Софронова Светлана
Комплексные занятия для детей 4–5 лет «Развитие познавательных процессов»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1
Тема «Огород. Овощи»
Задачи: учить детей определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, внимание, речь; формировать умение понимать схематическое изображение позы человека, создавать новые образы на основе образа – схемы; воспитывать уважение к сверстникам, интерес к совместной деятельности.
1. «Что изображено на картинке?»
Цель: развитие восприятия, концентрации внимания.
Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.
Публикация «Комплексные занятия для детей 4–5 лет „Развитие познавательных процессов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Взрослый предлагает детям сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: развитие осязательной памяти.
Оборудование: мешочек, овощи 6 - 8 штук.
У педагога в «чудесном» мешочке лежат овощи. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет овощи обратно и предлагает детям назвать увиденные овощи.
3. «Замри»
Цель: развитие схематического мышления.
Оборудование: 10 карт (20х30). На каждой карточке схематически изображен человечек, работающий в огороде, например, копает землю, удаляет сорняки и т. п.
Дети свободно передвигаются по кабинету, по сигналу взрослого: «Раз, два, три, замри» надо остановиться, замерев в той позе, которая изображена на карточке. Те, кто принял неправильную позу, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз с новыми карточками.
4. «На что похоже?»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: 5 - 6 карточек с различными фигурами.
Педагог показывает детям карточку с фигуркой. Они придумывают, на какой овощ эта фигура похожа.
Занятие №2
Тема «Сад. Фрукты»
Задачи: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие, зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление; воспитывать активность, усидчивость.
1. «Раскрась картинку»
Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины.
Оборудование: картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.
Педагог предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.
2. «Запомни, какого цвета предмет»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинка с изображением фруктов.
Детям предлагается запомнить фрукты и их цвет. Затем ответить на вопросы педагога.
3. «Загадки и отгадки»
Цель: развитие наглядно – образного мышления, речи.
Оборудование: 6 загадок о фруктах, соответствующие картинки или муляжи фруктов.
Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.
4. «Волшебная мозаика»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Оборудование: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур на каждого ребенка.
Взрослый предлагает выложить из геометрических фигур интересную картинку (по теме занятия).
Занятие №3
Тема «Золотая осень»
Задачи: учить детей пользоваться заместителями; уметь соотносить картинка с определенными знаками; развивать умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.
1. «Разрезная картинка»
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: набор, состоящий из двух картинок «Золотая осень» (одна - целая, используется как образец; вторая - разрезана на 4 части по горизонтали и вертикали). Количество наборов определяется количеством детей.
Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.
2. «Запомни стихотворение»
Цель: развитие слуховой и образной памяти.
Оборудование: стихотворение М. Ходяковой «Еще раз про осень», картинки по содержанию.
Детям предлагается послушать и запомнить стихотворение. Чтение каждой строчки сопровождается показом соответствующей картинки.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года осенью зовется.
Рассказать стихотворение с опорой на картинки 2 раза, затем – без зрительной опоры.
3. «Зверюшки на дорожках»
Цель: развитие схематического мышления.
Оборудование: набор, состоящий из: 10 картинок (размер 4х4) с изображением животных: 2 волка, 2 лисы, 2 зайца, 2 медведя и 2 лося. Полоска бумаги с различными значками: треугольник, квадрат, круг, овал, плюс. На каждой полоске 10 значков – 2 треугольника, 2 квадрата, 2 овала, 2 круга, 2 треугольника в различной последовательности. Полоска – образец с изображением животных и соответствующих значков: лиса – круг, заяц – треугольник, волк – плюс, лось – овал, медведь – квадрат. Количество наборов рассчитывается по количеству детей.
Педагог предлагает все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками с изображениями животных. Можно использовать элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет все картинки. Проверять правильность выполнения должны сами дети друг у друга.
4. «Что такое?»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: лист бумаги с нарисованными кругами (6 штук, цветные карандаши.
Детям предлагается «оживить» круги на тему «Золотая осень».
