Светлана Малютина
Комплексы утренней артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКС № 1.
1. Упражнения:
для губ: "Заборчик" (губы в улыбке, зубы вместе, обнажены, удерживать под счёт до 8 – 10 / 4 – 5 раз
для языка: "Мяляр (рот открыт, широк им кончиком языка, как кисточкой ведём от верхних резцов до мягкого нёба (6 – 8 раз)
на дыхание: "Молоток стучит" -т-т-т -глубокий вдох, на выдохе можно дольше произносить звук Т отрывисто, с придыханием 8 – 10 сек. (2 – 3 раза)
2. Художественное слово:
Та – та – та - горячая плита,
Ту – ту - ту - улицу мету,
Т’а – та – та, та – та – та - мы везем с собой кота.
Темочки:
Тук - тук, ток - ток - бей покрепче молоток!
КОМПЛЕКС № 2.
1. Упражнения:
для губ: "Улыбка" - удерживать губы в улыбке, зубы не видны (от 8 – 10).
для языка: "Качели" - рот открыт, напряжённым языком тянуться к нижним резцам (10 – 12 раз).
на дыхание: "Подуй на осенний листок" - глубокий вдох через нос, длительный плавный выдох через рот.
2. Уточнение правильной артикуляции звука Т :
- Песенка молоточка : т – т – т.
- Игра «Поезд», дети делятся на 2 группы, одни - вагончики, - т – т – т,
другие рабочие постукивают по колё сам вагончиков: тук-тук.
3. Художественное слово:
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ (произносят быстрее и тише)
Большие ноги шли по дороге:
Тупы-туп, тупы-туп,
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Туп-туп-туп, туп.
Большие часы стучали : тик-так, тик-так,
Маленькие часики стучали: тик-так, тик-так.
Тяпа и Топ
Сварили компот,
Сами едят,
И вас угостят.
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
КОМПЛЕКС № 3.
1. Упражнения.
- для губ (попеременно) : "Заборчик" - "Улыбка", под счёт раз-два/10 раз
- для языка: "Иголочка" (рот открыт, направленный язык выдвинут впедёд, удерживать под счёт до 5 (5 – 6 раз)
- на дыхание: "Узнай цветок" - развитие обоняния и глубокого вдоха. 2 – 3 живых цветка, предложить детям с закрытыми глазами, определить цветок по запаху (2 – 3 раза)
2. Художественное слово:
Та – та - та - у нас дома чистота,
Ты – ты - ты - сметаны съели всю коты.
То – то - то - стали мы играть в лото,
Ат – ат - ат - взяли самокат.
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет,
Что тут долго объяснять
Любит Таня танцевать
От топота копыт пыль по полю летит.
КОМПЛЕКС № 4. (звук Д)
1. Упражнения:
для губ: "Губы круглые, как бублик" (в движениях участвуют только губы; рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед, удерживать под счет до 5 (5 – 8 раз)
для языка: «Змейка"» (рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта (8 – 10 раз, под счёт раз, два.
на дыхание: "Пузырь" - развитие длительного плавного выдоха. надуть щёки, по сигналу "Пузырь лопнул", произносить Д, подражая выходящему воздуху (2-3 раза).
2. Художественное слово:
Да – да – да - в баке вода,
Ду – ду – ду - я домой иду,
Ды – ды – ды - вышел из воды,
Мы на дудочке играем,
Мы детишек забавляем:
ду – ду – ду – ду, ду – ду – ду.
КОМПЛЕКС № 5.
1. Упражнения.
для губ: "Спрячем зубки" (попеременно) - губы в улыбке, затем закрыть зубы губами, движения выполнять спокойно, зубы не сжимать (10 – 12 раз).
для языка: "Дятел", кончиком языка ударять о бугорки за верхними зубами, произнося: д-д-д, отрывисто:
- Я по дереву стучу (реб. : д – д – д)
Червячка добыть хочу, (д – д – д)
Хоть и скрылся под корой (д – д – д)
Всё равно он будет мой (д – д – д).
на дыхание: «Надуй игрушку» - развитие сильного плавного выдоха, надувать небольшие резиновые игрушки, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
2. Художесвтвенное слово:
Дятел дерево долбит,
дятел клювом дуб долбит,
на весь лес он стучит.
