Оксана Тимошина
Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика — царица наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение…3 с.
Цель работы…. 3с.
Задачи работы…. 3 с.
Предполагаемые результаты…. 5 с.
Теоретическое обоснование… 6 с.
1. Физиологические особенности сенсорных систем…. 6 с.
2. Особенности сенсорного развития в раннем возрасте… 11с.
Методика обследования… 27с.
Входная диагностика… 29 с.
Направления работы, этапы, планирование…. 32 с.
Описание работы….33 с.
Заключительная диагностика…42 с.
Сравнительная диагностика…. 47 с.
Отчет по работе… 49 с.
Результаты работы…. 52 с.
Использованная литература… 53 с.
Приложение …. 58 с.
Введение
Публикация «Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе „Математика — царица наук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В проекте комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Понятие о сенсорном развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорному развитию свойственна развивающая направленность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Уровень интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, в свою очередь, взаимосвязан с уровнем сенсорного развития. Общаясь со взрослыми, малыш со временем начинает ориентироваться в различных внешних проявлениях, свойствах, в пространстве и времени. Играя с предметами, он учиться все более точно определять форму, цвет, вес. Слушая речь – выделяет различное произношение звуков, темпа. Сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо для успешного обучения и многих видов деятельности.
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
непосредственно образовательную деятельность
игры – экспериментирования
художественное творчество
наблюдение
дидактические игры
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве, высоту звуков, ими издаваемых и т. п.)
Психологические исследования показали, что без такого обучения восприятие детей длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием и т. д., для полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Предполагаемые результаты
1. К концу проекта дети быстро ритмично без ошибок справляются с заданиями по умению:
-сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков.
- различать красный, синий, зеленый, желтый.
- вычленять красный, синий, зеленый, желтый цвета в предметах окружающей среды.
- самостоятельно использовать геометрические фигуры в игровых ситуациях (предметы-заместители)
- самостоятельно использовать в конструктивных играх по назначению.
2. Обобщить опыт работы по формированию основ сенсорной культуры у детей третьего года жизни по средствам игровых ситуаций.
Цель – Развитие основ сенсорной культуры у детей третьего года жизни по средствам игровых ситуаций.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования основ сенсорной культуры у детей третьего года жизни.
2. Подобрать методический материал и провести диагностику сформированности основ сенсорной культуры у детей третьего года жизни.
3. Апробация методики формирования основ сенсорной культуры у детей третьего года жизни.
База исследования – воспитанники МАДОУ ЦРР № 223 в количестве 25 активно посещаемых детей третьего года жизни.
Образовательная область - «Познание».
Теоретическое обоснование работы
1. Физиологические особенности сенсорных систем.
Сенсорная система мозга, или анализатор, представляет собой часть ЦНС, состоящую из огромного количества специализированных воспринимающих приборов-рецепторов, а также промежуточных нервных клеток и связывающих их волокон. Анализатор является высокоспециализированной системой входа информации в мозг и анализа этой информации. С помощью рецепторов анализатор воспринимает физическую или химическую энергию и трансформирует ее в нервные сигналы для передачи в мозг. Сам процесс передачи информации сопровождается многочисленным перекодированием и преобразованием и завершается высшим анализом и синтезом, после чего происходит выбор и разработка программы ответной реакции организма (С. Б. Ступина,А. О. Филипьечев).
Любой анализатор выполняет огромное количество операций с сигналами. К этим операциям можно отнести обнаружение сигнала, его различение, передачу и преобразование, кодирование поступающей информации, опознавание образов и многие другие. Деление функций и операций анализаторов в большинстве своем условно. Обычно различные отделы анализаторов выполняют разные функции. Например, обнаружение и распознавание сигналов осуществляется в первую очередь рецепторами, опознавание образов характерно для высших корковых структур анализаторов, а преобразование и кодирование информации свойственно всем слоям анализаторов.
