Наталья Петрова
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе «Финансовая грамотность» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Финансовая грамотность»
три недели
Цель формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи
Публикация «Комплексно-тематическое планирование в старшей группе „Финансовая грамотность“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
• формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)
• знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
• формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт- деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;
• учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
• воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Утренняя гимнастика: ОРУ с предметами (МЯЧИ)
Прогулка:
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память;
воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Наблюдение за трудом шофера
Цели: продолжать знакомство с работой шофера, названиями частей машины; воспитывать уважение к труду взрослых.
Наблюдение за ветром
Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.
Гимнастика после сна: комплекс март
НОД
Понедельник
1. Познавательное развитие (ФЦКМ)
«Путешествие в страну Экономика»
Задачи: Научить выделять главное направление использования денег людьми.
Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
Расширять знания о производителях товаров и услуг
Упражнять детей в решении экономических задач.
Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.
2 Художественное творчество
(Рисование)
«Деньги сказочного леса»
Задачи: Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Развивать творчество и мышление у детей.
Использование ИКТ (рассмотреть банкноты и монеты Российской Федерации)
3. Физическая культура (на воздухе)
Вторник
1. Речевое развитие
Чтение сказки «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского
Задачи: Познакомить с автором сказок К. И. Чуковским. Формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок, развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду; воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствие.
2 Физическая культура.
Занятие № 73
Задачи: Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, с поворотом в другую сторону по сигналу.
Разучить ходьбу по канату с мешочком на голове
Л. И. Пензулаева с 108
3 Познавательное развитие (познавательно исследовательская, конструктивная деятельность)
«Дома»
Задачи: Упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.
Среда
1. Познавательное развитие. (ФЭМП)
Занятие №2
Задачи: Познакомить с записью числа 10. Продолжать учить делить круг на две равные части, называть их и сравнивать целое и часть.
И. А. Помораева с 53
2. Музыка
Четверг
1 Речевое развитие
Чтение сказки «Телефон» К. И. Чуковским
Задачи: Продолжать знакомить с автором сказок К. И. Чуковского. Расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.
2 Физическая культура
Занятие № 74
Л. И. Пензулаева с 110
3. Художественное творчество
(Рисование) по сказке
«Телефон»
Задачи: Формировать умение передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию.
Использование Икт (способы рисования)
Пятница
1 Художественное творчество
(Аппликация) Коллективная
«Банкнота сказочного леса»
Задачи: Учить детей создавать изображение, подбирая и создавая соответствующие сказочному лесу изображение; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.
Использование Икт (способы вырезания цветов из бумаги)
2 Музыка
Понедельник
1. Познавательное развитие (ФЦКМ)
«Бюджет семьи»
Задачи: Познакомить с понятием, зарплата, пенсия, стипендия. Устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом и получением денег; делать обобщения. Формировать представления о доходах семьи.
Использование Икт
2 Художественное творчество
(Рисование)
«Монетный двор»
Задачи: Учить создавать отпечатки монет простым карандашом. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.
3. Физическая культура (на воздухе)
Вторник
1. Речевое развитие
Чтение сказки «Федорино горе» К. И. Чуковского
Задачи: Продолжать знакомить с автором сказок К. И. Чуковским. Расширять представление о домашнем труде, формировать понимание необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательное отношение к лени, неопрятности.
2 Физическая культура.
Занятие № 73
Задачи: Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, с поворотом в другую сторону по сигналу.
Разучить ходьбу по канату с мешочком на голове
Л. И. Пензулаева с 108
3 Познавательное развитие (познавательно исследовательская, конструктивная деятельность)
«Путешествие в страну денег»
Задачи: Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитывать у детей интерес к экономике
Среда
1. Познавательное развитие. (ФЭМП)
Занятие №3
Задачи: Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 умение обозначать число цифрами.
И. А. Помораева с 55
2. Музыка
Четверг
1 Речевое развитие
Чтение стихотворения «Как старик корову продавал» С. Михалков
Задачи: Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
2 Физическая культура
Занятие № 76
Задачи: Повторить ходьбу и бег по кругу с изменением направления движения и врассыпную. Разучить прыжок в высоту с разбега.
Л. И. Пензулаева с 112
3. Художественное творчество
(Рисование) по замыслу
Задачи: Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Развивать творчество и мышление у детей.
