Татьяна Медведева
Конспект ОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная,
познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цель: - закрепить и систематизировать знания по разделу программы
«Развитие речи».Задачи:
Образовательные: формировать умения образовывать относительные прилагательные, формировать умения подбирать слова – родственники, составлять ложные слова из двух простых слов. Формировать и расширять понятие «Школы». Обогащать и активизировать словарный запас. Формировать умения подбирать прилагательные, слова антонимы к заданному слову. Совершенствовать умение выделять начальный звук из состава слов и по ним составлять слова.
Развивающие: развивать восприятие, координацию речи с движением. Развивать грамматический строй речи, внимание, воображение, физиологическое дыхание. Развивать сенсорные и кинестетические ощущения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, инициативности,
Оборудование: музыкальное сопровождение
шкатулка, конверт с письмом, ключ, 3 монеты, буквы из магнитной азбуки, листья,
букварь, 3 дороги, (Картинки – Помидор, автобус,
ракета, конфета). (Картинки-санки-арбуз-дыня). (Картинки – сом, кот, винт, ель, рак). Демонстрационные картинки - ПАРК,САД, СКВЕР.
Содержание организованной деятельности детей: (дети проходят и встают полукругом)
Воспитатель: Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю тебе «привет»!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром пришла в детский сад, обнаружила этот сундучок и письмо, которое решила открыть вместе с вами.
Воспитатель: А хотите узнать, что написано в письме?
Давайте откроем письмо и прочитаем.
Воспитатель открывает письмо и читает «Дорогие дети, я царица Знаний. Я ищу детей, которые любят и хотят получать знания. Ребята, а вы хотите получать знания? (читаем дальше)
…Но чтобы попасть в страну Знаний и открыть сундучок вы должны будете пройти испытания. За каждое пройденное испытание, вы получите золотые монетки. Собрав все монетки получите ключик от сундука. И только тогда узнаете, что хранится в сундучке. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Царица Знаний!»
Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы пройти испытания и узнать, что же спрятано в сундучке?
Вы любите путешествовать?
Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:
Все вместе: Ждут нас трудности в пути,
Не боимся, их пройти.
Выполним заданья все
И окажемся в стране.
Где веселье, шутки, смех,
Ждёт нас там большой успех.
Ждут нас знания друзья,
Нам скучать никак нельзя.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, откуда получаем Знания?
Дети: Из книг, энциклопедии, интернета (компьютера, заданий, из познавательных фильмов, от взрослых. А теперь. Пройдите за столы и из данных букв надо собрать слово. А теперь отгадай те загадку:
Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)
Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и
кинестетических ощущений, для профилактики и коррекции дислексии и
дисграфии.) На столе буквы из магнитной азбуки КНИГА.
Надо командой собрать слово.
Воспитатель: Что у вас получилось? КНИГА. Молодцы! Вы угадали. Да, действительно в стране Знаний царствует КНИГА.
Действительно важный помощник в получении ЗНАНИЙ это книга.
А вы знаете, какие книги бывают?
Дети: Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная,
интересная, сказочная, научная
Воспитатель: Молодцы! Много придумали слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу.
Посмотрите, книга дает нам подсказку, надо идти по трем дорогам, чтобы найти монеты.
Отправляемся в путь. (Дети присаживаются на стульчики)
Логопед: Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.
Давайте узнаем, куда ведет первая дорога. Надо найти картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и расставить вдоль первой верхней дороги, а так же определить первый звук и написать на доске. А потом собрать нужное слово.
Кто знает, поднимаем руки.
Дети определяют, что это первая дорога. (Картинки – Помидор, автобус,
ракета, конфета). Дети на мольберте пишут буквы по очереди.
Ребята, надо расставить буквы так, чтобы получилось слово.
Какое слово у вас получилось?
Дети: ПАРК (Повесить картинку на мольберт)
Логопед: Представьте себе, что мы оказались в парке.
Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.
(Воспитатель рассыпает на пол осенние листочки)
Логопед. В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие?
Дети. Осины, ивы, дубы, клены, березы, рябины, липы, тополя, вязы.
Логопед. С каких деревьев листочки?
Дети: Осиновый, березовый, дубовый… и т. д.
