Анна Сергеевна Кожевникова
Комплексное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. «На машине ехали…»
Задачи:
1. Формировать у детей умение составлять предложения по картине с проблемным сюжетом, систематизировать представления о видах транспорта.
2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, пространственную ориентировку, мелкую и речедвигательную моторику.
3. Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными; упражнять в определении позиции звука «ш» в словах; закреплять навык сло-гового анализа слов.
4. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.
Публикация «Комплексное логопедическое занятие с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, „На машине ехали…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Оборудование: развивающие пособия «Светофорчики и машины-прищепки», «Размести пас-сажиров по вагонам»; картинки с изображением животных и птиц; музыкальный руль; построенная из детских стульев машина; красные и зеленые сигналы; панно «Машины на дороге»; карточки-символы; картинка с проблемным сюжетом «Машина заболела»; мольберты; грузовой автомобиль с сюрпризами для детей.
Ход.
Дошкольники входят в группу, приветствуют педагога и гостей.
Раздается сигнал машины.
-Ребята, вы ничего не слышите? По-моему, кто-то упорно сигналит за окном.
Педагог вносит звуковой руль. (Приложение №1)
-Посмотрите, это необычный руль, у него есть руки и ножки. И он просит нас о помощи.
Я - руль автомобиля,
Прошу в машину сесть.
Вы знаете, ребята,
Большая просьба есть!
Все светофоры нужно
Нам быстро починить,
И в поезд по вагонам
Животных рассадить.
Вы правила движенья
Подскажите всегда,
И пробок на дорогах
Не будет никогда.
Получив согласие детей на помощь рулю в устранении неполадок на дорогах, педагог приглашает их пройти в построенную из детских стульчиков машину. Но рядом с машиной вдруг обнаруживает неполадку.
-Ребята, посмотрите, колесо спустило. Нужно его накачать.
Насосы в руки взяли И накачали!
Проводится дыхательная гимнастика. Дети «накачивают колеса», делая глубокий вдох и произнося на выдохе «ш-ш-ш». Упражнение проводится 3 раза.
-Машина готова, можно отправляться в путь!
Дети садятся в машину. Проводится упражнение на звукопроизношение.
По дороге не скучай.
Слова за мной повторяй!
Дошкольники повторяют за педагогом слова и фразы с разной силой голоса (тихо, громче, еще громче):
Шина, шофер, шоссе;
Машина, едешь, шуршат;
Тише едешь, дальше будешь.
-А вот мы и у светофора, затормозим и очень скоро!
Дети выходят из машины, подходят к столу, на котором расположены развивающие пособия «Светофорики и машины-прищепки». (Приложение №2). Проводится упражнение на развитие фонематического восприятия и определение позиции звука в слове.
-Светофорики - это слова, машинки - звуки. Скажите, где прячутся звуки в словах: шофер, штраф, везешь, едешь, машина, маршрут?
Дети перемещают машинку-прищепку на красный цвет (начало слова, желтый цвет (сере-дина слова) или зеленый цвет (конец слова).
Педагог предлагает пройти в машину и отправиться в дальнейший путь.
По дороге не скучаем,
В игры разные играем!
Проводится игра на развитие слухового внимания «Стоп - поехали!». Дети берут красные и зеленые сигналы.
-Ребята, если я произнесу слово, относящееся к транспорту, то вы поднимите зеленый сигнал и скажите «Поехали!»; если другое слово, то поднимите красный сигнал и скажите «Стоп!».
Слова: автомобиль, трамвай, яблоко, стол, мотоцикл…и т. д.
-Стоп, машина! Переезд! Со станции «Прокопьевск» отправляется состав!
Дети выходят из машины, подходят к расположенному на мольберте развивающему пособию «Размести пассажиров по вагонам». (Приложение №3). Проводится упражнение на слоговую структуру слова.
-Чтобы быстрее состав отправился, может быть, поможем разместить пассажиров по вагонам? В первом вагоне должны ехать те животные, названия которых состоят их одного слога. Во втором - те, названия которых состоят из двух слогов, в третьем - из трех.
Дети берут картинки с изображением животных, определяют количество слогов и размешают пассажиров по вагонам. В ходе выполнения упражнения педагог оказывает посильную помощь нуждающимся детям, предлагая отхлопать звуки. Детям, легко справившимся с упражнением, предлагает дополнительные картинки.
Динамическая пауза: педагог предлагает дошкольникам поиграть в игру «Шоферы».
Едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем - выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
«Дворники» счищают капли
Вправо - влево, чистота!
Волосы взъерошил ветер,
Мы, шоферы,
Хоть куда!
(Дети едут по кругу, крутя воображаемый руль. Останавливаются, поднимают и опускают ногу.
Делают движение правой рукой вперед-назад. Подносят руку к глазам, всматриваются. Держат согнутые в локтях руки перед собой, машут вправо-влево. Машут ладонями в лицо. Делают указывающий на себя жест. Показывают поднятый большой палец левой руки).
Педагог обращает внимание детей на расположенное на мольберте панно «Машины на дороге». (Приложение №4).
-Пока мы играли, на дорогах образовались пробки. Что такое пробки?
-Посмотрите на панно и скажите, какого цвета машины вы видите?
-Какие виды машин?
-В какие стороны они едут?
-Если быстро все машины посчитать, то они разъедутся, и пробки не станет. Возьмите карточки- символы и в соответствии с ними пересчитайте машины.
По окончании задания педагог благодарит детей за оперативность и предлагает снова отпра-виться в путь. Проводится упражнение на развитие высших психических функций «Дружит и не дружит».
-Машина «дружит» с автобусом или с глобусом?
-Самолет «дружит» с ракетой или с газетой?
-Корабль «дружит» с лодкой или с ложкой?
-Трамвай «дружит» с поездом или с домом?
-Мотоцикл «дружит» с машиной или с малиной?
-Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?
-Трамвай «дружит» с вагоном или с балконом?
-Грузовик «дружит» с бензином или с апельсином?
-Вертолет «дружит» с самолетом или с компотом?
-Ребята, я слышу чьи-то вздохи. Наверное, надо проверить, что случилось и не нужна ли наша помощь?
Педагог вместе с детьми подходит к мольберту, на котором размещена картинка с проблемным сюжетом «Машина заболела». (Приложение №5).
-Расскажу вам удивительную историю. У девочки Марины было много разных игрушек: куклы, машинки.. Она их очень любила, кормила, укладывала спать. Но однажды случилась не-приятность (выставляет картину).
-Как вы думаете, что случилось?
-Почему вы решили, что машина заболела?
-Как вы думаете, отчего заболела машина?
-Как друзья ее лечат?
-Поправится ли машина от такого лечения?
-А на самом деле кто и где лечит машины?
Педагог предлагает отправить Маринину машину на станцию технического обслуживания, а самим отправиться дальше в путь.
Подведение итогов: дети вместе с педагогом на магнитной доске с планом группы перемешают машинку-магнит и проговаривают маршрут следования. (Приложение №6)
На занятии играли,
И задания выполняли.
Мы машину починяли,
И нисколько не устали.
Вы, ребята, молодцы,
Всех я вас благодарю.
И в подарок сувениры подарю.
В группе появляется грузовичок с сувенирами для детей и гостей.
Рады были мы гостям,
И машинки дарим вам.
Чтобы вы не уставали,
И повсюду успевали.
Приложение №1.
Звуковой руль.
Приложение №2
Развивающее пособие «Светофорики».
Приложение №3
«Размести пассажиров по вагонам».
Приложение №4
Панно «Машины на дороге»
Приложение №5
«Машина заболела».
Приложение №6
План маршрута.