Тимошенко Екатерина
Комплексное занятие по обучению грамоте «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие по обучению грамоте
Цели:
Коррекционно-образовательные
• Учить образовывать множественное число существительных
• Формировать умение дифференцировать звуки [Ы] [И] изолированно, в слогах и словах.
• Учить употреблять сложносочинённые предложения.
Коррекционно-развивающие
• Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах
• Закреплять у детей навык составления простых предложений с предлогами на, под, за,с, перед в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
Публикация «Комплексное занятие по обучению грамоте „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать звуко - слоговой анализ слов
• Развивать дыхание и голос
• Развивать фонематические процессы
• Закреплять понятия «гласный, мягкий согласный, твёрдый согласный звуки, слог, предложение»
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
Коррекционно-воспитательные
• Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование:
Демонстрационный материал: две кормушки, карточки с изображением птиц (воробей, ворона, синица, сорока, голубь, снегирь, дятел, клест, сова, снежинки, карточки с артикуляцией звуков [И][Ы], «снежный ком»(из ваты, слоговые карточки(2 карточки по 3 слога с выделенным последним слогом)
Раздаточный материал:, карточки с изображением птиц (воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, снегири, дятлы, клесты, совы, карточки со схемой для сравнения, изображения птиц в натуральную величину, раздаточный материал для фонетического анализа (звуковые коробочки).
Ход занятия:
Логопед: Дети сегодня меня встретил почтальон и передал мне письмо с нашим адресом: детский сад «Теремок» старшая группа, «Гномики» от Снеговика.
Чтение письма:
Здравствуйте дети! Этой зимой дети слепили меня в парке. Здесь очень красиво, как в сказке. Но сегодня с самого утра повсюду слышен птичий гомон. Все птицы поссорились. Они не могут поделить кормушки, которые развесили люди осенью. Я не знаю, что мне делать и как их помирить. Помогите мне, пожалуйста! С уважением, Снеговик.
Л. : Ну что поможем снеговику разобраться, в чём дело?
Дети: Да!
Л. : Ну что ж, Давайте отправимся в парк. Но на улице холодно. Давайте, оденемся потеплей (имитация одевания шапки, варежек, курточек и штанов). Что бы попасть нам в парк, нужно пройти по тропинкам. А тропинки это не простые. Кто пойдёт не по правильной тропинке, тот провалиться в сугроб. Для того что бы узнать её нужно определить, сколько слогов в вашем имени и после этого пройти по дорожке на которой столько же полосок (дети определяют количество слогов и проходят).
Л. : Ну вот мы с вами и в парке. Слышите, как спорят птицы? А каких птиц вы слышите?
Д. : - Ворона
- Сова
- Дятел
-Воробьи
Л. : А вот и наши птицы (на кормушках карточки обозначающие слова с выделенными н. с. к. слова и в конце слова красный кружок с артикуляцией звука завешанный снежинками). Давайте подуем и определим из-за чего поссорились птицы (артикуляция звуков [И] [Ы]). Из-за последнего звука в слове.
Л. : Давайте определим, что это за звуки. (анализ звуков)
Дети перечисляют.
Л. : Возьмите себе по 2 картинки с птицами и садитесь за стол.
Л. : У меня тоже есть птицы : сороки и клесты. Давайте определим где в этих словах находятся звуки [И] [Ы] (в конце слова? А сколько слогов в слове клесты (сороки? В каком слоге находится звук [И] [Ы]? (ТЫ КИ).
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОГОВ ТЫ КИ. ВЫКЛАДЫВАНИЕ СХЕМ ЭТИХ СЛОГОВ.
Л. : Обратите внимание, что согласный перед звуком [и] мягкий. Какое правило, мы знаем про звук [и]?
Д. : Перед звуком [и] все согласные мягкие.
Л. : Правильно. А сейчас давайте возьмём «волшебный снежный ком», который твёрдые согласные превращает в мягкие и наоборот.
Игра «Неправильное эхо»
ТИ-ТЫ ПЫ-ПИ ХИ-ХЫ КИ-КЫ ТЫ-ТИ ПИ-ПЫ ХЫ-ХИ КЫ-КИ
Снова сели за столы
Л. : А теперь вы определите, какие звуки в названии ваших птиц, количество слогов и рассадите их по кормушкам. В кормушках по 2 этажа. На первом этаже должны находиться птицы в названии которых 3 слога. а на втором 2 слога. Поэтому сначала определите сколько слогов в названии птиц, затем какой звук в конце слова, а потом уже посадите своих птиц в нужную кормушку на нужный этаж.
Дети расставляют картинки.
Л. : Посмотрите, сколько птиц в наших кормушках. Мы их помирили. Теперь они не будут ссориться и у каждой птицы есть своё место.
Давайте расскажем, какие же к нам птицы прилетели :
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем. Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
На каждое название птицы загибают по одному пальцу
Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Л. : Как вы думаете, какое настроение было у птиц, когда они поссорились? Изобразите. А теперь какое у них настроение? Изобразите.
А сейчас давайте немного разомнёмся!
Физ. минутка
Летели две птички, изображают полет птичек, делая взмахи обеими руками
Собой невелички опускают правую руку к полу на высоту 15–20 см
Как они летели? Руки в стороны, изображают полет птиц
Все люди глядели. Поднимают головы кверху, над глазами – козырек из ладошек
Как они садились? Приседают
Все люди дивились. Мимика удивления, втянув голову в плечи
Л. : Посмотрите, у нас на шкафу сидят птицы и все сидят не по одной, а по две.
Д. :
Воробей с вороной
Синица с сорокой
Воробей за голубем
Снегирь под синицей
Дятел возле клеста
Сова перед снегирём
Ворона с дятлом
Л. : Посмотрите и скажите в чём их отличие. А подскажет вам, на что обратить внимание карточка (схемы).
Сравнение по опорным схемам:
• Воробей маленький, а ворона большая.
• У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
• Голубь тяжёлый, а воробей лёгкий.
• У снегиря грудка красная, а у синицы жёлтая
• У дятла клюв тонкий и прямой, а у клеста широкий и искривлённый
• У совы большие глаза, а у снегиря маленькие
• Сова живёт в лесу, а ворона в городе
• Ворона каркает, а воробей чирикает
Л. : Ну вот, дети, мы и птиц помирили и узнали их получше. Я думаю, что Снеговик будет доволен. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте тихонько встанем и тихонько, чтобы не распугать птиц, скажем им до свиданья.
Д. : До свиданья.