Татьяна Русских
Комплексное занятие по развитию речи и декоративному рисованию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Развитие речи.
Рассказ воспитателя о народном творчестве.
Беседа с детьми «Что есть в музее?»
Дидактическая игра «Угадай и поиграй»
2. Декоративное рисование «Раскрась балалайку»
Цель: Закрепить знания по циклу «Народное творчество».
Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа.
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи и декоративному рисованию в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Задачи:
Образовательные.
Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях, понимание форм бытования народных и крестьянских традиций в современной жизни.
Развивающие.
Помочь детям через рассказ, беседу, наглядные пособия, рисование приблизиться к истокам русской культуры. Развивать любознательность и интерес к окружающему миру, развивать мелкую моторику руки, чувство цвета, эстетическое восприятие.
Воспитательные.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважение к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре и народному творчеству, и искусству. Воспитывать самостоятельность и инициативность в выборе вариантов изобразительной деятельности.
Предварительная работа.
Рассматривание с детьми предметов быта русского народа.
Рассказывание детям о мастерах народных.
Загадывание загадок, чтение стихотворений, сказок.
Слушание произведений в исполнении народных инструментов (балалайки, гусли, гармошки).
Просмотр по видеозаписи русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Жихарка», мультфильмов из серии фольклорных произведений «Антошка», «Тили бом».
Игры с народными игрушками: матрёшками, клюющими курочками, дергунчиками, свистульками, гармошками и т. д.
Игры драматизации по сказкам «Теремок», «Коза и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Импровизация с народными игрушками, разучивание потешек, песенок, танцев.
Материалы и оборудование.
Предметы быта, посуда, куклы в народных костюмах, игрушки для детей, музыкальные инструменты (гусли, колокольчик, трещотки, маракас, балалайка, губная гармошка.)
Силуэты балалаек, гуашь, кисточки, баночки с водой, игрушки балалайки с разными узорами.
Иллюстрации с изображением балалаек.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними».
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: «Земля наша Русская славилась добрыми мастерами со сказочных времён, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Мы сейчас с вами пойдём в музей народного творчества, чтобы полюбоваться этой красотой».
Дети подходят к подготовленной воспитателем выставке.
Воспитатель: «Ребята, мы с вами находимся в маленьком музее народного творчества. И что же мы здесь видим?»
Дети: «Посуду, игрушки, музыкальные инструменты».
Вопросы детям:
1. Какая посуда?
2. Пользуемся мы с вами такой посудой?
3. Какие игрушки?
4. Можно ли с ними играть?
Воспитатель: «Мастера, которые изготовили эти предметы, необыкновенно талантливые люди. В каждой сторонушке России изготавливали посуду, игрушки по своим местным правилам и расписывали по-своему. Много выдумки и фантазии применяют народные умельцы в придумывании узора, которые ищут в природе. На посуде вьётся, кружится травинка былинка, такая же на крышке, чашке, балалайке. Ярко красная рябина украшает кружку, такие же ягоды есть на ложке. А вот клубничка на ложке, конфетчице и на балалайке.
Народные умельцы делали-лепили не только посуду и игрушки, но и свистульки, дудки. Раньше в городах проходили ярмарки, знаменитые народные гулянья, на которых продавались расписные игрушки, дивные такие. Праздник этот назывался «Свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывали весну, прогоняя холодную зиму.
Ребята, давайте мы тоже посвистим, прогоним зиму, чтобы к нам быстрей пришла весна, ярче засветило солнышко».
Дети берут свистульки, свистят.
Воспитатель: «А сейчас мы поиграем. Я загадаю загадку, а вы отгадываете и играете на инструменте.
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть
Это очень просто.
(ложки)
Дети играют ложками.
Воспитатель: «Какой музыкальный инструмент крепили лошадям на дугу, чтобы издалека слышно было, что едет тройка?» (колокольчик-бубенцы).
Дети играют с колокольчиками.
Воспитатель: «С помощью какого инструмента отпугивали злых людей со двора?» (трещотка)
Дети играют с трещоткой.
Воспитатель: «Треугольная доска,
А на ней три волоска
Волосок тонкий, голосок звонкий.
Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент,
Самый русский инструмент».
Дети: «Балалайка».
Воспитатель: «Ребята, вы садитесь на стульчики я вам расскажу сказку.
Давным-давно жили бедные крестьяне. Чтобы скрасить свою трудную жизнь придумали они инструмент, звучание которого полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его весёлые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как его назвать не знали. Думали, думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Так и прозвали его бала лай ка (балалайка). Впервые на балалайках стали играть скоморохи. Это актёры, плясуны, фокусники, они никогда не расставались с балалайкой.
А вот русский музыкант Василий Васильевич Андреев однажды гулял по деревне и услышал звуки инструмента, на котором играл его работник Антип. Музыканту очень понравилась балалайка. Он подобрал самые звучащие материалы, подтянул струны, и балалаечка нежнее и звонче запела».
Звучит запись- игра на балалайке.
Воспитатель: «А что это за конверт? Откроем его, ребята?»
Читает: мы скоморохи, пока по городам и сёлам ходили, все узоры на балалаечках дожди смыли. Помогите нам, пожалуйста!
Ребята, как же нам помочь скоморохам?»
Дети: «Раскрасить балалаечки».
Воспитатель достаёт балалаечки из конверта и раздаёт детям.
Звучит музыка – игра на балалайке.
Воспитатель: «Ребята, я вам напомню и покажу как можно украсить инструмент».
Показывает на образце, раскрашивает резонаторное отверстие, углы балалайки, напоминает, как держать кисть.
Предлагает украсить инструмент по желанию, выбрать цвет и вариант росписи, можно придумать свой узор.
Индивидуальная работа если необходима в словесной форме, напоминании и поощрение.
Звучит музыка, дети раскрашивают.
По окончании закрашивания
Воспитатель: «Посмотрите на роспись
Сочность красок манит
Народная роспись
Душу нам веселит».
Рефлексия:
Воспитатель зовё т детей в круг:
«Балалайка, балалайка
Балалаечка
Ну-ка песенку сыграй-ка
Про родимые края!»
Звучит музыкальное произведение «Во поле берёза стояла»
Дети выполняют свободные танцевальные движения по показу воспитателя.
Голос скомороха (игрушки) : «Спасибо вам, ребята, за роспись.
За ваши добрые сердца и золотые руки.
Вам сюрприз.
Даёт ведёрко с петушком на палочке. Дети угощаются, говорят: «спасибо».