Карина Куркина
Комплексы бодрящей гимнастики для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс № 1
Лепим Буратино
(с элементами дыхательной гимнастики
и точечного массажа)
Проводится в постели.
И. п. : лежа на спине.
«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от се-редины к вискам. Повторить четыре раза; темп умеренный.
«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с жимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ре-бенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повто-рить три раза; темп умеренный.
Публикация «Комплексы бодрящей гимнастики для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
«Лепим нос». Указательными пальцами энергично прове-сти по крыльям носа. Повторить четыре раза; темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слег-ка его подергать.
Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать ды-хание. Медленный выдох через рот. Повторить четыре раз
«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражне-ния слегка подергать за уши.
«Лепим руки». Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повто-рить левой рукой. Повторить еще раз; каждый ребенок вы-полняет в индивидуальном темпе.
«Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Каждый ребенок выполняет в индивидуальном темпе.
«Лепим ноги». Похлопать обеими руками сначала по пра-вой ноге и погладить ее, затем по левой и также погладить ее. Повторить пять раз; темп умеренный.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
«Веселый Буратино». Поднять ноги и руки вверх. Совер-шить ими хаотичные движения. Повторить пять раз; темп умеренный.
Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1-3 – вдох. 2-4 — выдох. На выдохе произнести слово «мо-лод-цы». Повто-рить три раза; темп медленный.
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 2
Веселые ребята
(с элементами дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
И. п. : лежа на спине.
«Проснулись». Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки — вниз. Потянуться — вдох, расслабиться — выдох. Повторить пять раз; темп медленный.
«Красные ушки». Растирать уши до покраснения, ощуще-ния тепла (30—60 с). Каждый ребенок выполняет в индиви-дуальном темпе.
И. п. : лежа на спине, руки на животе.
«Смешной живот». Вдох — напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох — втянуть живот. Вернуться в и. п. Повторить 5-7 раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
«Растягиваем позвоночник». Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счёт до десяти. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умерен-ный.
«Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук до покрас-нения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять за-дание с левой руки, девочки с правой.
И. п. : лежа на спине, руки на груд клетке.
«Давай подышим». Вдох носом — грудная клетка расши-ряет Выдох — шумно, через нос. Повторить 5-7 раз, темп умеренный.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
«Прогнулись». Прогнуть тело — вдох. Вернуться в и. п. — выдох. Повторить пять раз; темп умеренный.
И. п. : сидя на кровати.
«Играем». Взять в руки правую стопу. Кулачком левой ру-ки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вер-нуться в и. п. То же проделать с левой стопой. Каждый ребе-нок выполняет упражнение в индивидуальном темпе.
«Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произ-несением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочередно постукивать по крыльям носа.
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 3
Забавные художники
(с элементами самомассажа)
Проводится в постели.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
«Готовимся рисовать». Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить пять раз.
«Рисуем головой». Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз. Каж-дый ребенок работает в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
«Рисуем глазами». Выполнить круговое движение глаза-ми. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить пять раз; Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
«Рисуем руками». Выполнить круговые движения правой рукой, затем левой. Повторить по пять раз каждой рукой. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе.
И. п. : лежа на спине, руки прямые перед грудью.
«Устали руки». Опустить обе руки, встряхнуть ими. Вер-нуться в и, п. Повторить четыре раза; темп умеренный.
И. п. : лежа на спине, руки к плечам.
«Рисуем локтями». 1-4 — круговые движения локтями вперед. 5-8 — круговые движения локтями назад. Повторить по пять раз в каждую сторону; темп умеренный.
И. п. : лежа на спине, руки на поясе.
«Рисуем ногами». Поднять правую ногу, согнутую в ко-лене. Нарисовать пять воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем уме-ренный. Указание, тянуть носочки.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
«Художники отдыхают». 1 – поворот туловища направо; 2 – вернуться в и. п. ; 3 – поворот туловища налево; 4 – вер-нуться в и. п. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.
«Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (4 раза).
Дыхательные упражнения:
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. : о. с. 1 — вдох, руки в стороны; 2 — выдох, наклон туловища вправо; 3 — вдох, вернуться в положение 1; 4 – выдох, вер-нуться в и. п. То же влево. Выполнить по 4 раза в каждую сторону.
«Одуванчик». И. п. : сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях и приподняты вверх. Выполнять паль-чиковую гимнастику «Пальчики здороваются» («мизинчик с мизинчиком.», затем произнести: «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоро-вее» — и, набрав носом воздух, подуть на кисти рук («оду-ванчик»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 4
Добрый день!
(с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики)
Проводится в постели.
Ручки, ножки, щечки, ушки
Очень любят потягушки.
Мы погладим их легонько
И проснемся потихоньку.
Где же, где же наши глазки?
Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой
И погладили немножко.
Глазки вверх мы поднимали,
Глазки вниз мы опускали
И моргали, и моргали.
Глазки, глазки, добрый день!
Просыпаться нам не лень!
Ушко правое ладошкой,
Ушко левое ладошкой
Все погладили, ребятки,
И подергали немножко?
Ушки, ушки, добрый день!
Просыпаться нам не лень!
Щечку правую ладошкой,
Щечку левую ладошкой
Все погладили, ребятки,
И похлопали немножко?
Щечки, щечки, добрый день!
Просыпаться нам не лень!
С ручкой правой поиграем,
С ручкой левой поиграем —
Пальчики соединяем,
А потом разъединяем.
Ручки, ручки, добрый день!
Бить в ладоши нам не лень!
Ножку правую ладошкой,
Ножку левую ладошкой
Все погладили, ребятки,
И потопали немножко?
Ножки, ножки, добрый день!
Дружно топать нам не лень!
Значит, будем просыпаться,
Умываться, одеваться!
Прикрывают ладошками глаза.
Гладят глаза.
Поднимают глаза вверх.
Опускают глаза вниз.
Моргают.
Гладят ладонью правое ухо.
Гладят ладонью левое ухо.
Слегка дергают себя за уши.
Гладят ладонью правую щеку.
Гладят ладонью левую щеку.
Слегка хлопают себя по щекам.
Соединяют пальцы обеих рук, начиная с большого. Затем разъединяют, начиная с большого.
Хлопают в ладоши.
Гладят ладонью правую ногу.
Гладят ладонью левую ногу.
Топают ногами, согнутыми в коленях, по кровати.
Тянут руки вверх.
Дыхательные упражнения:
«Прогулка в лес».
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — выдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам; 3 — вдох; 4 — выдох, вернуться в и. п.
Дети встают с кроватей.
«Вот нагнула елочка зеленые иголочки». И. п. : ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — выдох, наклон туловища вперед; 3 – вдох, вернуться в и. п. ; 4 — выдох.
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п. : о. с. ,1 — вдох, руки в стороны; 2 — выдох, наклон туловища вправо; 3 — вдох, вернуться в положение 1; 4 — выдох, вер-нуться в и. п. То же влево.
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 5
Мы проснулись
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Проводится в постели.
Солнца теплый лучик
Всех зовет вставать.
Чтоб проснуться лучше,
Можно поиграть.
Дети ложатся поверх одеял.
Гному сшили башмачки —
Пятки вместе, врозь носки,
Гном не стал сидеть на месте —
Пятки врозь, носочки вместе.
Гном друзей искал в дубраве —
Посмотрели влево, вправо.
В жмурки гном играл с ежом —
Закрыли глазки, отдохнем.
Гном собрал для птичек крошки
Громко хлопаем в ладошки.
Мышку спрятал гном от кошки —
Тихо полежим немножко.
Г ном вернул коту очки —
Сжали пальцы в кулачки.
Гном привел бельчонка к маме —
Кулачки теперь разжали.
Гном жуку принес калошки —
Тянем пальчики на ножках.
Прыгал гном по тучкам ватным
Топаем в своих кроватках.
Встретил гном сороконожку —
Побежали понарошку.
Гном уселся в мягкий мох —
Сделали глубокий вдох.
Вышел гном с губной гармошкой
Задержать дыханье сможем?
Ухал ночью гном с совой —
Выдыхаем всей гурьбой.
В гости гном собрал друзей —
Просыпаемся скорей.
Гном готовил чашки, ложки —
Тянем ручки, тянем ножки. Соединяют пятки, разводят носки в сто-роны.
Соединяют носки, пятки разводят в сто-роны.
Повороты головы влево, вправо.
Закрывают глаза.
Хлопают.
Тихо лежат.
Пальцы рук сжимают в кулаки.
Разжимают кулачки.
Тянут пальцы на ногах вперед.
Топают ногами.
Имитируют бег.
Делают глубокий вдох.
Задерживают дыхание.
Продолжительный выдох.
Потягиваются.
Дети встают с кроватей.
Дыхательные упражнения:
«Гуси». На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».
«Насос». Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с».
«Ежик». И. п. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Со-гнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить но-ги («ф-ф-ф»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 6
Спаси птенца
(с использованием метода снятия психоэмоционального напряжения, элементов пальчиковой гимнастики и дыха-тельной гимнастики)
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнат. Звучит спокойная музыка. Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове. Дети ложатся поверх одеял.
Воспитатель: Дети, представьте, что у вас в руках малень-кий беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Согрей-те свои руки (дети трут свои ладошки друг о друга до по-краснения и ощущения в них тепла). А сейчас вытяните руки ладонями вверх. Пусть птенец сядет вам на руки. Согрейте его - медленно, по одному пальчику сложите пальчики в ку-лаки, начиная с мизинчика, спрячьте в них маленького птен-ца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием (вдох — продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего серд-ца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети мед-ленно разжимают свои кулачки, начиная с большого пальца, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).
Дыхательное упражнение.
«Ворона». И. п. : о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
«Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на ширине плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос, на выдохе наклон туловища вперед с одно-временным опусканием рук и произнесением «ух!».
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 7
Готовимся к рисованию
(с использованием самомассажа рук)
Проводится в постели.
Все проснулись малыши?
Все открыли глазки?
Кисти ждут, карандаши,
Альбомы и раскраски.
Чтоб красиво рисовать,
Надо пальчики размять.
«С пробужденьем, ручки».
Ручки мы к груди поднимем,
Ну-ка, поиграем с ними.
Потрясём получше –
С пробужденьем, ручки!
«Моем руки».
Детки любят мыть ладошки
И без мыла, понарошку.
Если вместе их сложить,
Ручка ручку будет мыть.
«Вытираем насухо».
Ручкам надо умываться,
Полотенцем вытираться.
Им лениться не даем —
Сильно друг о дружку трем.
«Просыпайтесь, пальчики».
Сделаем подсолнухи,
Из ладошек солнышки.
Каждый пальчик тянем,
Пусть светлее станет! Поднять руки перед грудью и трясти в воз-духе кистями рук.
Дети имитируют мытье кистей рук.
Активно трут ладошки друг о друга до ощущения сильного тепла и покраснения.
Правой рукой вытягивать каждый пальчик, начиная с большого, на левой руке, затем на правой руке.
«Сильные пальчики». Соединить ладони вместе на уровне груди и, нажимая на кончики пальцев, отводить их вправо, то влево. Нажим повторить по два раза в каждую сторону.
«Неутомимые пальчики». Положение рук то же. Пальцы плотно прижаты друг к другу. Основания ладоней разводить в стороны. Повторить пять раз. Указание: пальцы друг от друга не отрывать.
«Посмотрите на нас». Положение рук то же. Попеременно отводить пальцы. Вначале все пять, потом четыре, три и т. д.
«Играем с ноготками». Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой. То же выполнить на другой руке.
«Моем всю руку». Ладошкой правой руки выполнять кру-говые движения на левой руке от кистей рук до плеча. От плеча вниз — поглаживание. То же выполнить на правой ру-ке. Повторить три раза на каждой руке.