Занятие №4
Тема: «Деревья»
Задачи: учить запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать знания, создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать доброжелательность.
1. «Игра с листочками»
Цель: развитие восприятия, внимания.
Оборудование: 10 листьев, различающихся по длине, форме, размеру.
Предложить детям среди этих листьев найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.
2. «Осенние листья»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинка с изображением листьев (вверху образец, под ним 3 ряда листьев по 3 штуки в каждом).
Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.
3. «Кто за каким деревом прячется?»
Цель: развитие внимания, образного мышления.
Оборудование: картинки – лабиринты.
Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными деревьями и детьми. Он должен с помощью указки проследить, кто из детей за каким деревом спрячется, определить его название.
4. «Нарисуй картинку»
Цель: развитие воображения и мелкой моторики.
Оборудование: комплект счетных палочек на каждого ребенка.
Дети с помощью счетных палочек «нарисовать» знакомые деревья.
Занятие №5
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Задачи: учить запоминать узор и изображать его на бумаге; развивать мелкую моторику, восприятие формы и величины, концентрацию внимания; формировать связную речь, образное мышление; воспитывать отзывчивость, аккуратность.
1. «Найди каждому листочку свое место»
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый, справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством листочков (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с листьями различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством листочков (от 1 до 3).
Дети должны разместить картинку с листочками в соответствующий «домик» : заданного цвета, с определенным количеством листочков.
2. «Нарисуй узор по памяти»
Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики
Оборудование: лист бумаги в крупную клетку, простой карандаш – на каждого ребенка.
Педагог показывает детям на доске образец узора, составленный из пяти растений, растущих в лесу, который они должны запомнить в течение 15-20 секунд, а затем нарисовать на листе.
3. «Кто что собрал в лесу?»
Цель: развитие мышления, внимания.
Оборудование: картинка – лабиринт.
Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными детьми, грибами и лесными ягодами. Он должен определить с помощью указки кто из детей, что собрал в лесу.
4. «Закончи рассказ»
Цель: развитие творческого воображения, связной речи.
Детям предлагается закончить рассказ: «Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину грибов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. «Давай поставим корзинку на пенечек, а сами соберем цветы для мамы»,- говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая.
Бежал мимо ежик, увидел корзинку с грибами и думает…
Занятие №6
Тема «Одежда»
Задачи: продолжать учить детей создавать новые образы предметов; развивать целостность восприятия, концентрацию внимания, образную память, речь; формировать схематическое мышление, графические навыки и мелкую мускулатуру; воспитывать отзывчивость, опрятность.
1. «Разрезная картинка»
Описание см. в занятии №3 (картинка подбирается по теме «Одежда»).
2. «Кто как одет?»
Цель: развитие зрительной памяти
Оборудование: картинка (или фото) с изображениями четырех детей, одетых в соответствии с четырьмя временными года.
Педагог предлагает детям посмотреть на картинку (20 – 25 секунд) и запомнить, кто как одет. Затем просит детей описать одежду изображенных детей, задавая уточняющие вопросы.
3. «Найди пару»
Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.
Оборудование: картинка с изображением трех пар различных по окраске варежек.
Дети должны подобрать пару каждой варежке.
4. «Поможем художнику»
Цель: развитие воображения, мелкой мускулатуры рук.
Оборудование: цветные карандаши, листы с недорисованными предметами одежды человека.
Дети должны дорисовывать незаконченный образец, чтобы получился знакомый предмет гардероба.
Занятие № 7
Тема «Посуда»
Задачи: учить детей операции классификации, размещению предметов в соответствии с расположением их заместителей; развивать объем памяти, логическое запоминание, избирательность внимания, умение сравнивать предметы, воображение, графические навыки; воспитывать опрятность, аккуратность, бережливость.
1. «Расставь чашки»
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: набор, состоящий из: карточки с четырьмя нарисованными полками и 16 предметных картинок (четыре больших и четыре маленьких чашек разного цвета, четыре красные чашки и четыре синие чашки одного размера). Количество наборов рассчитывается по количеству детей.
