Елена Фомина
Комплексное занятие по речевому развитию с использованием технологии проблемного диалога «Упрямый лягушонок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
Комплексное занятие по речевому развитию детей
(ознакомление с произведениями художественной литературы)
в средней группе
Занятие построено в нетрадиционной форме. Используется технология проблемного диалога автор Мельникова Елена Леонидовна.
Воспитатель: Фомина Е. С.
Тема: Чтение стихотворения С. Михалкова «Упрямый лягушонок»
Публикация «Комплексное занятие по речевому развитию с использованием технологии проблемного диалога „Упрямый лягушонок“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Цель: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль автора средствами технологического чтения.
Задачи:
• Способствовать эмоциональному «проживанию» сюжета, выражению своих эмоций и эмоций героев рассказа, сочувствовать, сопереживать.
• Поощрять стремление высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
• Мотивация познавательной деятельности детей, развитие логического, творческого мышления, повышение произвольности внимания, объема памяти, развитие речи.
• Воспитание активной личности, формирование инициативности, способности к сотрудничеству, вести диалог.
• Формировать у детей партнерские отношения.
Технологическая карта занятия
Вводная часть
Минутка вхождения или установление сопричастности, общности детей и взрослых группы. Упражнение «Утро в детском саду»
1. Работа с текстом до чтения.
Беседа, направленная на высказывание детьми своего предположения по содержанию стихотворения на основе работы с иллюстрацией на обложке книги.
Предлагаю детям сесть на стульчики. Воспитатель (В) : Дети, посмотрите, что у меня есть, я вам приготовила сюрприз - воспитатель показывает детям красивый мешочек. Как вы думаете, что там? (высказывания детей)
В: Давайте на ощупь попробуем отгадать, что там спрятано (игра «Чудесный мешочек») – дети по желанию подходят, просовывают руку в мешочек и на ощупь определяют спрятанный предмет.
В: Правильно, молодцы! Это лягушки. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга (высказывания детей). Молодцы, они разные по величине (большая, поменьше и самая маленькая). А как, вы, думаете дети, кем они приходятся друг другу? (высказывания детей).
В: Да, всё верно, дети, они семья – папа, мама и их детеныш - лягушонок. Дети, как, вы, думаете, а какой лягушонок у мамы и папы? (высказывания детей)
В: Дети, а ведь они не просто к вам пришли, они хотят, чтобы их лягушонок вместе с вами послушал историю, которую написал Сергей Михалков. Дети, у нас есть портрет писателя.
Воспитатель вывешивает портрет писателя.
Дети, посмотрите, как вы думаете, по иллюстрации можно предположить, о чём говориться в стихотворении? (высказывания детей)
Каким лягушонок изображён? Какая мама лягушка? А какой папа? Молодцы, все предположения интересные.
Давайте же читать.
2. Работа с текстом во время чтения.
Содержание 2 части занятия направлено на эмоциональное «проживание» сюжета детьми, выражение своих эмоций и эмоций других людей, сочувствие, сопереживание, выполнение различных ролей.
Воспитатель начинает читать стихотворение С. Михалкова «Упрямый лягушонок» - по фрагментам.
«Родился Лягушонок
За городом, в пруду.
Он рос у папы с мамой
Всё время на виду.
И громче всех он квакал,
И прыгал далеко,
Но было папе с мамой
С ребёнком не легко.
Была строга с ним мама,
Был папа тоже строг,
Но всё ж его упрямства
Никто сломить не мог.
В: Дети, а почему маме и папе было не легко с сыном? (высказывания детей) Как вы думаете, что значит быть упрямым? Кого называют упрямым? (высказывание детей)
Как вы думаете, что могло случиться с лягушонком из-за его упрямства? (высказывание детей)
Давайте прочитаем, что произошло с лягушонком дальше.
Он как-то оказался
Один на берегу,
И про себя решил он:
— Возьму и убегу!
В: Как вы думаете, детям можно убегать одним без взрослых? Что может случиться? (высказывания детей)
Пусть взрослые лягушки
Сидят себе в пруду.
Когда я нагуляюсь,
Тогда домой приду! —
И квакнув: — До свиданья! —
Всё дальше прыг да прыг!
Широкой автострады
Он к вечеру достиг.
В. К: объяснения, что такое автострада. (автотрасса)
По гладкому асфальту
Неслись машины в ряд,
Они жучков и мошек
Давили всех подряд.
Нa это Лягушонок
Не в силах был смотреть,
Ведь мог он точно так же
Бесславно умереть!
В: Дети, посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, что испытывает лягушонок, глядя на жучков и мошек? Какие чувства, эмоции всё это вызывает у него? (высказывания детей)
И он назад запрыгал —
Всё дальше — скок да скок!
И как же показался
Обратный путь далёк.
В: Дети, как вы думаете, почему путь обратно лягушонку показался длиннее?
Устали прыгать лапки,
Он выбился из сил,
Он мысленно у мамы
Прощения просил.
И только на рассвете
Вернулся он домой —
Озябший, похудавший,
Уставший и хромой.
В: Дети, как вы думаете, что родители сказали ему, как они встретили лягушонка? (высказывания детей)
Его спросили сухо:
— Ты где-то пропадал? —
Такой спокойной встречи
Малыш не ожидал.
Он думал, папа с мамой
Начнут его ласкать,
Не будут без присмотра
Из дома выпускать.
Они же равнодушно
Смотрели на него,
Как будто и не ждали
Ребёнка своего.
В: Дети, а как вы думаете, родители переживали за лягушонка? А почему тогда они так равнодушно встретили его? (высказывания детей)
Давайте же узнаем, почему родители, именно, так встретили его.
Но это был наглядный
Родительский урок.
Опасная прогулка
Пошла упрямцу впрок.
В. К: объяснение, что значит урок пошёл в прок?
Предлагаю детям превратиться в лягушат, говорю волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять превратимся в лягушат»
Физминутка: «Две лягушки»
3. Работа с текстом после чтения.
Содержание последней части занятия направлено на понимание смысла заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
В: Дети, понравилось вам стихотворение про лягушонка? (высказывание детей)
Давайте вспомним, каким рос лягушонок? (высказывание детей)
Что произошло с лягушонком? (высказывания детей)
Почему мама и папа равнодушно встретили лягушонка? (высказывания детей)
Что за урок преподали родители своему упрямому лягушонку? Каким он стал? (высказывания детей)
В: Взрослых нужно слушаться, нельзя убегать, потому что может случиться беда.
Заключительная часть
Игра-соревнование на дыхание «Кто дальше»
В: Работа с моделью: - Дети, кто из вас знает, как появляются на свет лягушки? Какие этапы развития проходят, прежде чем вы их сможете увидеть, прыгающими по земле? (ответы детей)
- Вы хотите узнать, как лягушка появляется на свет?
- Что нужно сделать, для того чтобы узнать?
В: Дети, посмотрите каких красивых лягушат я вам принесла поиграть. Они сделаны из бумаги. Воспитатель показывает лягушек, сделанных из бумаги – оригами. Сейчас вы возьмете себе по одной лягушке и будете соревноваться, чья лягушка дальше ускачет. Правила: нужно будет выстроить всех лягушек вряд и каждый из вас будет дуть сзади на свою лягушку. Чтобы лягушка ускакала дальше других нужно как можно сильнее на нее дуть.