Обнаружение сигнала начинается в рецепторах, который представляет собой специализированную клетку, приспособленную к восприятию из внешней или внутренней среды организма определенного физического или химического раздражителя и преобразованию его в форму нервного возбуждения.
Преобразование сигналов в анализаторах может быть пространственным и временным. При пространственном преобразовании сигнала меняется его масштаб в целом или искажается соотношение его различных пространственных частей. Например, в зрительной системе на уровне коры головного мозга происходит значительное искажение геометрических пропорций отдельных частей тела или фрагментов поля зрения. Временные преобразования сводятся в первую очередь к сжатию отдельных импульсов, которые разделяются паузами и интонациями.
Кроме того происходит отсеивание избыточной информации. Например, доказано, что только информация, поступающая от зрительных анализаторов, за несколько минут способна насытить все информационные резервы мозга. Но так как информация поступает в мозг от различных раздражителей и не всегда ясно, от какого раздражителя она наиболее важна, приоритет в передаче информации не наблюдается. Ограничительную функцию выполняет в первую очередь сенсорная воронка, которая резко сокращает количество информации, поступающей в высшие центры. Таким образом, в мозг поступает лишь сильно уменьшенное количество информации и только от тех участков рецепторной поверхности, которые получают информацию о резкой смене раздражителей. Именно эта информация наиболее важна для формирования первичных поведенческих актов, и кора головного мозга получает ее в нужном объеме.
Конечная и самая сложная операция анализаторов это опознание образа. Ее суть состоит в классификации образов и занесении их в тот или иной класс объектов, с которыми организм уже имел дело. Опознавание образов производится на основе всей предыдущей обработки сигнала, его расщепления с помощью детекторов на отдельные признаки, а также подробного анализа всех этих признаков. Основная задача опознавания сводится к построению мозгом определенной модели раздражителя. В конце опознавания мозг принимает решение о том, с чем организм столкнулся в данной ситуации. Для осуществления опознания образов в коре полушарий имеются особые, связанные между собой группы нейронов, при возбуждении которых в мозге появляется тот или иной образ. В результате этого опознания человек осознает, что он видит перед собой, что слышит или чувствует. На высших уровнях анализаторов складывается определенный сенсорный образ, который не зависим от изменчивости мелких случайных признаков. Сенсорный образ – это совокупность сигналов, отображаемых в сходном пространственно-временном распределении процессов возбуждения и торможения на высшем уровне анализатора.
Любой анализатор работает как единая система, все звенья которой взаимосвязаны и регулируют друг друга. Состояние всех уровней анализаторов непосредственно или опосредованно контролируется ретикулярной формацией, которые включает анализаторы в единую систему, объединяя их с другими отделами мозга.
Таким образом, сенсорное восприятие зависит от рецепторов, поступающих от анализаторов и доставляющих отсеянную информацию нейронам, которые дают информацию коре головного мозга. Наибольшее восприятие поступает от большего количества рецепторов во временном пространстве. Благодаря высокой приспосабливаемости афферентных связей нейронов пирамидных клеток больших полушарий головного мозга можно видоизменять или формировать новые навыки.
2. Особенности сенсорного развития в раннем возрасте.
Большое значение для психического развития в раннем возрасте имеет формирование сенсорики. Впервые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и др. Ведущая роль восприятия, по мнению А. В. Запорожца, объясняет особенности развития образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде. Он так же доказывал, что существуют определенные виды деятельности, к которым сенситивно восприятие (рисование, конструирование, и показал, как их формирование влияет на динамику становления когнитивной сферы детей.
Зрительное восприятие в раннем детстве, по мнению И. В. Шаповаленко, носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприятия полуторагодовалых – двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом возрасте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.
Следующая ступенька, считает Е. Н. Каменская – зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка). Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представлений о свойствах предметов (образы восприятия). Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами – персептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесения этих образов-эталонов с предметами окружающего мира (Т. Д. Марцинковский).
