Светлана Погодкина
Комплексное занятие по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Закрепить знание о цветной гамме хохломской росписи, производстве хохломских изделий, названиях основных элементов; учить подбирать цвета красок к фону изделий; развивать творческое воображение при создании декорации; воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Задачи:
Учить детей правильно пользоваться кистью тычком;
Продолжать работу над произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане…»;
Обогащать словарный запас;
Учить выразительно и интонационно читать стихотворения о Хохломе, пословице о труде.
Публикация «Комплексное занятие по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Предварительная работа: зна4комство с творчеством А. С. Пушкина; чтение «Сказка о царе Султане.», рассматривание к ней иллюстраций; зарисовка отдельных элементов хохломской росписи
Оборудование: хохломские изделия, портрет А. С, Пушкина, иллюстрации, образцы рисования орнаментов, трафареты посуды (желтого, черного, красного цвета, краски гуашевые, палитра, мягкие кисти, тычки, баночки с водой, салфетки, подставки под кисти, клеенки.
Звучит музыка. На ковре лежит хохломская шкатулка, в ней золотой орешек.
Воспитатель (показывает детям шкатулку). Посмотрите, ребята, что лежит на ковре.
Дети. Шкатулка!
Воспитатель. Какая она красивая! Каким узором она расписана?
Дети. Хохломским!
Воспитатель. Верно. Как вы догадались?
Дети. На шкатулке изображены завитки, кустики, ягодки, осочки, трилистики. Она сделана из дерева.
Воспитатель. Это элементы какой росписи?
Дети. Хохломской.
Воспитатель. Открывает шкатулку).
Ой, что это лежит внутри?
Дети. Орешек.
Воспитатель. Как он сюда попал? Как вы думаете?
Дети. (Высказывают предположения). Из сказки. Его принесла белка.
Ребенок читает отрывок из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Ребенок
Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поет
И орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Вот это чудом-то зовут!
Воспитатель. Дети, из какой сказки этот отрывок?
Дети. «Сказка о царе Султане».
Воспитатель. Кто ее написал?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель. Ребята, вы правильно сказали-шкатулку с орешком нам принесла белочка. У кого жила белочка в сказке?
Дети. У князя Гвидона.
Воспитатель. Князь для белочки потом выстроил дом. Из чего был сделан домик?
Дети. Из хрусталя.
Воспитатель. А какие еще бывают дома?
Дети. Деревянные, панельные, кирпичные. Соломенные, каменные.
Воспитатель. Как называются дома, в котором живут сказочные герои?
Дети. Дворец. Терем, замок.
Воспитатель. Все герои сказок живут в сказочных домах, а на столах у них сказочная посуда. Хотите сделать такую же? Тогда давайте превратимся в мастеров-умельцев. Раз, два, три-превращения начни!
Дети поворачиваются вокруг себя.
Вот, вы и стали народными мастерами. Подойдите к выставке деревянных изделий, рассмотрите их и иллюстрации. Что вы здесь видите?
Дети. Ложки, солонку, салфетницу, половник, разделочную доску.
Воспитатель. Ребята, чтобы получилось такая красивая расписная посуда, сначала из дерево вырезали предмет, обтачивали, покрывали слое глины, пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Затем изделие припудривали алюминиевым порошком, и оно становилось серебряным. После этого художник наносил рисунок кистью, и изделие снова покрывали олифой. Далее его клали в печь и закаляли при температуре 60-90 С, изделие становилось золотым.
Поэтому хохлому называют «золотой».
Ребенок читает стихотворение о хохломе.
Ребенок.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они. Как золотые,
Все листочки как листочки,
Здесь же – каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Воспитатель. Прежде чем начать работу, давайте немного отдохнём и поиграем в народную игру «Четыре стихии».
Правила игры. Играющие выстраиваются в одну линию водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов
Четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь.
В воде живут рыбы, в воздухе-птицы, на земле- звери, в огне – ни кто не живет.
Водящий бросает одному из ребят мяч и называет, например, «воздух!». Тот, кому он бросает мяч, сразу же кидает его обратно, называя какую-нибудь птицу, например, ворона или воробей.
Если водящий скажет: «Огонь!» и бросит мяч, то его ловить нельзя, пусть пролетает мимо.
Водящий может бросить мяч тому же играющему, все убыстряя темп.
За неправильный ответ или длительному задержку участник выбывает из игры. Сумевшие продержаться до самого конца-победители.
Воспитатель. Дети, сейчас вы окажетесь в мастерской и станете творить чудеса.
Дети садятся за столы.
Но чтобы ваша посуда получилась сказочной, нужно заколдовать инструменты, которыми вы будете рисовать. Для этого вместе произнесем заклинание.
Кисти, кисти, помогите,
И поможет нам дружок-
Славный мастерский тычок!
Ведь элементы росписи писались не только кистью, а и ее тычком, для рисования каких элементов нужен тычок?
Дети. Для ягод смородины, рябины, брусники.
Воспитатель. Если вы правильно будете пользоваться этими инструментами, то они помогут вам.
И еще одним помощником для вас будет музыка, которая как и песни, всегда сопровождала труд русских мастеров.
Наш народ всегда был трудолюбивым и слагал пословицы о труде. Дети, вспомните некоторые из них.
Дети.
Почет и труд рядом живут.
Красная птица оперением, а человек умением.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Умелые руки не знают скуки.
Мала пчела, да и та работает.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Воспитатель. Дети, назовите элементы хохломской росписи.
Дети. Завитки, кустики, ягоды, травка, осочки, трилистики, усики.
Воспитатель. Каким методом будете рисовать трилистики?
Дети. Тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Дети начинают рисовать, звучит музыка.
Во время работы воспитатель следит за тем чтобы дети правильно сидели за столом, выбирали нужный цвет.
По окончании творческого процесса проводится анализ детских работ.
Ребенок (читает стихотворение)
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияло, поднялось,
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома.
Золотая Хохлома!
Воспитатель. (открывает шкатулку). Смотрите дети, белочка принесла нам орешки.
А орешки не простые
Посмотрите- вот какие!
И садимся все за стол,
И веселый пир пошел!