Екатерина Косенко
Комплексная музыкально-оздоровительная программа
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:
по музыкальному воспитанию : «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»О. Н. Арсеневская, «Топ- хлоп малыши» А. И. Буренина, «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина, основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е Веракса, «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова, «Музыка здоровья» программа музыкального здоровьесберегающего развития М. В. Анисимова.
Публикация «Комплексная музыкально-оздоровительная программа» размещена в разделах
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое,
психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы
становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут
новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия
для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и
индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в
музыкальном воспитании дошкольников.
Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в
ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического
здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование
привычки к здоровому образу жизни.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой
и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности
детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих
способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью
Задачи проекта:
Образовательные:
1) Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной
деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и
индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную
речь и ее грамматический строй
2) Формировать начала музыкальной культуры
3) Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения
со сверстниками и взрослыми,
4) Создавать предметно - развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно
богатой, физически здоровой личности
Воспитательные:
5) Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье,
сверстникам, самому себе
6) Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко
выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в
музыкальной деятельности в ДОУ и др. учреждениях города
Оздоровительные:
7) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
8) Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка
9) С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма
Предполагаемый результат:
1) Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
2) Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка
3) Повышение уровня речевого развития
4) Снижение уровня заболеваемости
5)Стабильность физической и умственной работоспособности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий:
1) Валеологичесие песенки-распевки:
- Поднимают настроение,
- Задают позитивный тон к восприятию
окружающего мира,
- Улучшают эмоциональный климат на
занятии,
- Подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика:
-Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную
роль в кровоснабжении
-Способствует восстановлению центральной нервной системы
- Улучшает дренажную функцию бронхов
-Восстанавливает нарушенное носовое дыхание
-Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные
деформации грудной клетки и позвоночника
Артикуляционная гимнастика:
- Способствует тренировке мышц речевого аппарата
- Ориентированию в пространстве
Оздоровительные и фонопедические упражнения:
- Укрепляют голосовые связки
- Способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей
- Стимулируют гортанно-глоточный аппарат
- Стимулируют деятельность головного мозга
Игровой массаж:
- Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей
- Нормализует вегетососудистый тонус
- Нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз
Пальчиковые игры:
- Развивают речь ребёнка
- Развивают двигательные качества
- Повышают координационные способности пальцев рук
- Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием
- Формируют образно-ассоциативное мышление
Речевые игры:
- Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности
- Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки
Музыкотерапия :
- Способствует коррекции психофизического статуса в процессе
двигательно-игровой деятельности
- Слушание правильно подобранной музыки :
- Повышает иммунитет,
- Снимает напряжение и раздражительность
- Уменьшает головную и мышечную боль
- Восстанавливает спокойное дыхание
Основные направления работы с детьми НОД.
1) Взаимодействие с родителями
2) Совместная музыкальная деятельность взрослого и ребёнка.
3) Самостоятельная деятельность ребёнка.
4) Музыкально-спортивные праздники и развлечения.
5) Развитие речи.
6)Интеграция с другими образовательными областями
7) Взаимодействие со специалистами, педагогами ДОУ
Анализ провидения занятий с позиций здоровьесбережения
Параметры Результаты анализа
1) Гигиенические условия в музыкальном зале : температура, свежесть воздуха, рациональность освещения.
2) Продолжительность музыкальной деятельности.
3) Количество видов деятельности.
4) Длительность применение ТСО (в соответствие с гигиеническими нормами).
5) Разминка и другие оздоровительные моменты на занятии-их место, содержание и продолжительность.
6) Психологический климат.
1) Соответствует нормами СанПиН
2) Соответствует возрасту
3) 3-5 видов деятельности (слушание, пение,муз. ритм. движение, игра на детском музыкальном инструменте, детское творчество-песенно-танцевальное).
4) Общая длительность использования ТСО на занитии не превышает 25%
5) В процессе слушания и пенияпроводятся различные разминки, физкультминутки(0,5-2мин. 2-3 раза за все занятие)
6) В основном, музыкальная деятельность проходит в спокойной обстановке.
ПОСТАНОВКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗ.
• систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки,
• в начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить,
• систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр- драматизаций.
В своей работе с детьми я, так или иначе, я всегда использовала следующие виды оздоровления:
• логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
• пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
• психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;
• Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
• Ритмопластика.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
• Разработан подробный календарный план. Сделана подборка пальчиковых игр для каждого возраста.
• Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста применению психогимнастических упражнений Сделала подборку психогимнастических упражнений для каждого возраста.
• Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по логоритмике. Сделала логоритмических упражнений для каждого возраста.
• Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по ритмопластике. Сделала подборку упражнений по ритмопластике для каждого возраста.
