Вера Зименкова
Комплексный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые писатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребенка.
Публикация «Комплексный проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Наши любимые писатели“» размещена в разделах
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, она увлекает и развлекает, учит плакать и смеяться, развивает мышление и расширяет горизонты нашего мира. Прочитанная в детстве книга оставляет наиболее глубокий след в сознании, нежели книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Произведения, прочитанные ребенку, входят в жизнь с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства и остаются с ним на всю жизнь. Начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Трудно переоценить значение литературы в развитии ребенка. Она способствует расширению кругозора, познания об окружающем мире, формирует представления о прекрасном, способствует усвоить образцы поведения, воплощенные в образах героев. Книга развивает фантазию и учит мыслить. В процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, формируется чувство патриотизма.
Паспорт проекта
Цель проекта : Ознакомление детей с русскими писателями и их произведениями в целях нравственного воспитания.
Задачи:
1. Развивать у детей любознательность, творческое воображение, память;
2. Продолжать знакомить детей с творчеством детских писателей России;
3. Научить оценивать поступки героев, анализировать произведения;
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
6. Воспитывать нравственные качества.
Вид проекта : информационный, творческий, познавательный.
Продолжительность: Среднесрочный (декабрь-июнь,
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Методы и формы работы:
- познавательные сообщения педагога о писателях России «Знаете ли вы?»;
- «Литературная гостиная»
- «В этот вечер у нас…»;
- «Ожившие страницы» (просмотр мультфильмов по мотивам произведений писателей России);
- «Музыкальная гостиная» (знакомство с музыкальными произведениями, имеющими в основе авторские произведения).
Ожидаемые результаты:
1. Создание альбома «Мой любимый герой»
2. Создание книжки совместно с родителями «Моя сказка»
3. Фотовыставка «Я и моя любимая книга»
4. Презентация проекта.
Этапы работы над проектом :
I. Поисковый этап
• Определение темы проекта, постановка цели и задач
• Изучение литературы по проектной деятельности.
• Подготовка методической литературы
II. Аналитический этап
• Введение в проблему: Модель трех вопросов (Что мы знаем о писателях, представленных на выставке? Что хотим узнать? Как узнать)
• Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий
• Составления конспектов ООД, сценариев и развлечений
• Создание презентаций
Сотрудничество с родителями:
• Помощь в подборе библиотеки;
• Проведение акции «Подари книгу в группу»;
• Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, буклетов, рекомендаций по теме проекта;
• Изготовление книжки совместно с ребенком «Моя любимая книга»
III. Практический этап.
Комплексно - тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач.
Перспективный план реализации проекта
Ф. И. О. автора Дата проведения Практическая деятельность с детьми
С. Я. Маршак 20.12.2021 -21.01.2022г 1. Беседа с использованием презентации «Знакомство с С. Я. Маршаком»; ООД «В гостях у писателя С. Я. Маршака»; ООД «Литературная викторина по сказкам С. Я. Маршака»
2. Чтение произведений: «Кошкин дом» (отрывки) - чтение в лицах; «Перчатки» ;«Откуда стол пришел?» ; «Двенадцать месяцев»; «Почта»; Рассказ о неизвестном герое.
3. Прослушивание произведений
4. Разучивание понравившихся отрывков
5. Новогодний праздник по сказке С. Маршака «12 месяцев»
Э. Н. Успенский 24.01.2022г -18.02.2022г 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у писателя Э. Успенского»; ООД «Посылка от друзей»;
2. Чтение отрывков произведений: "Крокодил Гена и его друзья";
"Дядя Федор, кот и пес" ; «Вниз по волшебной реке»; «Вера и Анфиса»
3. Конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».
4. Совместное просматривание мультфильмов с детьми
К. И. Чуковский 21.02.2022г. -
11.03.2022г 1. Беседа с использованием презентации «В гостях у Корнея Чуковского»;
ООД «Творчество Корнея Ивановича Чуковского для детей»; 2. Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К. И. Чуковского”
3. Чтение произведений: Сказки:«Тараканище»; «Муха-Цокотуха»
«Краденое солнце»; «Федорино горе»;
«Муркина книга»; «Доктор Айболит»; «Цыпленок»
Стихи: «Чудо-дерево»; «Путаница»; «Закалялка»; «Бебека»; «Храбрецы»; «Котауси и Мауси»; 4. Практическая мастерская: “Посуда бабушки Федоры”
5. Праздник-развлечение посвященный международному женскому дню «Муха-Цокотуха»
Е. И. Чарушин 14.03.2022-31.03.2022 1. Беседа с использованием презентации «Жизнь и творчество Евгения Чарушина»; ООД «Лесные сказки»
2. Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций:
- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».
- «Волчонок», «Зайчата».
- «Волк», «Кот-охотник», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».
рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении.
3. Пересказ произведений по опорным схемам.