Пятница
1 Художественное творчество
(Лепка)
«Монеты»
Задачи: Учить детей создавать изображение монеты. Развивать творчество и воображение.
Использование Икт
2 Музыка
Понедельник
1. Познавательное развитие (ФЦКМ)
«Я - Финансист»
Задачи: Продолжать знакомить с понятием, зарплата, пенсия, стипендия. Устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом и получением денег; делать обобщения. Формировать представления о доходах семьи.
Использование Икт
2 Художественное творчество
(Рисование)
«Дерево потребностей»
Задачи: Продолжать учить рисовать дерево. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.
3. Физическая культура (на воздухе)
Вторник
1. Речевое развитие
Чтение сказки «Мужик и медведь»
Задачи: Сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.
2 Физическая культура.
Занятие № 77
Задачи: Упражнять детей в прыжках в высоту с разбега. Метание мешочков в вертикальную цель.
Разучить ходьбу по канату с мешочком на голове
Л. И. Пензулаева с 114
3 Познавательное развитие (познавательно исследовательская, конструктивная деятельность)
«Кошелёк»
Задачи: Продолжать учить детей вырезать детали самостоятельно. Развивать творчество, воображение.
Среда
1. Познавательное развитие. (ФЭМП)
Занятие №4
Задачи: Продолжать знакомить с делением круга на 4 части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Совершенствовать представление о треугольниках и четырёхугольниках.
И. А. Помораева с 56
2. Музыка
Четверг
1 Речевое развитие
Чтение сказки «Хаврошечка»
Задачи: Формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.
2 Физическая культура
Занятие № 78
Задачи: Повторить бег в чередовании с ходьбой, игровые упражнения с мячом
Л. И. Пензулаева с 114
3. Художественное творчество
(Рисование) по мотивам сказки «Хаврошечка»
Задачи: Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Развивать творчество и мышление у детей.
Пятница
1 Художественное творчество
(Аппликация) «Сказочная птица»
Задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение.
Использование Икт
2 Музыка
Образовательная деятельность в режимных моментах
Приём детей создание бодрого настроения
Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов, открыток, сюжетных картинок на тему: «Финансовая грамотность»,
«Весна пришла»
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребёнок по дороге, природные и сезонные, погодные изменения.
(обобщить знания детей о сезонных изменениях; развивать память и речь)
Рассматривание денежных купюр и монет СССР
Беседа со всеми детьми:
- «Как возникают потребности».
- Беседа с выступлениями детей «История возникновения денег»
- Беседа «Семейный бюджет»
- Деловая беседа – игра «Как семья получает и тратит деньги»
- «Профессии. Зачем люди ходят на работу?»
- «Наши потребности»
- «В долг брать легко, а отдавать трудно»
Задачи: Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, воображение. Обогащать словарный запас. Учить различать деньги. Закрепить знания о возникновении денег.
Беседа на тему: «Весна пришла».
Задачи: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны; развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Формирование КГН и навыков самообслуживания.
Гимнастика для глаз:
«Дождик» (укрепление мышц глазного яблока)
Артикуляционная гимнастика с использованием ИКТ
«Подуй на банкноту». (укрепление мускулатуры щёк; развитие координации движений и умения переключаться)
Релаксация перед сном:
- слушание сказок и рассказов.
Закаливающие процедуры.
- хождение босиком по камешкам и массажным дорожкам;
- воздушные ванны;
- умывание прохладной водой и др. (развитие ориентировки в пространстве укрепление здоровья, развивать умение детей действовать по сигналу).
Дыхательная гимнастика:
«Надуй шарик» (тренировать силу вдоха и выдоха)
Чтение художественной литературы:
А. Романовой «Чудеса в кошельке» К. Чуковского «Муха Цокотуха» «Сказка о папе и работнике его Балде» Сказка «Бобовое зёрнышко»
«История о Рублике и его друзьях»
Сказка «Дудочка и кувшинчик» Сказка «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»
Два дня в неделю чтение по выбору детей.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» «Уроки тетушки Совы» «Умение экономить»; «Потребности и возможности»; «Цена и ценные вещи»; «О банке»;«Безналичные деньги»; «Работа и зарплата»
«Барбоскин и реклама»
Подвижные игры:
«Мы монетки» (развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге)
Дидактические игры:
«Угадай, где продается?»
«Что быстрее купят?»