Да – да – да - гудят провода.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дождик, дождик не дожди!
Дождик, дождик подожди
Дай дойти до дому дедушке седому.
КОМПЛЕКС № 6.
1. Упражнение:
для губ: "Кто умеет смеяться без голоса" (смеются так, чтобы не было слышно голоса, но видно. что смеется (произносить про себя звук Э, смеяться без напряжения, т. е. не морщить нос, не растягивать сильно губы, не открывать широко рот (4 – 5)
для языка: "Почистить зубы", рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами (5 – 6 раз)
на дыхание: ""Чей пароход лучше гудит?", дуть в пузырёк, высотой 7см дм горлышка 1 - 1,5 см. Чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка, губы округлит струя воздуха должна быть сильной (2 – 3 раза).
2. Уточнение правильной артикуляции звука Д :
Песенка дятла - д – д – д,
Пулемёт строчит - д – д – д.
3. Художественное слово:
Ай, ду – ду, ду – ду, ду – ду,
Сидит ворон на дубу,
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Дуб дождя и ветра
вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
КОМПЛЕКС № 7. (звук К).
1. Упражнения:
для губ: "Кормление птенцов" (открывание и закрывание рта под счё т: раз-два, движения выполняет только нижняя челюсть, язык и губы спокойны, рот открывается без напряжения (10 – 12 раз).
для языка: "Горка"- рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15сек. (4 – 5раз).
на дыхание: "Одуванчики" - развитие длительного плавного выдоха, имитация сдувания пушинок с одуванчика (2 – 3 раза).
2. Художественное слово: Звукоподражания:
курица – ко – ко – ко, куд - куда;
петух – ку – ка – ре – ку,
кукушка - ку – ку – ку - ку;
лягушка - ква – ква – ква.
Ко – ко – ко - кошка любит молоко.
Ка – ка - ка - белая мука
Ка – ка - ка -быстрая река.
Тише, рыжий кот-коток,
Тише, острый коготок.
Куд – куда, куд – куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда
Ну-ка к маме под крыло,
Куд – куда вас понесло?
КОМПЛЕКС № 8. (звук К).
1. Упражнения :
для губ: "Трубочка " - вытягивание сомкнутых губ вперёд длинной трубочкой, удерживать под счёт до 4 – 5 (6 – 8 раз).
для языка: «Катушка" - кончик языка упереть в нижние передние зубы боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, широкий язык "выкатывать" вперёд и убирать в глубь рта. (под счёт раз, два. (10 – 12 раз).
на дыхание - "лягушки" - вдох, интенсивный прерывистый выдох с произнесением, «ква – ква - ква!»
2. Художественное слово.
Ки – ки – ки - вот идут быки.
Ак – ак – ак - в саду растёт мак.
Ку – ку – ку - белка на суку.
У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поё т кукушка:
Ку – ку, ку – ку, ку – ку
Котик – кот, иди к доске,
Расскажи о колоске.
Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы,
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
КОМПЛЕКС № 9. (звук Г).
1. Упражнения:
для губ: попеременно "Построить заборчик" - "Сделать трубочку" (под счёт раз, два (8 – 10 раз,
для языка: "Лопаточка" - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнею губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 8 – 10 сек. (5 – 6 раз).
на дыхание: "Кто дальше загонит мяч? – вырабатывать плавную воздушную струю, идущую посередине языка. (Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола; (2 – 3 раза)
3. Уточнение правильной артикуляции звука "Г" :
Песенка гуся: га – га – га, га – га – га, та – га – га
Идут гуси на луга.
4. Художественное слово:
Га – га – га - у козы рога,
Га – га – га - зелёные луга,
Гу – гу – гу - гуси на лугу.
Ги – ги – ги - ты домой беги!
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.
Груздь на солнце греет бок,
В кузовок иди грибок.
КОМПЛЕКС № 10. (звук Г).
1 . Упражнения:
для губ: "Лягушки улыбаются",вырабатывать умение делать оскал зубов (аналогично упражнению "Построим заборчик". Упражнение выполняется во время произнесения воспитателем стихов:
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца. (3 – 4 раза).