Персептивные действия позволяют изучать основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделяя в них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнавать этот предмет, отнеся его к определенному классу – кукла, машинка, тарелка и т. д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть, но потрогать его руками, действовать с ним, затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие персептивных действий помогает формированию обобщения и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия (Т. Д. Марцинковский).
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
Соотнесение предмета с эталоном помогает систематизировать те знания, которые получают дети при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и понятным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти различия между конкретным предметом и эталоном (например, сказав, что яблоко – это неправильный круг).
Необходимо особо отметить и исследования М. И. Лисиной, которая отмечает, что в раннем возрасте ведущий вид общения является ситуативно-деловым, поэтому помощь взрослого должна быт направлена, прежде всего, на анализ и разделение деталей, из которых потом ребенок (может быть при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные, что, в свою очередь, ускоряет познавательное развитие детей.
Весьма интересен вопрос о том, как и в чем, проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком. Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов (А. Г. Маклаков… Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослых. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладевать такими понятиями как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».
Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки. Во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
Важным средством сенсорного развития малыша, по мнению Н. М. Аксариной, являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Однако определять их самостоятельно малыш еще не может. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов окружающей обстановки. Если ребенок за чем-либо наблюдает, ему надо помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы, которые он задает в это время и даже побуждать малышу к задаванию вопросов.
Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: «Я буду строить дом», т. е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования (Н. М. Аксарина).
Пиаже, проводя исследовательские наблюдения за детьми дошкольного возраста, отмечает, что на первых стадиях развития мышления, ребенок рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и жизнью, психикой и душой – анимизм. Причину такого смешения природного и психического Пиаже видит в том, что ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира. Вступая в контакт со взрослыми, слушая их объяснение, ребенок видит противоречивость своим анимистическим суждением и реальными событиями, постепенно отказывается от приписывания вещам природы субъективных свойств.
Эту же тенденцию описывают и советские психологи А. В. Запорожец и Г. Д. Луков. Они предлагали малышам бросать в воду маленькие предметы, различные по форме и материалу, предварительно предположив, будет предмет плавать или нет. Затем, ребенок, должен был объяснить, почему опыт подтвердил или опроверг предположение. Постепенно ребенок начинает понимать, что не все маленькие предметы плавают. Уже 4-летний ребенок может давать непонятным явлениям наукообразное объяснение.
Таким образом, особенности сенсорного восприятия сводится к следующему: восприятие в раннем детстве, по мнению И. В. Шаповаленко, носит непроизвольный и избирательный характер; зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка, считает Е. Н. Каменская делает возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по форме, величине, потом по цвету; становление общего восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек, составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесения этих образов-эталонов с предметами окружающего мира (Т. Д. Марцинковский); развитие восприятия происходит в условиях индивидуальных особенностей восприятия личности (А. Г. Маклаков).
Методика обследования
Диагностика сенсорного развития детей третьего года жизни проводилась по схеме, разработанной проф. Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной.
Методика входной диагностики при возрасте 2 года.
Задание – Ребенок подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Методика проведения диагностики:
Материал – 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).
Специально подготовленная ситуация – перед ребенком раскладывают варежки в следующем порядке – красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется – синяя, красная, зелена, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.
Поведение ребенка – Правильно подбирает по образцу 3 цвета – к красной варежке – красную варежку, у синей – синюю, к зеленой – зеленую. Ребенок должен решить одно задание.
Методика промежуточной диагностики (2г. 6 мес.).
1. Задание – подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.
Материал – цветное лото, в котором имеются 4 карточки, окрашенные в основные цвета, и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же цветов (брать изображения знакомых предметов, которые в занятии не использовались).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карточки 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в те же 4 цвета (цвет чередуют). Затем спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка. Правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
2. Задание – подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал : Два комплекса основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Один комплект дают ребенку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка. Правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
Методика заключительной диагностики, проведенной уже с детьми 3-х лет.
1. Задание – назвать 4 основных цвета.