Дети должны расставить чашки на стеллаже из 4-х полок (по величине, цвету).
2. «Что лежало на столе?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинка с изображением 10 предметов, лежащих на столе.
Педагог предлагает внимательно (в течение 10 секунд) посмотреть на картинку и запомнить все, что на ней нарисовано. Картинка убирается, дети по памяти рассказывают о предметах, лежащих на столе.
3. «Найди одинаковые тарелки»
Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.
Оборудование: каждому ребенку раздается лист бумаги, на котором изображены 5 пар тарелок с различными узорами (5 вверху и 5 внизу).
Дети должны соединить тарелки с одинаковым узором.
4. «Дорисуй!»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Оборудование: листы с изображением посуды с недорисованными элементами.
Детям предлагается дорисовать элементы, чтобы получились картинки с изображением посуды.
Занятие №8
Тема: «Игрушки»
Задачи: учить детей обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно – следственные связи, связную речь, наблюдательность, слуховую память; формировать воображение детей, умение представлять себе предметы по их схематическим изображениям; воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательность.
1. «Гномы с мешочками»
Цель: развитие восприятия
Оборудование: 1) три вырезанных из бумаги или нарисованных гнома; 2) три небольших мешочка, наполненных песком, крупой или бусинками: один мешочек полный, второй – заполнен на 2/3, третий – на 1/3; 3) три бумажных полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.
Педагог рассказывает о том, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести. Узнать, какой мешочек у каждого гнома по полоске (самая длинная полоска – тяжелый мешочек, средняя – средней тяжести и т. п.)
Далее дети играют с гномами: взрослый раскладывает перед гномами полоски, а дети должны в соответствии с полосками разместить перед гномами мешочки. Затем взрослый меняет полоски местами и просит следующего ребенка поиграть с гномами.
Игру можно усложнить, увеличив количество гномов до 4-5 и количество полосок и мешочков.
2. «Повторяй друг за другом»
Цель: развитие слуховой памяти.
Первый играющий или взрослый называет слово по теме «Игрушки», второй повторяет его названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку слова и добавляет к ним свое слово и т. д.
3. «Что сначала, что потом»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: четыре сюжетные картинки по теме «Девочка купает куклу».
Дети должны выложить картинки в сюжетной последовательности и составить рассказ.
4. «Какая игрушка?»
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Оборудование: набор из 7-8 картинок, на которых нарисованы фигурки, представляющие схематическое изображение игрушек.
Педагог показывает детям картинки, и просит рассказать, на какие игрушки они похожи. Следит за тем, чтобы ответы не повторялись.
Занятие №9
Тема «Обувь»
Задачи: учить соотносить реальное пространство с планом; развивать пространственную ориентировку на плоскости, образную память, внимание, наблюдательность; воспитывать взаимопомощь, интерес к совместной деятельности.
1. «Шкаф с обувью»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Оборудование: картинка с изображением шкафа, разделенная на 9 полочек (3х3); на каждой полочке нарисована различная обувь.
Взрослый спрашивает у детей : «Что стоит в верхнем левом углу; на средней полке справа от ботинок и т. д. ?». Дети должны назвать данный предмет обуви.
2. «Запомни картинки»
Цель: развитие памяти.
Оборудование: картинка с изображением шести пар обуви.
Взрослый предлагает детям запомнить картинку, а затем по памяти каждый ребенок называет изображенную обувь, так чтобы другие дети не слышали его ответ.
3. «Где Машины туфельки?»
Цель: развитие образного и схематического мышления.
Оборудование: план комнаты, в которой проводится игра, кукла и ее туфельки, красный кружок.
Педагог сообщает детям, что кукла Маша потеряла свои туфельки, но есть рисунок комнаты, где Буратино отметил красным кружком место нахождения ее туфелек. Взрослый изучает вместе с детьми план комнаты и обучает детей находить собственное место на плане. Затем помогает кукле Маше.
4. «Волшебные картинки»
Цель: развитие творческого мышления, графических навыков.
