Татьяна Воронина
Мастер-класс для педагогов «Использование социо-игрового подхода в ООД со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс
«Использование социо- игрового подхода в организации непосредственной коррекционно- образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
1. Презентация опыта (обоснованность).«Уважаемые коллеги, я хочу представить вашему вниманию Социо- игровую технологию, как одно из средств поддержки и развития детской инициативы.
Социо – игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. (Авторы Е. Е. Шулешко, В. М. Букатов и А. П. Ершова)
Принципы социо – игровой педагогики:
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
• Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.»
2. Как и где применяется. «Это не так уж сложно, если знать правила СИТ, которые разработал Букатов В. М.
1 правило: Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – Социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Развитие происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.
6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.»
«В самом начале вам предстоит познакомить детей с правилами организации этих игр. А детям понадобится некоторое время, чтобы их принять. Могут быть такие ситуации, когда дети забывают инструкцию, не соблюдают группы, игнорируют общую цель группы.
Начинать следует с фрагментарного использования подобных игр, как часть ООД. совместной деятельности. Потом игра станет единым сюжетом вашей с детьми деятельности.»
«Обратимся непосредственно к ООД.
Если мы знакомимся со звуками и развиваем фонематические процессы, то в зависимости от периода применяются и отдельные игры, и игровые сценарии.
Тогда отправляемся с детьми в гости к разным героям, путешествуем на бабушкин двор, в Африку с Айболитом, проводим расследования.
В работе с лексико- грамматическими категориями помогают сюжетно- ролевые игры («Открытие магазина одежды», придумывание сказок («Приключения автомобильчика», изготовление памяток для родителей при знакомстве со словом, предложением, предлогами.
Чтобы облегчить составление рассказов, дети изготавливают макеты, газеты, коллажи, которые становятся для детей своеобразными схемами, планами высказывания.»
3. Имитационная игра со зрителями.
Со слушателями организуется игра «Волшебная палочка», предварительно делятся на тройки по слову (опора на расчет по порядку) – предлагаю назвать дни недели и объединиться в компании. Каждая компания получает задание: «Назовите, как можно больше предметов, находящихся в зале, которые в своем названии содержат звук [к]».
Достает «волшебная палочка», которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и имеет в своем названии звук [к].
Анализ игры. Первая тройка легко называют: потолок, окно, а второй тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец слово найдено – доска, карандаш. Это подбадривает следующие тройки, которые тут же находят подоконник, стекло, коробка и т. д. Опять заминка. В это время совещаются все. Все ищут, что ещ не было названо, и таких предметов находится все больше и больше. И у детей огромное желание продолжать игру. Подобное задание хорошо активизирует опыт ребенка, развивают навыки фонематического анализа и синтеза.
Игра «Буква – хоровод»
2 команды. «Глухие и звонкие согласные звуки» (подготовительная группа)
Результаты:
- создание условий для развития способности различать звонкие и глухие звуки;
- припоминание образов букв, соответствующих звукам;
- развитие пространственного воображения, процессов мышления в ходе «выписывания буквы»;
- слаженность действий, командный дух;
-самостоятельность в принятии решений;
- межличностное взаимодействие.
4. Моделирование. Педагоги разрабатывают сценарии игр, проводят рефлексию.
«Практически любую игру можно организовать с точки зрения социо – игрового подхода»
Примеры игр для педагогов
«Посчитай - не ошибись»
Дано традиционное описание игры: педагог задает цепочку звуков, дети слушают и определяют, сколько было названо гласных звуков. Затем столько же раз хлопают в ладоши.
«Ученики» проигрывают ее с точки зрения социо – игрового подхода: разделиться на 2 группы. 1 вариант: Педагог задает цепочку слогов. Одна группа слушает и выполняет, другая - контролирует. 2 вариант: Одна группа задает цепочку слогов, другая выполняет. А затем меняются местами.
Рефлексия: Что было тяжелее всего? Какие трудности могут возникнуть при организации? Какой вариант интереснее? Какие принципы данной технологии соблюдены?
«Посели картинки в домик»
Традиционный вариант: даны картинки на парные звуки по мягкости – твердости. На доске закреплены 2 домика и картинки. Дети по очереди подходят, выбирают картинку и ставят её в домик.
Изменения: Разделиться на две группы. У каждой группы набор картинок. Одна группа выбирает картинки с твердым звуком, другая с мягким. Как только картинки отобраны, их закрепляют в домиках. Далее проводится анализ качества выполнения задания. Кто быстрее и точнее, тот выиграл.
Рефлексия: Какой вариант интереснее? Почему? Что вызывает затруднения?
Выводы: Подобные варианты игр могут способствовать возникновению у детей необыкновенного интереса к овладению звуковым анализом слова, а приобретаемые знания и навыки будут прочно усвоены.
«Подари солнцу лучик»
Выводы: Каждый ребенок получает знание: кто-то в большей степени, кто- то в меньшей.
Отсроченный результат – это тоже результат (сегодня не успел сказать больше другого, завтра буду расторопнее).
5. Рефлексия.
1) Строя работу подобным образом я тоже столкнулась с проблемой деления на группы: сначала дети по договору на группы делятся с трудом.
2) Детям тяжело выбирать лидера, работать в коллективе. Сначала каждый сам за себя.
3) Но вместе с тем повышается интерес ребенка к совместной деятельности. Повышается мотивация к достижению правильного результата.
4) Благодаря развивающемуся дружелюбию, вниманию детей друг к другу, открытости, свободы в деятельности уже на начальном этапе организации коррекционного процесса к минимуму сводятся детская раздражительность, неуверенность, настороженность, агрессивность, повышается самооценка ребенка, появляется уверенность в собственных силах. Что, безусловно, положительно влияет на формирование и развитие речи дошкольников.
5) У ребенка появляется желание вступить в общении, потребность говорить, т. е. стимулируются естественные коммуникативные мотивы. Учебный процесс развития речи максимально приближается к условиям реального общения. Это позволяет сократить сроки коррекционной работы.
6) Необходимо также отметить, что введение поставленных звуков в речь происходит с меньшими затратами детских усилий.
Таким образом, дальнейшая работа в данном направлении видится мне целесообразной.
Хочу вас поблагодарить за совместную работу. Думаю, у нас все получилось. Надеюсь, что этот опыт был вам интересен.