Материал : 8 однотонно окрашенных предметов по 2 одинаковых цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.)
Методика. Ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шарик?» (цвет чередуют).
Поведение ребенка. Правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
2. Здание – в деятельности использует геометрические фигуры по назначению.
Материал : Геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором, в основе которых лежат основные геометрические фигуры.
Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие рисунки, накладывая их на образец.
Входная диагностика
В начале учебного года, после адаптационного периода – 1 месяц, я провела входную диагностику по вышеизложенной методике.
Анализ диагностического задания проводился по методике разработанной Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной. Количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии.
Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на третьем году – 1-е полугодие).
Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвертую с еще большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе – опережение на один эпикризный срок – ускоренное развитие; на два эпикризных срока – высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группах выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки) : I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети верхнегармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая на 2 эпикризных срока, во II группе – с негармоничным развитием (одна часть линий выше на 1, другая ниже на 1 эпикризный срок, в III группе – с нижегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1, другая часть на 2 эпикризных срока).
Tаблица № 1 .
Уровень сформированности основ сенсорной культуры у детей третьего года жизни в начале учебного года.
№
п/п Ф. И. ребёнка Дата рождения Возраст Сенсорное развитие-форма Сенсорное развитие-цвет Уровень развития
1. Земсков Денис 28.07.12 2,2 2,2 2,2 С
2. Мубинов Ильдар 20.07.12 2,2 2,2 2,2 С
3. Лисин Матвей 27.04.12 2,5 2,5 2,5 С
4. Суркова Настя 17.07.12 2,2 2,2 2,2 С
5. Мурзина Лиза 18.07.12 2,2 -1,9 -1,9 Н
6. Карманов Антон 18.05.12 2,4 2,4 2,4 С
7. Архипова Тая 19.06.12 2,3 2,3 2,3 С
8. Евсеев Артем 23.05.12 2,4 2,4 2,4 С
9. Айдинова Мадина 24.04.12 2,5 2,5 2,5 С
10. Пантелеев Ярослав 07.08.12 2,1 2,1 2,1 С
11. Мамедова Фидан 19.04.12 2,5 2,5 2,5 С
12. Сычев Тимофей 02.05.12 2,5 2,5 2,5 С
13. Кудимова Тая 30.03.12 2,6 2,6 2,6 С
14. Шайдуллов Марсель 19.05.12 2,4 2,4 2,4 С
15. Ванюков Артем 15.07.12 2,2 2,2 2,2 С
16. Павлов Демид 11.03.12 2,6 2,6 2,6 С
17. Соловьева Ольга 11.07.12 2,2 2,2 2,2 С
18. Сператонова Ева 04.07.12 2,3 2,3 2,3 С
19. Абрамов Саша 03.03.12 2,7 2,7 2,7 С
20. Батанин Марк 26.05.12 2,5 адаптация
21. Мамадьяров Марат 18.01.12 2,8 -2 -2 Н
22. Яргунов Илья 05.04.12 2,6 2,6 2,6 С
23. Баранов Степа 16.04.12 2,5 2,5 -2 Н
24. Пицур Леша 09.03.12 2,6 адаптация
25. Курочкин Никита 02.04.12 2,5 -2 -2 Н
26. Зуев Антон 20.01.12 2,8 -2 -2 Н
27. Ковин Андрей 12.06.12 2,3 -1,9 -1,9 Н
Количественный анализ показал, что на начало года, дети, пришедшие из семей, совсем не различают цвета, редко кто соотносит их по цвету, практически никто не называет словом. У 19 детей по норме соотносят цвета с несколькими подсказками взрослого. Однако некоторые дети не владеют знаниями по форме и цвету 6 детей - (Ковин А., Мурзина Л., Мамадьяров М., Курочкин Н., Зуев А., Баранов С.)
Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию сенсорных эталонов у детей третьего года жизни: 4 основных цвета – сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество названных цветов; знать геометрические фигуры в разнообразном материале.
Направления, этапы, планирование.