Оборудование: набор из 4 карточек с незавершенным схематическим изображением обуви.
Взрослый предлагает детям дорисовать картинки, чтобы получилось целостное изображение обуви.
Занятие № 10
Тема «Птицы перелетные»
Задачи: учить детей обобщать; развивать умение понимать последовательность сюжета, причинно–следственные связи, связную речь, наблюдательность, восприятие, внимание, образную память, мелкую моторику; формировать воображение детей, умение создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать аккуратность, доброжелательность.
1. «Узнай предмет по деталям»
Цель: развитие целостности восприятия.
Оборудование: картинки с частичным изображением птиц.
Дети по частям предмета (птицы) должны определить ее название.
2. «Гуляем по лесу»
Цель: развитие памяти.
Оборудование: мяч, 10 предметных картинок, с изображением перелетных птиц.
Дети смотрят на картинки, запоминают их. Потом, встав в круг, взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч, называя птицу, которую он запомнил на картинке.
3. «Что сначала, что потом»
Описание см. в занятии №8 (Сюжетные картинки подбираются по теме «Перелетные птицы»).
4. ««Нарисуй» картинку палочками»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Оборудование: схематическое изображение журавля, счетные палочки.
Глядя на образец, дети должны выложить журавля.
Занятие № 11
Тема «Домашние птицы»
Задачи: учить детей запоминать фигуры и изображать их на бумаге; формировать умение концентрировать внимание, создавать из частей целое; развивать умение классифицировать, обобщать, графические навыки, мелкую моторику, речь; воспитывать бережливость, аккуратность.
1. «Разрезные картинки»
Описание см. в занятии №3 (набор картинок по теме «Домашние птицы»).
2. «Преврати фигуру в птицу»
Цель: развитие зрительной памяти, графических навыков.
Оборудование: набор, состоящий из карточки, разделенной на 2 части: на одной части нарисована домашняя птица, на другой геометрическая фигура, напоминающая эту птицу. Фигуры могут быть различными. Количество наборов определяется количеством детей.
Детям предлагается превратить геометрические фигуры в домашних птиц.
3. «Кто чей детеныш?»
Описание см. в занятии №5, картинка-лабиринт с изображением домашних птиц и их птенцов.
4. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать, уровня обобщенности.
Оборудование: набор из четырех предметных картинок, относящихся к теме «Домашние животные», одна из которых принадлежит к другой классификационной группе.
Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. Детям предлагаются 4
картинки, одна из которых лишняя. Они должны определить, какая из них лишняя и почему.
Занятие № 12
Тема «Домашние животные»
Задачи: продолжать учить подбирать к словам противоположные понятия; формировать умение классифицировать; развивать мышление, речь, память; воспитывать отзывчивость, любовь к домашним питомцам.
1. «Кто где живет?»
Цель: развитие мышления, восприятия.
Оборудование: картинка с изображением животных и их домиков (двор, дом).
Детям предлагается «расселить» животных в свои домики.
2. «Мамы и их детеныши»
Цель: развитие логического запоминания.
Оборудование: 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и 6 картинок с изображением их детенышей.
Взрослый по очереди показывает 6 картинок с изображением взрослых домашних животных и предлагает детям подобрать картинки с изображением их детенышей.
Дети должны запомнить их названия, а затем назвать педагогу.
3. «Говори наоборот»
Цель: развитие мышления и воображения.
Оборудование: мяч.
Взрослый называет детям слова по теме «Домашние животные» и бросает мяч. Ребенок подбирает противоположные понятия, возвращая мяч педагогу. Можно предложить следующие пары слов: большой пес – маленький щенок и т. д.
4. «Неоконченный рисунок»
Цель: развитие восприятия, воображения.
Оборудование: лист с недорисованным изображением собачки (кошки, цветные карандаши.
Детям предлагается дорисовать рисунок, чтобы получилось изображение домашнего животного.