«Устали руки». Потрясти перед грудью расслабленными кистями рук, постепенно поднимая их и отводя в стороны, вперед и опуская вниз. Повторить четыре раза.
«Руки отдыхают». Дети лежат на спине, руки вдоль туло-вища, расслаблены. Играет спокойная музыка. Дети отдыха-ют некоторое время.
Дети встают с кроватей.
Дыхательные упражнения.
«Погончики». И. п. : встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжать. Плечи в момент вдоха напрячь, руки вытя-нуть в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопы-рить. На выдохе вернуться в и. п. : кисти рук снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
«Снежинки». И. п. : о. с., руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох че-рез нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу», губы трубочкой («снежинки полетели»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 8
Какие мы красивые!
(с элементами дыхательной гимнастики
и самомассажа лица)
Было тихо в спальне,
Но ребятки встали.
Глазки открывайте,
И играть давайте.
Раздвигаем шторы,
Вот и полдник скоро!
Проводится сидя на кроватях. Играет музыка.
Воспитатель: Сейчас каждый себе сделает массаж лица, для того чтобы быть бодрыми. Все упражнения повторить 5-7 раз. (Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем)
Поглаживать щеки, крылья носа, лоб от центра к вискам.
Мягко постукивать кончиками пальцев по щекам, крыльям носа, лбу от центра к вискам, словно уплотняя кожу лица, чтобы она была упругой.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на пере-носицу.
Надавливать указательными пальцами обеих рук на сере-дину бровей.
Выполнить вращательные движения по часовой, затем про-тив часовой стрелки указательным пальцем правой руки на переносице.
Выполнить вращательные движения по часовой, затем про-тив часовой стрелки указательными пальцами обеих рук на бровях.
С усилием надавливать на изгиб бровей от переносицы к вискам.
Пощипывать брови от переносицы к вискам и обратно.
Мягко и нежно погладить закрытые глаза, надавливая их уголки.
Расчесывать реснички — закрыть глаза, пальцами обеих рук сверху вниз поглаживать по ресницам.
Надавливать на крылья носа, ведя указательные пальцы обеих рук от переносицы к носовым пазухам и обратно.
И. п. — сидя, руки за голову; попытаться запрокинуть го-лову, одновременно удерживая ее руками.
Соединить две ладони перед собой, представить, что на них лежит зеркальце. Посмотреться в него. Похвалить детей, ка-кие они стали красивые и румяные. Потом хорошо потянуть-ся и улыбнуться.
Дыхательные упражнения:
«Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по групповой комнате. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выпол-нить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
«Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляй правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на коле-но, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, го-лова приподнята («тигр ищет добычу»).
Ходьба по тропе «здоровья».
Комплекс № 9
В гостях у солнышка
(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)
Проводится сначала в постели, затем в групповой ком-нате.
Играет спокойная музыка. Воспитатель подходит к каждо-му ребенку, гладит его по голове.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне. А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко.
Игра «Солнечный зайчик».
Солнечный зайчик заглянул вам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте Зайчика ладо-нями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть.
Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, ру-ках, ногах. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он просто любит ласкать вас, а вы погладь-те его и подружитесь с ним.
Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.
Дети встают с кроватей.
«Улыбнись солнышку». И. п. : стоя, ноги слегка расстав-лены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.
«Играем с солнышком». И. п. : сидя, ноги согнуты в коле-нях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, пере-ступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помо-гать.
«Играем с солнечными лучами». И. п. : сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлоп-нуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп быстрый. Указание, ноги в коленях не сгибать.
«Отдыхаем на солнышке». И. п. : лежа на спине, ноги со-гнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по 3 раза в каждую сторону; темп умерен-ный.
Ходьба по оздоровительной дорожке.
Дыхательные упражнения.
«Ворона». И. п. : о. с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
«Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на ширине плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос, на выдохе наклон туловища вперед с одно-временным опусканием рук и произнесением «ух!».
Проводятся закаливающие процедуры.