4. Слушание «Голоса леса»
В. Г. Сутеев 04.04.2022-22.04.2022 1. Беседа с использованием презентации «Детский художник – писатель Владимир Сутеев»; ООД «Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева»
2. Чтение произведений: «Разные колёса»; «Яблоко»; Мешок; «Мышонок и карандаш»; «Палочка-выручалочка»; «Дядя Миша»
3. Просмотр мультфильмов по его сценариям.
4. Беседа о прочитанных произведениях (по книгам, принесенным из дома).
5. Совместные работы для художественной галереи.
А. Л. Барто 25.04.2022-13.05.2022 1. Беседа с использованием презентации – «Знакомство с биографией А. Барто»; ООД «Замечательные стихи великой поэтессы»
2. Вспомнить с детьми стихи А. Барто «Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка», «Кораблик» и т. д.
3. Познакомить с новыми произведениями «Помощница», «Девочка - ревушка», «Девочка - чумазая», «Первый урок».
4. Разучивание стихотворений по желанию.
5. Литературная гостиная по стихотворениям А. Барто.
В. А. Осеева 16.05.2022-31.05.2022 1. Беседа с использованием презентации «Открывая книгу, открываем мир!»; ООД «Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
2. Чтение произведений: «Добрая хозяюшка»; «Кто всех глупее?»; «Плохо»; «До первого дождя»; «Печенье»; «Волшебное слово», «Девочка с куклой»; «Весенний дождик»; «Волшебная иголочка» (сказка); «Волшебное слово» и др.
3. Совместные работы для художественной галереи
4. Совместное просматривание мультфильмов с детьми
А. С. Пушкин 01.06.2022-10.06.2022 1. Беседа с использованием презентации «А. С. Пушкин – великий русский поэт»; ООД «Путешествие по сказкам Пушкина»
2. Просмотр мультипликационных фильмов
3. Чтение литературных произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»
4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
5. Литературно-музыкальная гостиная «Пушкиниана».
6. Конструирование из песка по сказке «Сказка о золотом петушке»
Социально – коммуникативное развитие :
• Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека. В гостях у писателя»
• Сюжетно-ролевая игра «Семья. Сказки на ночь. Мы читаем с мамой»
Дидактические игры
• «Собираем сказку»
• «Литературное лото»
• «Волшебные предметы»
• «Волшебный сундучок»
• «Писатели и книги»
IV. Контрольный этап
1. Создание альбома «Мой любимый герой»
2. Создание книжки совместно с родителями «Моя любимая книга»
3. Фотовыставка «Я и моя любимая книга»
4. Презентация проекта.
Результативность проекта :
В результате реализации нашего проекта дети познакомились не только с творчеством, но и с биографией многих русских писателей. Они научились слушать, понимать смысл и анализировать художественные произведения (поступки героев, видеть их положительный или отрицательный образ). Стали внимательнее относиться друг другу, научились оказывать поддержку и помогать своим товарищам, проявлять заботу о близких. В процессе реализации проекта, у детей наблюдался неподдельный интерес к биографии и творчеству писателей.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей : активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи.
Родители наших воспитанников с удовольствием участвовали в реализации проекта, помогали в подборе библиотеки, создании замечательных книг совместно с детьми, подборе иллюстраций к уже прочитанным произведениям, создании и приобретении атрибутов для театрализованной деятельности, читали дома произведения и просматривали научно-популярные телепередачи о жизни и творчестве писателей, смотрели совместно с детьми и мультфильмы, созданные по тем или иным произведениям, так же провели акцию «Подари книгу в группу», благодаря чему, библиотека нашей группы пополнилась интересными и удивительными книгами, написанными выдающимися литераторами.
Увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов способствовало развитию интереса к книге и окружающему миру у детей.
Планомерная и совместная работа педагогов и родителей по данному проекту, дали положительные результаты и стали основой для дальнейшей работы по нравственному воспитанию.
Использованная литература:
1. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет : методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2011. – 256 с. – (Радуга).
2. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: методические рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик, Е. В. Глушкова, И. Г. Галянт и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012. – 178 с. : ил. – (Радуга). – С. 102-111.
3. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: методические рекомендации для воспитателей / И. Г. Галянт, Е. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. ; науч. ред. Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Радуга). – С. 36-67.
4. Путешествие по миру: энциклопедия для детей 5-7 лет / Л. В. Филиппова, Ю. В. Филиппов, А. М. Фирсова и др. – М. : Просвещение, 2013. – 71 с. : ил.
5. Соловьева, Е. В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду: методическое пособие для воспитателей / Е. В. Соловьева, Л. В. Редько. – М. : Просвещение, 2014. – 80 с. – (Радуга). – С. 42-54.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
7. Ушакова О. С., Гарвиш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.
8. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаевича, М. : Просвещение, 1984. - 240с.
9. Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб. : АНО ОЦ «Гелиос», 2009