Занятие № 13
Тема «Зима. Сказки»
Задачи: продолжать учить детей устанавливать причинно–следственные связи, понимать последовательность сюжета; развивать восприятие величины, образную и слуховую память, распределение внимания, связную речь, умение создавать в воображении образы на основе
отдельных признаков предметов; воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
1. «Сосульки»
Цель: развитие восприятия величины.
Оборудование: набор из 10 «картинок-сосулек» одинаковой ширины, но разной длины (от 2 см до 20 см). Количество наборов соответствует количеству детей.
Дети должны разместить «сосульки» по росту.
2. «Запомни стихотворение»
Цель: развитие образной и слуховой памяти.
Оборудование: картинки по содержанию стихотворения.
Первый снег.
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Повторное прочтение сопровождается показом соответствующих иллюстраций. После третьего прочтения дети должны постараться рассказать стихотворение по памяти.
3. «Что сначала, что потом»
Описание см. в занятии №8 (Сюжетные картинки подбираются по теме «Сказки»)
4. «Елка с подарками»
Цель: развитие творческого воображения.
Оборудование: большая картинка с изображением новогодней елки, вокруг которой танцуют дети; несколько вырезанных изображений 4-5 мешочков, контуры которых напоминают мяч, куклу, лошадку и т. п. разной величины.
Взрослый рассказывает детям о новогодних подарках, Деде Морозе, показывает подарки – мешочки разной формы и величины. Дети придумывают по очереди, что находится в каждом мешочке (варианты ответов). Игру можно повторять неоднократно, меняя варианты мешочков.
Занятие № 14
Тема «Дикие звери»
Задачи: продолжать учить детей определять предметы на ощупь (тренировать осязательную память); формировать умение по словесному описанию узнавать задуманное; развивать речь, внимание, творческое воображение; воспитывать активность, доброжелательность.
1. «Кто в мешочке спрятался?»
Цель: развитие осязательной памяти.
Описание см. в занятии №1 (игрушки подбираются по теме «Дикие звери»).
2. «Загадки и отгадки»
Описание см. в занятии №2 (загадки подбираются по теме «Дикие звери»).
3. «Кто чей детеныш?»
Описание см. в занятии №5 (подбирается картинка-лабиринт с изображением диких зверей и их детенышей).
4. «На что похожи кляксы?»
Цель: развитие творческого мышления.
Оборудование: картинка с силуэтным изображением различных диких зверей. Взрослый предлагает детям определить, на каких зверей похожи эти кляксы.
Занятие № 15
Тема «Зимующие птицы».
Задачи: учить детей ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом; развивать умение находить знакомые образы из множества, речь; тренировать зрительную память; побуждать творчески мыслить; воспитывать внимание к ближнему, взаимоподдержку, честность.
1. «Найди и сосчитай птичек»
Цель: развитие целостности восприятия.
Оборудование: картинка с контурами зимующих птиц, наложенных друг на друга.
Детям предлагается рассмотреть картинку, назвать птиц и посчитать их количество птичек.
2. «С кем обедал воробей?»
Цель: развитие образной памяти.
Оборудование: 5 картинок с изображением зимующих птиц у кормушки.
Взрослый просит детей запомнить птиц, с которыми «обедал» воробей. Затем дети по очереди называют птиц, сидящих на кормушке.
3. «Воробушки и автомобиль»
Цель: развитие схематического мышления, ориентировки в пространстве.
Оборудование: лист бумаги, карандаши, веревка, маски воробышков и автомобиля.
Педагог распределяет роли воробышков и автомобиля, далее рисует план комнаты, на котором кружками обозначены гнезда воробьев (стулья) и треугольником – гараж автомобиля. Дети в соответствии с планом расставляют стульчики, а веревкой – место гаража.
Взрослый стоит у автомобиля и говорит ему: «Поедешь тогда, когда я кивну головой». Игра начинается. После гудка автомобиля воробышки разлетаются, а педагог комментирует его движения: «Автомобиль поехал побыстрее», «Осторожно, никого не задави» и т. п.
4. Что такое?
Описание см. в занятии №3 (детям предлагается «оживить» овалы по теме «Зимующие птицы»).