отвечали на вопросы. (Приложение 2)
Данная игра-презентация способствовала развитию интереса к окружающему, удовлетворению детской любознательности, помогла развитию речевой активности дошкольников и связной, грамматически правильной речи. С помощью данной игры дети продолжали учиться совместной со сверстниками деятельности, общению между собой и с воспитателем.
Кроме того, данная методическая разработка была представлена на Совещании заведующих по теме «Инновационные игровые технологии в ДОУ».
Традиционные формы представления методических разработок, идей, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности. Сегодня появилась возможность использовать новые, активные формы работы, способствующие проявлению творчества, фантазии. В связи с этим, данная методическая разработка была представлена в виде необычного кулинарного блюда в педагогическом кафе – как пример творческого подхода в работе не только с детьми, но и среди педагогов.
Кроме того, для воспитателей была подготовлена консультация «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе», раскрывающая все преимущества использования данных технологий в работе с детьми. (Приложение 3)
2. Конспект компьютерной игры-презентации по экологическому образованию «Как вырастить какао-дерево»
Цель: Продолжать знакомить детей с миром растений, дать представление о выращивании какао-дерева.
Задачи: Развивать мышление, речь – суждение в процессе деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки. Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
Использование игры-презентации «Как вырастить какао-дерево» позволило выполнить задачи во всех образовательных областях.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
-Развивать речевую активность детей через полные ответы на поставленные воспитателем вопросы;
-Пополнять активный словарь детей;
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
«Познавательное развитие»
Поддерживать интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность; формировать познавательные действия.
«Социально-коммуникативное развитие»
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
-Развивать общение и взаимодействия детей с воспитателем и сверстниками;
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать творческое воображение
«Физическое развитие»
Становление ценностей ЗОЖ.
Ход представления игры-презентации на совещании заведующих:
(слайд 1) Представляю вам блюдо от шеф-повара Новожиловой Н. Н. «Домашнее какао-дерево под компьютерным соусом».
(слайд 2) А вот и рецепт к блюду:
О какао-дереве знания возьмём :
Где оно произростает и строение добавим,
Каковы его плоды, для чего они нужны,
Как ухаживать за ним – Всё немного посолим!
Детский интерес возьмём
И на тёрочке натрём,
Любознательность покрошим,
Юмор – тоже нам поможет,
Щепотку радости и смеха,
На кончике ножа – секрета,
Наглядный бросим материал,
Чтоб вкус – острот не потерял,
Компьютерным соусом заправим
И всё в духовочку поставим.
С пылу, с жару подавать,
С аппетитом уплетать!
(Новожилова Н. Н.)
Хочу вас предупредить, что блюдо это состоит из нескольких слоёв, и отвечая на вопросы каждого слоя вы ложечка за ложечкой будете продвигаться к следующим слоям, таким же вкусным и полезным, и я вам сейчас это докажу, а вы мне поможете.
(слайд 3) Верхний слой – содержит в себе итог предварительной работы с детьми и только лишь разогревает аппетит, например, в нё м вы можете встретить вопросы: Ребята, а вы любите какао и шоколад? А кто знает, из чего их готовят?
(слайд 4) Кто знает родину какао-деревьев?
(слайд 5) Второй слой – очень полезен для ума, поэтому кушать его нужно - не отвлекаясь, внимательно, и тогда очень много витаминов в виде полезной информации останется в вашем организме, например: вы узнаете, как можно вырастить какао-дерево у себя на подоконнике, а не в далёкой Мексике. Для этого нужно: опустить зернышко какао-бобов в теплую воду и оставить его там на сутки. На следующий день - наполнить горшочек для комнатных растений землей и хорошенько ее взрыхлить, положить в ямочку зернышко, а сверху прикрыть землей. На горшочек не должны попадать прямые солнечные лучи. Какао-дерево не любит сквозняков и соседства с батареями. В природных условиях - какао-дерево растет в полутени.
(слайд 6) Кроме того, нужно не забыть напомнить о том, что растение любит тепло и влажность (можно рядом с ним установить увлажнитель воздуха)
(слайд 7) Поливать растение нужно теплой водой и подкармливать удобрениями.
Далее в моём блюде вас может приятно удивить следующий слой – лёгкий, воздушный, который заставит вас вспомнить все ингредиенты, которые вам встретились ранее, и если вы правильно ответите на все вопросы, которые присутствуют в этом слое, вы, наконец-то, доберётесь до самого главного – НАЧИНКИ этого замечательного блюда, предлагаю именно это сейчас и сделать…
(слайд 8) Итак. Давайте вспомним: как нужно ухаживать за какао-деревом? Какой водой нужно поливать наше растение?.
(слайд 9) Правильно, конечно наше растение нужно поливать теплой водой. А как любит расти какао-дерево? (в тени)
(слайд 10) Молодцы. Вот мы и добрались до самого вкусного – начинки, которая представляет вам возможность выбора, включения памяти, мышления, логики и всё это приправлено компьютерным соусом, интересом, немного юмором и отличным настроением! Итак – пробуем вырастить сами какао- дерево!
(слайд 11) Как вы думаете, что нам для этого потребуется? (выбор детей)
(слайд 12) Затем зёрнышко какао-дерева нужно поместить в стакан с водой или в горшочек с землёй? (выбор детей)
(слайд 13) На следующий день мы посадим его сразу в открытый грунт или в горшочек с землёй? (выбор детей)
(слайд 14) И вот наше деревце растет в горшочке и мы должны его. полить водой, шоколадом или краской? (выбор детей)
(слайд 15) С каждым днем какао-дерево все больше и нам обязательно нужно…рыхлить землю, а может достаточно загадать желание, чтобы оно выросло или подстричь его ножницами? (выбор детей)
(слайд 16) Как мы знаем какао-дереву необходимо дополнительное увлажнение, поэтому мы используем увлажнитель воздуха или выставим какао-дерево под дождь? (выбор детей)
(слайд 17) И, конечно, необходимо один раз в месяц подкармливать наше деревце, как вы думаете чем? Шоколадом или удобрением? (выбор детей)
(слайд 18) Вы все правильно сделали, вот и выросло наше какао-деревце. Молодцы!
Вот такое замечательное блюдо было разработано, в нём можно смело менять ингредиенты и выращивать любое растение, но неизменным останется самое главное – его вкус, с помощью которого можно дать и закрепить знания детей в экологическом образовании.
Вывод:
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Дети любят играть, поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения.
Новизна данной работы заключается в установлении связи игры экологической направленности с информационно-коммуникационными технологиями. С помощью данной игры дети смогли закрепить знания, полученные в ходе предварительной работы, получить новую информацию и закрепить её на практике в интересной, игровой форме.
Кроме того, новизна прослеживается и в форме подачи игры-презентации «Как вырастить какао-дерево» для педагогического коллектива, используя творческий подход.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может использоваться преподавателями и студентами для приобретения знаний на занятиях по данному вопросу, а также воспитателями и родителями дошкольников, заинтересованными данной темой. Работа содержит большое количество наглядного материала, в связи с чем, может быть использована также в качестве наглядного пособия.