Алена Богданова
Комплексное сопровождение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное сопровождение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра
В наш центр приходят дети достаточно маленькими (2,5-3 года).
Часто такие дети еще никогда не получали педагогической коррекции. У большинства детей нет речи, страдает внимание и наблюдается нарушение поведения.
Задача педагогов – научить ребенка взаимодействию с окружающим миром.
В в логопедической работе с детьми с РАС используется вербально-поведенческий подход (АВА или ППП).
Публикация «Комплексное сопровождение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
АВА Лежит основе коррекционной в основе многих подходов к раннему вмешательству, позволяет изучить поведение, изменить его в социально-приемлемую сторону, обучить навыкам.
В своей работе мы используем и DIR-концепцию (метод флортайм).
На начальных этапах работы хорошо себя зарекомендовала так называемая денверская модель раннего вмешательства. Она разработана для родителей детей с РАС.
Суть этой методики состоит в вовлечении детей в круг ежедневных дел, тем самым создавая условия для обучения и общения.
Помогает создавать возможности для обучения через простые игры коммуникативное воздействие и осмысленное общение в процессе простых игр.
Элементы этой методики могут использоваться и на занятиях, особенно с малышами, так как основная цель раннего вмешательства-помочь детям овладеть основными социальными навыками, такими как речь, мимика, жесты и направить их внимание на других людей, на их действия, звуки, слова и лица.
Для этого используется способ, который обозначает термином подстройка. Применение этого способа значительно расширяет возможности для обучения, так как внимание ребенка привлекается к разным предметам, ситуациям и действиям окружающего мира, расширяет возможности для обучения и адаптации, так как позволяет подстраиваться под индивидуальные потребности каждого ребенка.
Применение этих методов позволяет сделать игровое взаимодействие привлекательным для ребенка.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-101199-1595913124.jpg[/IMG]
Оказывает помощь в освоении базовых навыков обучения, таких, как взаимодействие с педагогом, умение концентрации внимания, глазного контакта. Это различные сенсорные (сенсорные коробки, качание на мяче, музыкальные игрушки) и интерактивные игрушки.
Когда ребенок начинает чувствовать себя достаточно комфортно с педагогом, в кабинете, начинаем учить подражанию (подражанию мимике, жестам, движениям тела).
Таким образом, мы закладываем «кирпичики» в фундамент обучения. Далее начинаем учить указательному жесту. Учим показывать вещи, предметы (указывать пальцем, следить за указательным жестом).
Начинаем формировать речь- подражание звукам, игры на звукоподраждание животным, бытовым приборам, механизмам. (наборы животных, пальчиковые наборы, «волшебный мешок»).
Для достижения этих целей часто используем метод «флортайм». Игра может быть развернута и на полу и на подоконнике. Метод флортайм создает возможность для дальнейшего развития, т. к. методика флортайм и вся концепция DIR (развитие-индивидуальные различия-отношения) основана на использовании естественных интересов и эмоций ребенка как основу этого взаимодействия. Так, например, упражнения на речевую моторику стимулируют доречевое звукоизвлечение, жестикуляцию и подражание и тем самым облегчает развитие речи.
Обучение распознаванию звуков стимулирует фонематическое восприятие которое служит основой для чтения.
Составляя план работы с каждым ребенком стараемся учитывать индивидуальные особенности, комбинируем элементы разных методов терапии
При обучении общению используются карточки PEKS, картинки, фото, напечатанные слова.
При наличии негативных реакций хорошо используется метод организации с помощью карточки «сначала-потом». Для обучения сложному, многоступенчатому навыку используем метод пошагового обучения.
Очень любят дети «фишки»-магниты, которые мы используем в методе усиления поведения с помощью визуальных стимулов (пенал с магнитами)
Ну и наконец нельзя обойти вниманием любовь детей с РАС к компьютеру. В работе используются компьютерные программы расширяющие знания об окружающем мире, об отношениях между людьми и помогающие социализации.
Регулярные и длительные занятия с педагогами приносят хорошие результаты. Многие дети достигли значительных успехов в обучении и социализации.
Материал подготовили логопеды:
Незамаева Марина Анатольевна
Крамаренко Анжелика Александровна
Богданова Алена Владимировна