Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе (с использованием мнемотехники)
Комплексное занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
(с использованием мнемотехники)
Разработала воспитатель МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Черниговский
Альмухаметова З. К.
Март 2016
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе (с использованием мнемотехники)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи :
1. Учить передавать художественный текст последовательно и точно без пропусков
и повторений используя мнемотаблицу;
2. Закреплять умение подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
3. Обогащать словарь, развивать речь, мышление, память.
Оборудование:
Картины с изображением времен года; графические
схемы для пересказа; мяч.
Содержание образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Ребята, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми только руку подними.
Педагог: -Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна)
- После весны наступит? (лето)
- Какое время года наступит после лето? (осень)
- А после осени? (зима)
- Как можно сказать о (весне, лете, осени, зиме? (времена года)
2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие
Слухового внимания, памяти, логического мышления.
Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся. (весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. (Лето)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»- спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу. (зима)
Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам
выставляют на мольберт сюжетные картинки описывая их.
Молодцы!
Педагог: - Скажите, а какое время года вы любите больше всего? (ответы детей)
- А почему вам нравится именно это время года? (ответы детей)
3. Чтение рассказа.
а) Первая часть.
Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить о чем говорится в рассказе. Потом будете рассказывать вы, а помогут вам в этом дорожки из рисунков.
Педагог вывешивает первую мнемодорожку на доску и по ней сопровождает первый абзац рассказа. И так по порядку вывешиваются остальные три мнемодорожки.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал
домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы
всегда зима была!»
- Запиши свое желание в мою карманную книжку,- сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
-Куда записали его желание? (В записную книжку)
4.Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Белка (какая) – рыжая, шустрая, маленькая, красивая (ответы детей)
Медведь (какой) – сильный, бурый, злой, большой
Пальто (какое)- теплое, зимнее, новое, старое и т. д.
б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики
антонимами.
Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал
цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы
всегда весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог: О каком времени года говорится?
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку)
Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали в круг, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».
5. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
Погода теплая, а наоборот- холодная
Осень ранняя, а наоборот- поздняя
День длинный, а наоборот- короткий
Насекомые засыпают, а наоборот- просыпаются
Дети грустные, а наоборот- веселые
Настроение плохое, а наоборот- хорошее
Урожай маленький, а наоборот- большой
Тропинка узкая, а дорога- широкая
Рыбка крупная, а наоборот- мелкая
Облако белое- туча черная
Камень тяжелый, а наоборот- легкий
Дедушка старый, а внук молодой
Дерево высокое, а куст низкий
Поиграли пройдите на свои места. Пока дети садятся вывешиваю свою мнемодорожку.
в) Чтение третьей части рассказа.
Педагог: Читает дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Педагог: Какое время года настало?
Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в
душистом сене.)
Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету
конца не было)
Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Физкультминутка.
Буратино потянулся, раз- нагнулся два- нагнулся
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
г) Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимание, мышления.
Вывешиваю четвертую мнемодорожку.
Наступила осень. В саду собирали плоды- румяные яблоки и желтые груши. Митя был в
восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и сказал мальчику, что он то же говорил и о
весне, и о зиме, и о лете.
Педагог: Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
Что мальчик говорил отцу? (Осень- лучше всех времен года)
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он
то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Пересказ детьми рассказа с опорой на мнемодорожки.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об
одном времени года.
Молодцы!
Рефлексия.
- Ребята, кому было тяжело запомнить рассказ?
- Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии?
Поблагодарим гостей за внимание и попрощаемся с ними