Звучит музыка Чайковского «Осень»
Упражнение «Сдуй листочек»- формирование воздушной струи
Логопед: Ребята, соберите листочки и давайте сдуем их с ладошки и
представим себе, что мы гуляем по осеннему парку, солнышко светит нам в лицо и последними теплыми лучами играет на наших щечках. (звучит музыка, дети «гуляют по парку»). Воспитатель: Ребята, сделайте круг и на 1,2,3 листочки побрасываем вверх.
Как называется явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Это сложное слово, оно состоит из двух простых – лист и падает.
А когда появляется листопад?
Дети: Осенью
Погода сегодня хорошая, давайте поиграем
Игра с мячом «Сложные слова»- активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление
Воспитатель: Я называю словосочетания, а вы мне должны назвать это одним словом:
- вода падает - Водопад.
– звёзды падают - Звездопад.
– лёд ходит по реке - Ледоход.
– пыль сосёт - Пылесос.
– мясо рубит - Мясорубка.
- Судно, для прохода сквозь льды? - Ледокол
- Кто ловит рыбу? – Рыболов
- Кто разводит пчел? – Пчеловод
- Кто разводит сады? (Садовод)
Соберите слово:
«Снег» и «ходит» (Снегоход)
Пешком» и «ходит» (Пешеход)
«Сам» и «летает» (Самолёт)
Воспитатель: Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка.
Воспитатель: Пора отправляться дальше по дороге (идем по кругу)
Тропинка, тропинка
Ты нас проведи
Пойдем за тобой
А ты впереди (Движение и речь, руки колени)
(Садятся на стульчики)
Надо выбрать картинки, названия которых состоят из 2-х слогов и расставить вдоль второй дороги, а так же определить первый звук и написать на доске. А потом собрать нужное слово. Поднимаем руки
Дети определяют, вторую дорогу и картинки раскладывают вдоль дороги. Картинки-санки-арбуз-дыня.
Что получилось?
Дети: САД (повесить картинку на мольберт)
Логопед: Пальчиковая «Осень»
Разбросала осень листья (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдем («Шагают» пальцами обеих рук)
Букет листьев соберем (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)
Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз (спрыгнуть со стульчика)
Воспитатель: А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот»-развитие слухового внимания, чувство рифмы, подбор антонимов
Дети хором договаривают предложения.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко)
Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол)
Скажу я слово потерял, ответишь ты (нашел)
Старый (новый)
Громко (тихо)
Уронил (поднял)
Весело (грустно)
Вверх (вниз)
Узкий (широкий)
Длинный (короткий)
Теперь начало я скажу, ответишь ты (конец) .
Воспитатеь: Смотрите, а вот и вторая монетка.
Логопед: Давайте узнаем, куда ведет следующая дорога. Надо найти картинки, названия которых состоят из 1-го слога и расставить вдоль третьей дороги, а так же определить первый звук и написать на доске. А потом составить нужное слово.
Дети определяют, дорогу и раскладывают картинки вдоль третей дороги. (Картинки – сом, кот, винт, ель, рак).
Какое слово у вас получилось?
Дети: Сквер
Логопед: Ребята, а вы знаете что такое сквер? (ответы детей)
Сквер-это благоустроенная и озелененная территория, для кратковременного отдыха пешеходов, включает дорожки, площадки, газоны, цветники.
Логопед: Игра «Доскажи словечко»
Ребята, чтобы нам получить монетку вам нужно ответить на секретные вопросы. Слушайте внимательно, и когда я остановлюсь, доскажите словечко.
1. Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок,
Он в иголках острых сплошь
Потому что это….(Еж)
2. Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это (ЗАЙКА)
3. Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это (ЛИСА)
4. Пушистый хвост торчит с верхушки
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко
Ну, конечно это (БЕЛКА)
5. В чаще ходит зверь рогатый
Все зовут его «сохатый»
Так давно уж повелось,
В темной чаще бродит (ЛОСЬ)
Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите к столам, на столе картинки. Мы будем играть в игру «Четвертый лишний», надо карандашом зачеркнуть лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Лиса, медведь, заяц, птица.
Лось, белка, кабан, кошка.
Божья коровка, волк, олень, медведь.
Воспитатель: Мы нашли третью монетку и Царица Знаний вернула ключ.
Воспитатель: Открываем сундучок с угощениями.
Рефлексия: Воспитатель Понравилось ли путешествие в стране Знаний?
Что больше всего понравилось?
Логопед: А трудности были?
Что узнали нового?