для языка: "Прятки" - рот открыт, на счёт раз, кончик языка высунут между зубами, на счёт два – убрать за нижние зубы, рот не закрывать (8 – 10 раз).
на дыхание: "Гуси’’. Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести "Га". Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдох произнести го - гы.
2. Художественное слово.
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По гусинному шипела.
Голубь, гусь и галка.
Вот и вся считалка.
На горе, на горке,
Горько ревёт Егорка.
Грустный клоун
Бегемот,
Грустным голосом поёт.
Песню грустную, прегрустную:
Я люблю лягушку вкусную.
КОМПЛЕКС № 11. (звук Х).
1. Упражнения:
для губ: "Ребята-лягушата, ребята-слонята" - чередование артикуляционных укладов с помощь стихов, которые читает воспитатель:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня (4 – 5 раз)
для языка: "Оближем губки" (рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю затем нижнею губу по кругу (5 – 6 раз)
на дыхание: "Загоним мяч в ворота" (выработка длительной, целенаправленной воздушной струи. Вытянуть губы вперёд трубочкой - и длительно дуть на лежачий ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе (2 – 3 р.). Следить, чтобы не надувались щёки, загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
2. Уточнение правильной артикуляции звука X
Упражнение "Погреем ладони" - глубокий вдох, длительный выдох при широко открытом рте – Х – Х – Х "согреем ладони" (2 – 3 р.).
Язык храпит - х – х – х,
Кто-то охает: ох – ох – ох
Кто-то ахает: ах – ах – ах.
Слышен смех : ха – ха – ха, хи – хи – хи.
3. Художественное слово.
Ха – ха – ха - не поймать нам петуха,
Ха – ха – ха - вкусная уха,
Ху – ху – ху - мы едим уху,
Ох – ох –ох - в лесу растет мох.
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
Муха - горюха,
Села на ухо.
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила: Ха – ха – ха
Вдруг бух! Упала
И смешинку потеряла.
КОМПЛЕКС № 12. (звук Ы).
1. Упражнение:
для губ: "Кролик" - зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнимается и обнажает верхние резцы (8 – 10 раз).
для языка: "Постелька" - рот широко открыт, кончик языка лежит за нижними зубами, язычок спокойно без напряжения лежит в свое: постельке на счёт до 4 – 5 (5 – 6 раз).
на дыхание: "Собачке жарко"- тренировка быстрого выдоха и вдоха через роя, умение удерживать язык» в спокойном положении. Приоткрыть рот, положить широкий язык передний край язык; на нижнюю губу. Быстрый вдох и выдох через рот (4 – 5 сек, не высовывать язык далеко, он должен только покрывать нижнюю губу.
2. Уточнение правильной артикуляции звука Ы
Медвежонок рычит - ы – ы – ы,
Волк воет - ы – ы – ы,
Тесто пыхтит - пых, пых.
3. Художественное слово:
У реки ивы,
За селом - нивы.
Мама Милу мыла с мылом,
Мила мыло не любила.
Сливы у Нины
Вишни у Димы,
Тыква у Вити,
Дыня у Мити,
Кукла у Иры,
Машина у Киры.
Бык мычит две буквы – МУ!
Мяу – кот сказал ему
Слышал? Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
КОМПЛЕКС № 13. (звук С).
1. Упражнения:
для губ: "Построить заборчик" (см. 1 комплекс)
для языка: "Накажем непослушный язычок" (язык широкий, расслабленный лежит на нижней губе, пошлёпывания губами по языку ( про себя проговаривать: пя – пя – пя, затем на 2 – 3 сек удерживать язык на нижней губе, следить за тем, чтобы мышцы языка не напрягались (5 – 6 раз).
на дыхание: "Бабочка, лети!" - глубокий вдох через нос, длительный, непрерывный выдох ротовой на бабочку, вырезанную из бумаги и подвешенную на шнурке так, чтобы она не опускалась, парила (2 – 3 р).
3. Уточнение правильной артикуляции звука "С" : воздух выходит из насоса и свистит: с – с – с – с.
Песенка водички: с – с – с.
Слоник быстро взял топор,
И построил он забор.