• Спланировала работу с детьми разного дошкольного возраста по дыхательной и артикуляционной гимнастике. Сделала подборку упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике для каждого возраста.
• Провожу занятия, развлечения с здоровьесберегающих технологий.
• Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
• Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
• Делюсь опытом с другими педагогами.
• Провожу анализ занятий с позиций здоровьесбережения.
• Провожу два раза в год диагностику муз. Развития. Наблюдаю положительную динамику.
План работы музыкальных занятий с технологиями здоровьясбережения
Период Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Сентябрь 1. Пальчиковая игра
2. Дыхательная гимнастика
3. Артикуляционная
Гимнастика
4. Пение Развивать мелкую моторику
пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью
Учить вдыхать носом, выдыхать-ртом.
Вырабатывать качественные,
полноценные движения органов артикуляции
Распевать детей с использованием чистоговорок п-игра «Дружба»,
п-игра «В гости»
Упр «Ладошки»
Упр «Знакомство
с язычком и его
домиком»
Чистоговорки:
Массаж лица
«Ёжик»,
«Пчелка»,
«Жа-жа-жа»
Октябрь 1. Речевые игры
2. Игровой массаж
3. Пальчиковая игра
игра
4. Дыхательная
гимнастика Развивать координацию речи сдвижением
Научить правильно выполнятьсамомассаж биологическиактивных зон лица.
Продолжать разучивать
пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев,
активно проговаривая текст
Продолжать работать над
правильным вдохом-выдыхом Речевые игры: «Кто нам
песенку поет»
«Степка-растрепка»
Комплекс массажа лица
«Лепка»
П-игра «Здравствуйте»
«Капусту рубим»
Упр. «Листочки
Ноябрь 1. Игровой массаж
2. Пальчиковая игра
3. Дыхательная гимнастика Показать детям приемы массажа
Развивать внимание и быструю
реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию
Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе Массаж «Веселый
музыкант»
П-игра «Вверх
ладошки»,
«Вот помощники мои»
Упр «Погончики»,
«Насос»
Декабрь
1. Речевые игры
2. Артикуляционная
гимнастика
3. Игровой массаж Развивать творческое
воображение, добавить в игры сопровождение самодельных муз.
Инструментов
Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников,сопровождать движениями рук.
Разучить комплекс упр.
самомассажа головы Речевые игры:
«Солнышко»,
«Листопад»
Упр «Прогулочная
сказка»
Самомассаж «Надо
голову помыть»
«Расческа"
Январь 1. Пальчиковые
игры
2. Дыхательная
гимнастика
3. Речевые игры
4. Оздоровительные
Упражнения. Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных
точек рук.
Продолжать развивать правильное дыхание дошкольников
Учить произносить фразы
различной динамикой голоса
Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника П-игра «Морковка»
«Снег»
«Лесом по проселку»
Упр «Кошка
просыпается»
Февраль
1. Игровой массаж
2. Пальчиковая игра
3. Речевые игры Побуждать детей активно
участвовать в проведении
самомассажа.
Развивать координацию движения пальцев рук
Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность Упр «Снеговик»
П-игра «Можно ль козам
не бодаться?»,
Реч. Игра «Матрешки и
петрушки»
Март 1. Дыхательная
гимнастика
2. Артикуляционная
гимнастика
3. Игровой массаж
4. Пальчиковые
игры Разучить новое упражнение,
напомнить о правилах дыхания во время упражнения
Выработка качественных движений органов артикуляции, учить
имитировать движения животных.
Разучить массаж для рук
Учить правильно и ритмично выполнять движения пальцами,
выразительно произнося текст Упр «Обними себя»
упр «Зоологическая
сказка»
Упр «Строим дом»
П-игра «Божьи коровки»
Апрель 1. Речевая игра
2. Пальчиковые
игр
3. Дыхательная
гимнастика
4. Пение Развивать координацию речи с движением, творческое воображение
Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание,пространственную
координацию
Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе.
Работать над правильным и
своевременным дыхании в Речевая игра с муз
инструментами
«Кухонный оркестр»
Пальчиковая игра «В
лесу»
Упр «Большой
маятник»
«Здравствуйте»,
«Курочка»
Май 1. Игровой
массаж
2. Пальчиковая
игра
3. Пение
4. Речевая игра Учить выполнять массаж спины
Развивать память, внимание, речевой и музыкальный слух.
Распеваться вокальными упражнениями
Развивать выразительность исполнения
движений, мимики, жестов Упр «Дождик»
П-игра
«Возвращаемся
домой
Упр «Змея»,
«Щука», «Печка»
Упр «Обезьянки»
Литература:
1) Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
2) Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
3) Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт. -сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
4) Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М. : ТЦ
5) Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. М., 1999.
6) Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
7) Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.
8) Гальцова Е. А. «Забавные истории обо всем на свете»
9) О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.