«Назови одним словом»
«Узнай по описанию»
«Что похоже на солнышко?» (закреплять знания детей о деньгах, его форме, цвете, развивать зрительную память, логической мышление)
Сюжетно – ролевые игры:
«Супермаркет» «Банкиры и Финансисты»
«Рынок»
(вызвать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей)
Отгадывание загадок на тему: «Финансовая грамотность»
Подготовка к драматизации экономической сказки «Колобок и Теремок на новый лад»
Создание огорода на окне
- посадить лук
- пересадить огурцы, перец, томат
(учить детей бережно относить к растениям, привитие трудолюбия, аккуратности; рассмотреть семена и следить за их всходами)
Заучивание пословиц и поговорок о деньгах
Составление рассказов из личного опыта «Как я ходил в магазин»
составление рассказа «На что я могу скопить деньги»
Решение проблемной ситуации «Хочу – надо»
Подготовка драматизации сказки «Колобок» и «Теремок» на новый лад»
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Предложить детям лего конструктор (закреплять в речи название деталей, побуждать детей обыгрывать постройки, делать их устойчивыми, закреплять знания детей в названии животных).
Предложить детям настольную игру – ходилку «Фееринки»
(развитие внимания, ориентации; закрепление счета)
Создать условия для игры «Агент быстро глаз» (учить детей подбирать заданные предметы, развитие внимания, быстроты, ловкости)
Предложить детям
настольные игры:
«Мозайку».
(развитие мелкой моторики у детей; расширение знаний на военную тему; учить детей играть дружно).
Создать условия для игр с куклами, машинками - развивать игровой опыт детей, желание играть вместе.
Дидактические игры
«Угадай, где продается?»
«Что быстрее купят?»
«Назови одним словом»
«Узнай по описанию»
«Что похоже на солнышко?» (закреплять знания детей о деньгах, его форме, цвете, развивать зрительную память, логической мышление)
Сюжетно – ролевые игры
Помочь создать игровую обстановку в игре: «Супермаркет» «Банкиры и Финансисты»
«Рынок»
(вызвать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей)
Создать условия для детей в ИЗО уголке, предложить пластилин и необходимые предметы для творчества.
Отгадывание загадок на тему «Деньги»
Задачи: развивать мышление, умение отгадывать загадки.
Предложить детям раскраски по теме, создать необходимые условия для творческого рисования.
Предложить детям настольные игры:
«Что можно, а что нельзя купить за деньги»
«Товар не товар», «Лото», «Домино», «Пазлы»
Цель: развитие мелкой моторики; внимания, мышления, воображения.
Игра: «Учимся писать красиво» - продолжать учить детей правильно держать ручку или карандаш; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Изготовление монет из пластилина.
Рассматривание иллюстраций, книг на тему «Весна»;
(приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, помогая им определить её тему)
Предложить детям нарисовать весеннюю природу в уголке для рисования, создать необходимые условия.
Предложить детям вырезать любую картинку из журналов (учить правильно, пользоваться ножницами)
Предложить детям настольную игру
«Пальчиковый футбол»
Организовать настольную игру» Покупаем всякую всячину»
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами
Индивидуальные беседы по запросу родителей.
Ежедневные беседы о сне, играх детей, о том, на что родителям следует обратить внимание, об успехах на занятиях.
Дать родителям представление о мероприятиях в течение недели
Консультации для родителей:
«Что такое финансовая грамотность»;
«Инфекцион
ные болезни»
Папка передвижка: «Секретный мир детей», «Весна»
Изготовление стенгазеты
«Я –финансист»
Выставка рисунков:
«Деньги сказочного леса»
Беседа с родителями о безопасном поведении возле рек и водоёмов. Как нужно вести себя, если ты вдруг попал в беду.
Предложить родителям чаще проводить беседы, например: на тему «Раньше цены на игрушки были другие…»
Предложить родителям принять активное участие в выставке поделок на тему «Пришла весна»
Беседа с родителями: «Одежда детей в группе и на улице»;
«Поговорим о правильном питании».
Предложить родителям принести «Копилку» для выставки
Предложить родителям посетить банк вместе с детьми и принести фотографию.
Родительское собрание «Дети и деньги».
Предложить родителям принести сменную одежду и навести порядок в шкафчике. (забрать лишнее)
«День добрых дел»
Подарим игрушку детскому саду.