Чуть калиточку открыл
И крылечко укрепил,
Хоботок он опускает вниз,
Дует ветер: "с – с – с"
3. Художественное слово
Са – са – са - в лесу бегает лиса.
Со – со – со - у Вовы колесо,
Су - су- су - воду я несу,
Сы – сы – сы - у сома усы.
Са – са – са - вот летит оса
Су – су – су - мы видели лису
Ас – ас – ас - мы пили квас
Аска – аска - у меня маска
Иска – иска - на столе миска.
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
Где снег, там и след.
Береги нос в сильный мороз.
У осы не усы, не усищи, а усики.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
КОМПЛЕКС № 14.
1. Упражнения:
для губ: "Улыбка" (см. 2-й комплекс,
для языка: "Прятки", рот открыт, широкий кончик языка на счёт "раз" высовывается между зубами, на счёт два - прячется за нижними зубами, рот не закрывать (10 – 12 раз).
на дыхание: "Насос, тренировка продолжительного сильного выдоха с произнесением: с – с – с, словно воздух выходит из насоса, накачивая шины (2 – 3 раза).
4. Художественное слово:
Слонёнок удивил ребят,
Слонёнок стал на самокат.
Немножко покатался –
И самокат сломался.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные шила,
Сказала со смехом соседке синица:
- Стать самой скрипучей сорока стремиться!
Начинается считалка:
На дубу – скворец и галка.
Улетел домой скворец,
И считалочке конец.
КОМПЛЕКС № 15. (звук СЬ).
1. Упражнения:
для губ: "Трубочка" - вытягивать губы трубочкой, удерживать под счёт 5 – 6ти (5 – 6 раз).
для языка: "Киска сердится" (аналогично упр. "Катушка’’ (см. 7 комплекс).
на дыхание: "Чья птичка дальше улетит?", вдох через нос, длительный, непрерывный, целенаправленный ротовой выдох на фигурки птичек, подвешенные на шнуре, следить, чтобы щёки не надувались (2 – 3 р.)
2. Уточнение правильной артикуляции звука "СЬ" :
Песенка тонкой струйки водички - сь – сь – сь.
3. Художественное слово:
Си – си – си, сено накоси.
Сене всё бы спать на сене.
Непоседа Васенька не сидит на месте.
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
По узкой тропинке гусинным шажком,
Гусинное войско идёт гуськом.
Гусинное войско в гусинном строю
В атаку идёт под команду мою.
КОМПЛЕКС № 16.
1. Упражнения:
для губ: чередование положений губ "Заборчик" - "Трубочка" (по счёт раз-два (8 – 10 раз)
для языка: "Сделать язык трубочкой", рот открыт, положить кончик языка на нижнюю губу боковые края языка загнуты вверх, удерживать язык в такой положении под счёт 3х – 4х (5 раз).
на дыхание: "Проколотый мяч" - вдох, продолжительный выдох, произнося дли тельное С – С - С. ,так словно выходит воздух из проколотого мяча (2 – 3 раза).
2. Уточнение правильной артикуляции звука 3 :
Комар звенит - з – з – з.
Со стихами: Тут комарик прилетел,
На забор он быстро сел,
Звонко, звонко зазвенел: з – з – з.
3. Художественное слово:
За – за - за - у Зои коза,
Зу – зу – зу - Зоя гонит козу.
Зы – зы – зы -у Зои новые тазы.
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.
Грузовик везёт арбуз,
Много-много, полный кузов.
Лиза ставит вазу розу,
Незабудку и мимозу.
Заболела эта книжка:
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею,
Я возьму её и склею.
КОМПЛЕКС № 17. (звук ЗЬ).
1. Упражнения:
для губ: чередование положений губ - "Заборчик" - "Улыбка ’’, (под счёт раз-два, (8 – 10 раз).
для языка: "Киска сердится" (см. комплекс7, аналог "Катушка")
на дыхание: "Назойливый комар", - глубокий вдох и длительный выдох с произнесением: з – з – з - з. (2 – 3 р.)
2. Уточнение правильной артикуляции Зь.
Песенка маленького комарика: зь – зь – зь.
Зя – зя – зя - поймали мы язя,
Зи – зи –з и - сено отвези,
Зе – зе –з е - сено дали козе.
"У маленькой Зины
Зайка спит в корзине".
