МААМ-картинки

Комплексное занятие по обучению грамоте «Зимующие птицы»

Тимошенко Екатерина
Комплексное занятие по обучению грамоте «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное занятие по обучению грамоте

Цели:

Коррекционно-образовательные

• Учить образовывать множественное число существительных

• Формировать умение дифференцировать звуки [Ы] [И] изолированно, в слогах и словах.

• Учить употреблять сложносочинённые предложения.

Коррекционно-развивающие

• Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах

• Закреплять у детей навык составления простых предложений с предлогами на, под, за,с, перед в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.

Публикация «Комплексное занятие по обучению грамоте „Зимующие птицы“» размещена в разделах

• Развивать звуко - слоговой анализ слов

• Развивать дыхание и голос

• Развивать фонематические процессы

• Закреплять понятия «гласный, мягкий согласный, твёрдый согласный звуки, слог, предложение»

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику

Коррекционно-воспитательные

• Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

Демонстрационный материал: две кормушки, карточки с изображением птиц (воробей, ворона, синица, сорока, голубь, снегирь, дятел, клест, сова, снежинки, карточки с артикуляцией звуков [И][Ы], «снежный ком»(из ваты, слоговые карточки(2 карточки по 3 слога с выделенным последним слогом)

Раздаточный материал:, карточки с изображением птиц (воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, снегири, дятлы, клесты, совы, карточки со схемой для сравнения, изображения птиц в натуральную величину, раздаточный материал для фонетического анализа (звуковые коробочки).

Ход занятия:

Логопед: Дети сегодня меня встретил почтальон и передал мне письмо с нашим адресом: детский сад «Теремок» старшая группа, «Гномики» от Снеговика.

Чтение письма:

Здравствуйте дети! Этой зимой дети слепили меня в парке. Здесь очень красиво, как в сказке. Но сегодня с самого утра повсюду слышен птичий гомон. Все птицы поссорились. Они не могут поделить кормушки, которые развесили люди осенью. Я не знаю, что мне делать и как их помирить. Помогите мне, пожалуйста! С уважением, Снеговик.

Л. : Ну что поможем снеговику разобраться, в чём дело?

Дети: Да!

Л. : Ну что ж, Давайте отправимся в парк. Но на улице холодно. Давайте, оденемся потеплей (имитация одевания шапки, варежек, курточек и штанов). Что бы попасть нам в парк, нужно пройти по тропинкам. А тропинки это не простые. Кто пойдёт не по правильной тропинке, тот провалиться в сугроб. Для того что бы узнать её нужно определить, сколько слогов в вашем имени и после этого пройти по дорожке на которой столько же полосок (дети определяют количество слогов и проходят).

Л. : Ну вот мы с вами и в парке. Слышите, как спорят птицы? А каких птиц вы слышите?

Д. : - Ворона

- Сова

- Дятел

-Воробьи

Л. : А вот и наши птицы (на кормушках карточки обозначающие слова с выделенными н. с. к. слова и в конце слова красный кружок с артикуляцией звука завешанный снежинками). Давайте подуем и определим из-за чего поссорились птицы (артикуляция звуков [И] [Ы]). Из-за последнего звука в слове.

Л. : Давайте определим, что это за звуки. (анализ звуков)

Дети перечисляют.

Л. : Возьмите себе по 2 картинки с птицами и садитесь за стол.

Л. : У меня тоже есть птицы : сороки и клесты. Давайте определим где в этих словах находятся звуки [И] [Ы] (в конце слова? А сколько слогов в слове клесты (сороки? В каком слоге находится звук [И] [Ы]? (ТЫ КИ).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОГОВ ТЫ КИ. ВЫКЛАДЫВАНИЕ СХЕМ ЭТИХ СЛОГОВ.

Л. : Обратите внимание, что согласный перед звуком [и] мягкий. Какое правило, мы знаем про звук [и]?

Д. : Перед звуком [и] все согласные мягкие.

Л. : Правильно. А сейчас давайте возьмём «волшебный снежный ком», который твёрдые согласные превращает в мягкие и наоборот.

Игра «Неправильное эхо»

ТИ-ТЫ ПЫ-ПИ ХИ-ХЫ КИ-КЫ ТЫ-ТИ ПИ-ПЫ ХЫ-ХИ КЫ-КИ

Снова сели за столы

Л. : А теперь вы определите, какие звуки в названии ваших птиц, количество слогов и рассадите их по кормушкам. В кормушках по 2 этажа. На первом этаже должны находиться птицы в названии которых 3 слога. а на втором 2 слога. Поэтому сначала определите сколько слогов в названии птиц, затем какой звук в конце слова, а потом уже посадите своих птиц в нужную кормушку на нужный этаж.

Дети расставляют картинки.

Л. : Посмотрите, сколько птиц в наших кормушках. Мы их помирили. Теперь они не будут ссориться и у каждой птицы есть своё место.

Давайте расскажем, какие же к нам птицы прилетели :

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

На каждое название птицы загибают по одному пальцу

Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Л. : Как вы думаете, какое настроение было у птиц, когда они поссорились? Изобразите. А теперь какое у них настроение? Изобразите.

А сейчас давайте немного разомнёмся!

Физ. минутка

Летели две птички, изображают полет птичек, делая взмахи обеими руками

Собой невелички опускают правую руку к полу на высоту 15–20 см

Как они летели? Руки в стороны, изображают полет птиц

Все люди глядели. Поднимают головы кверху, над глазами – козырек из ладошек

Как они садились? Приседают

Все люди дивились. Мимика удивления, втянув голову в плечи

Л. : Посмотрите, у нас на шкафу сидят птицы и все сидят не по одной, а по две.

Д. :

Воробей с вороной

Синица с сорокой

Воробей за голубем

Снегирь под синицей

Дятел возле клеста

Сова перед снегирём

Ворона с дятлом

Л. : Посмотрите и скажите в чём их отличие. А подскажет вам, на что обратить внимание карточка (схемы).

Сравнение по опорным схемам:

• Воробей маленький, а ворона большая.

• У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.

• Голубь тяжёлый, а воробей лёгкий.

• У снегиря грудка красная, а у синицы жёлтая

• У дятла клюв тонкий и прямой, а у клеста широкий и искривлённый

• У совы большие глаза, а у снегиря маленькие

• Сова живёт в лесу, а ворона в городе

• Ворона каркает, а воробей чирикает

Л. : Ну вот, дети, мы и птиц помирили и узнали их получше. Я думаю, что Снеговик будет доволен. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте тихонько встанем и тихонько, чтобы не распугать птиц, скажем им до свиданья.

Д. : До свиданья.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по обучению грамоте «Зимующие птицы»
Опубликовано: 8 сентября 2014 в 12:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие по обучению грамоте «Зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД