Тамара Гаврилова
Комплексное занятие «Лесное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
В-ль: Здравствуйте, дети! Вы хотите отправиться в путешествие по лесному царству?
Дети: Да.
В-ль: Молодцы. Но с начало давайте вспомним, кто живет в лесу? Какими бывают леса? Какую пользу лес приносит человеку? Кто и как заботится о лесе?
И так, кто живет в лесу?
Публикация «Комплексное занятие „Лесное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Дети: В лесу живут деревья, кустарники, травяные растения, грибы, ягоды, хищные звери (волк, лиса, животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, еж) лесные птицы, насекомые. Лес –это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд, нор. Лес кормит их.
В-ль: Какие бывают леса?
Дети: Леса бывают разные: хвойные – темные леса, в березовых рощах растут одни березы это светлые леса, в сосновом бору – одни сосна, в смешенном лесу растут разные деревья, под деревьями кустарники, на земле травы, ягоды, грибы.
В-ль: Какую пользу лес приносит человеку?
Дети: Лес воздух для легких, влага и тень. В лес ходят за грибами и ягодами, шишками и орехами; в лес хотят отдыхать, лечиться, наслаждаться тишиной, чистым воздухом, пением птиц, за хорошим настроением. Из дерева изготавливают мебель, пол, окна, двери, из древесины - книги, тетради, деготь, скипидар.
В-ль: Кто и как заботится о лесе?
Дети: За всеми лесами присматривают специальные люди –лесники. Они заботятся о здоровье леса, берегут от вредных насекомых, от пожара, помогают животным в трудное время – зимой в бескормицу, весной в половодье.
В – ль: Молодцы ребята, сегодня утром я обнаружила необычное послание. Сейчас я его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех.
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень
Я веселый старичок,
Старичок – лесовичек!
Ну, что ребята, примем приглашение веселого старичка – лесовичка?
Дети: Да. (звучит музыка дети идут по тропинке в лес и поют песню «По лесной тропинке в темный лес пойдем».
Появляется старичок – боровичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Можете и вы ребята поздороваться с лесом.
Дети читают стихотворение Н. Благининой «Лес» :
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь мы свои.
Лесовичок: Я думаю, вы знаете, как надо вести себя в лесу. Зверюшек не обижать, деревья зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.
В-ль: Уважаемый лесовичок, дети очень ответственно подготовились к путешествию в лес. Они выучили правила поведения в природе, нарисовали и сделали своими руками знаки поведения в лесу и выучили стихи и песни о жителях леса.
Лесовичок: Молодцы ребята, я хочу послушать и посмотреть.
В-ль: Дети, какие правила поведения в природе мы знаем?
Дети:
-Не губи!
-Не шуми!
-Не сори!
В-ль: Что, значит не губи?
Дети: Нельзя ломать деревья, убивать птиц, животных, ломать птичьи гнезда, разорять муравейники.
В-ль: А что значит не шуми?
Дети: В чужом доме не шумят. Сейчас многие птицы сидят на гнёздах, ждут птенчиков. У многих зверей малыши, их нельзя пугать, они могут убежать, заблудиться, не найдут свою норку и погибнут.
В-ль: А что значит не сори?
Дети: Нельзя в природе оставлять битые бутылки, консервные банки, разные пакеты, бумагу, всякий мусор, засорять природу.
В-ль: А что нужно делать чтоб природа наша была еще краше?
Дети: Охранять, беречь природу, приумножать ее богатство: сажать деревья, цветы, ухаживать за ними, лечить деревья, птиц, животных попавших в беду, зимой подкармливать птиц.
В-ль: Давайте послушаем стихи о природу и о том, как ее нужно беречь.
Дети:
1. Чтоб могли леса цвести
И сады и реки
Всё живое береги
Ты на этом свете.
2. Ты природу полюби
Каждую травинку
С птицами давай дружи
Береги былинку.
3. Мусор, друг не оставляй
В лесу на полянке
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
4. Не неси домой ежа
Бабочку не трогай
Люди, помните всегда-
Их не так уж много.
Лесовичок: Молодцы ребята. Ко мне разные гости ходят в лес: есть хорошие, а есть такие, о которых и говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные полянки бумагой и мусором, самая страшное – неумело разводят костёр, в результате чего возникает самый страшный враг леса – пожар! Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. Страшное зрелище – лесной пожар.
Но вы ребята молодцы. Я разрешаю вам погулять по лесу, понаблюдать за его обитателями, полюбоваться его красотой, ведь он удивительно прекрасен.
(дети гуляют по лесу, наблюдают, рассматривают, воспитатель обращает внимание детей на красивое дерево березку и предлагает поводить хоровод).
Лесовичок: Красивый хоровод ну, что нагулялись? Расскажите, что видели в лесу? Кого встретили?
Дети: Мы видели деревья разные, разной высоты: сосны, березы, липы, дуб, осины, клён. Видели кустарники: боярышник, шиповник, калину. Травянистые растения: крапиву, подорожник, лопух, ковыль. Цветы: ландыши, одуванчик, бессмертник, ромашку, разные грибы. На деревьях разные гнезда, дупло, норки зверей, встретили бабочек, жучков, паучков, муравейник с муравьями, сороку, дятла, ежика.
Лесовичок: Молодцы наблюдательный народ. Дети, вы знаете, что все обитатели леса не могут жить друг без друга. Выложите на фланелиграфе цепочку питания лесных обитателей ( дети вылаживают :гусеница поедает лист, мышь поедает зерно, личинка жука поедает древесину, синица поедает гусеницу и т. д.). Молодцы ребята! А хотите поиграть со мной в игру «Живая картина»?
Дети: Очень хотим.
Лесовичок: Вы, дети, должны превратиться в жителей леса и рассказать о себе, а в конце все вместе должны составить живую картину леса (дети превращаются в лесных жителей). И так, слушаем. Ведь наш лес волшебный, здесь и птицы и деревья могут о себе рассказать.
Береза: «Угадайте-ка, кто я: «Стоит в белой одежке свесив сережки». Да, я, береза – символ России. В старые времена меня называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Белый ствол мой покрыт тонкой берестой. А береста! Это же готовая природная бумага. Мои листья и почки люди собирают, настаивают и применяют при разных болезнях. Но я не только лечу, но и пою людей березовым соком. Из меня делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. Меня используют как топливо, как хорошие, березовые дрова. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником. Любит и бережет меня народ, за красоту и пользу.
Осина: «Угадайте кто я: «Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит»? Да, я – осина. Я – дерево стройное, красивое, с горьковатым запахом. Даже в самый тихий, безветренный день листья мои дрожат. Я очень нужна лесным жителям. Зимой корою кормятся зайцы, гложут ее лоси. Ранней весной прячутся в моих ветвях глухари. Летом вокруг меня растут грибы да ягоды. Осенью же я радую красотой людей.
Дуб: «Отгадайте кто я: «Богатырского сложения, раскидист и высок. Желуди на мне растут. Как меня зовут? Конечно же, я, дуб. Русский народ сложил обо мне много сказок, песен, поговорок. Люди связывают со мной силу, могущество и долголетие: «Стоит, как дуб несокрушимый». В русских лесах нет дерева мощнее меня. Я – развесистое дерево, поэтому в моих ветках вьют гнезда птицы. Люблю свет и тепло, расту медленно. Кто хочет вырастить меня, должен запостись терпением.
Появляются кустарники, травы и цветы.
Шиповник.
Отгадайте кто я?
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорошо,
Но за то мои плоды
Все пригодны для еды.
Я шиповник, дикая роза, а еще я лекарственное растение. Мои плоды заваривают и пьют при кашле. По цветам шиповника определяют время: в 4-5 часов они распускаются, а к 7 -8 вечера закрываются.
Подорожник.
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Но однажды людям добрым раны вылечить помог. Правильно я подорожник.
Одуванчик.
А меня вы знаете?
С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты.
Отгадали, я одуванчик.
Еще до рассвета чувствую, каким будет наступающий день. Если хмурым и дождливым, то цветок не раскроется. А если погода обещает быть хорошей, цветки одуванчика откроются уже к 6 часом утра.
Земляника.
Послушайте загадку.
Подмигнет тебе украткой
Из травы фонарик сладкий.
Я земляника скороспелая и высокоурожайная лесная ягода.
Опята.
А нас отгадаете.
Много нас, грибочков – братьев.
Утром в теплый летний день
Любим мы гурьбой забраться
Даже на трухлявый пень.
Правильно, мы опята.
Появляются заяц и волк.
Заяц :
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Я заяц.
Волк.
Кто зимой холодной бродит
В лесу злой, голодный.
Молодцы, правильно я – волк.
Соловей.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее нежней,
Кто же это?
(Соловей).
Появляется бабочка и паук, отгадайте кто мы?
Бабочка.
В ярком платье модница
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомиться – отдыхает.
Паук.
Не рыбак, а сети расставляет.
Правильно я паук.
( Звучит аудиозапись музыка леса: голоса птиц, шелест ветра, треск ветки, стук дятла, звуки шуршащих листьев под ногами, песни синицы, стрекотание кузнечика и старичок - лесовичок предлагает сделать живую картину леса.)
На заднем плане деревья: сосна, осина, дуб, береза - качают ветвями. Впереди шиповник и калина, между ними земляника, подорожник, одуванчик, грибы. Бабочка порхает над шиповником, паук на березе плетёт паутину, под осиной сидит заяц, соловей посвистывает на дубу, волк бродит между деревьев.
Лесовичок: Очень красочная, живая картина получилась. В жизни лес похож на многоярусный, многоэтажный дом, как у вас на картине.
Вспомните, ребята и назовите многоярусность смешенного леса.
I этаж
Дети: Верхний ярус – сосна (самые высокие деревья)
II этаж
Ярус по ниже – лиственные деревья (клен, береза, ели).
III этаж
Следующий ярус – кустарники и подрастающие деревца (шиповник, калина, боярышник).
IV этаж
Нижний ярус – это травы, цветы, ягоды (крапива, подорожник, земляника, ландыши).
V этаж
И последний ярус – грибы.
Лесовичок: Все правильно.
В-ль: Дети, давайте немного разомнемся.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Лесовичок: Ребята, я так рад, что вы сегодня ко мне в гости пришли и порадовали своими знаниями о лесе.
В-ль: Но это еще лесовичок не все, дети сейчас вас порадуют и своими умениями, сделают вам на память объемную аппликацию «Смешанный лес» ( мальчики рисуют и вырезают из самоклейки верхние два яруса: деревья, кустарники; девочки нижние два яруса: травы, цветы, ягоды, грибы и приклеивают на ватман. Готовую аппликацию дети дарят лесовичку).
Старичок – лесовичок: Спасибо ребята, я вам на память о нашей встрече тоже дарю памятку о правилах поведения в природе, не забывайте их.
-В природе всегда будьте вежливыми гостями у добрых хозяев (лесных, луговых, садовых).
- Старайтесь ничего, кроме знаний и впечатлений не уносить с тропинки.
- Не нарушайте дружбу растений и животных с человеком, оставьте природу в сохранности и в целостности.
- Замечайте, запоминайте, зарисовывайте интересное, увиденное вами.
Дети прощаются со старичком – лесовичком и лесом.
(звучит музыка леса).
В-ль: Вот и закончилось наше путешествие в лесное царство!