Болото зелёное в ряску одето,
Склонилось над ним зелёное лето.
В зелёном болоте лягушка живёт,
Зелёные песни подружкам поёт"
В зелёном, в зелёном, зелёном лесу,
Зелёный листок, как флажок я несу
Зелёная шишка под ёлкой лежит
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной траве
Играет зелёную песенку мне.
КОМПЛЕКС № 18. (звук Ц).
1. Упражнения:
для губ: "Рупор" (аналогично "Губы круглые, как бублик) - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счёт до 5 (4 – 6 раз)
для языка: "Сделать язык трубочкой" /смвкомплв1б/
на дыхание: "Фокус" - рот приоткрыть, язык "чашечкой" выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть
на ватку, лежащую на кончике носа или на чёлочку (2 – 3 раза).
2. Уточнение правильной артикуляции звука Ц :
Девочка просит не шуметь - ц – ц – ц – ц.
3. Художественное слово:
Ца – ца - ца - бегает овца,
Цо – цо – цо - Циле вымыли лицо,
Цу – цу – цу - мы ведём овцу,
Цы – цы - цы - мы купили огурцы,
Це – це – це - у Цили румянец на лице.
Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница.
Заря – заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
Цапля в цирке выступала
Трёх цыплят дрессировала.
Цынцы, брынцы - балалайка,
Цынцы, брынцы заиграйка,
Цынцы, брынцы не хочу,
Цынцы, брынцы спать хочу!
Пьют водицу из корытца,
Три овцы, птенец и птица.
КОМПЛЕКС № 19. (звук Я).
1. Упражнения:
для губ: "Рупор" - "Заборчик ’’,под счёт раз, два (8 – 10 р.)
для языка: ’’Сделать язык трубочкой" (см. комплекс № 16)
на дыхание: "Поддувание воздуха на кончик языка трубочкой" (положить кончик языка на нижнюю губу, сделать язык трубочкой, глубоко вдохнуть через нос, длительно, плавно выдохнуть через рот, направив струю воздуха на кончик языка (2 – 3 р.).
2. Уточнение правильной артикуляции звука Я :
Маленький ослик зовет маму - йа, йа, йа.
3. Художественное слово:
Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря.
Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
Ягод множество в лесу!
Их я маме отнесу.
Яблоко спелое, красное, гладкое,
Яблоко хрустящее с кожицей гладкою.
Яблочко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
КОМПЛЕКС № 20. (звук Ц).
1. Упражнение:
для губ: чередование "Трубочка - Рупор" (8-10 р.)
для языка: "Прятки" (см. комплекс № 10, 10 – 12 раз)
на дыхание: "Поддувание воздуха на кончик языка трубочкой (2 – 3 раза, см. комплекс № 19.
2. Уточнение правильной артикуляции звука Ю :
Споём, как птички: йу – йу - йу.
3. Художественное слово:
Юла возле Юльки
Крутиться поёт,
Юле и Юре спать не дает,
Юлька, Юленька, Юля,
Юлька юркою была,
Усидеть на месте Юлька,
Ни минуты не могла.
Юбку я для куклы сшила,
Кофту новую скрою,
Говорит мне кукла «мама»
Значит, я для дочки шью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В. В. Волина, " Занимательное азбуковедение", М. Просвещение 1991г.
2. В. В. Гербова, "Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет" ,М. Просвещение, 1987 г.
3. И. С. Лопухина, "550 занимательных упражнений для раз вития речи". Изд "Аквариум"М, 1995 г.
4. А. И. Максаков, "Правильно ли говорит ваш ребёнок", М. Просвещение, 1968 г.
5. Н. В. Нищева, "Будем говорить правильно", Санкт-Петербург, "Детство-пресс",2002 г.
6. И. З. Новоторцева, "Рабочие тетради по развитию речи на на звуки", Ярославль"Академия развития",
1996 г.
7. Т. В. Туманова, "Исправление звукопроизношения у детей", М-Гном –Пресс, 1999 г.
8. М. Ф. Фомичева, "Воспитание у детей правильного проношения", М. Просвещение, 1989 г.
9. Т. Б. Фйличёва, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, "Основы логопедии", М. :"Просвещение, 1989 г.