Елена Лукьянова
Комплексный подход в организации работы по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
Публикация «Комплексный подход в организации работы по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно она оказывает наиболее значимое влияние на становление психологических новообразований, перестройку основных психических процессов, особенностей личности ребёнка в целом. Усваивая способы действия с предметами, ребёнок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности; у него развивается восприятие, память, внимание, речь, начинают складываться элементарные формы мышления, происходит становление различных видов деятельности. С предметным миром ребёнок знакомится на протяжении всего периода раннего детства, потому что потребность в познании свойств и качеств окружающих предметов является одной из главных потребностей ребёнка раннего возраста!
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
развитие наглядно-действенного мышления,
развитие познавательной активности;
формирование орудийных действий;
формирование целенаправленности действий.
Наглядно-действенное мышление.
Малыши с раннего возраста познают окружающий мир в основном руками, то есть наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления необходимы игрушки, предусматривающие использование нескольких однородных предметов разного размера и форм. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К ним относятся:
пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;
вкладыши разной формы и размера;
матрёшки 3-4 местные;
крупные пазлы и мозаика;
крупные кубики;
шнурки и бусины для нанизывания;
желобки и шарик для скатывания.
Орудийные действия.
Возраст от года до трёх лет является периодом интенсивного усвоения способов действий с предметами. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Ребёнок учится держать и пользоваться ложкой, чашкой, расчёской, карандашами и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу.
Познавательная активность.
Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для этого требуются игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, а также элемент сюрприза. Это могут быть:
коробочки с секретом, детские музыкальные центры;
механические игрушки, клавишные игрушки;
материалы для игр с водой и песком, формочки, совочки и др.
Развитие целеустремлённости.
Целеустремлённость и настойчивость ребёнка проявляется в простых действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят игрушки:
фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта: собачки, ёлочки;
пособия, предполагающие изображения из нескольких частей (кубики, разрезанные картинки);
бусы для нанизывания;
шнурки и застёжки.
Целенаправленное обучение положительно сказывается не только на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, но и на развитие связной речи, появлении предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепке, конструирование, самостоятельности в быту.